С месяц назад Анна Константиновна (
Olesya-smesnyh) активно участвовала в разработке методики и осуществляла (провела ряд фокус-групп) любопытное заказное исследование. Насколько я понимаю, инициаторы проекта серьезно намерены внести вклад в безопасность на дорогах (продолжая проект) и мне представляется важным ему способствовать.
Я тоже имел отношение к анализу материалов исследования, поэтому согласился выложить небольшой пострелиз проекта:
В мае-июне 2014 года Московским Городским детско-юношеским центром «Юный автомобилист» (www.mgkua.ru) и Некоммерческим Партнерством «Национальная гильдия инновационных менеджеров» был реализован проект по проведению мониторинга и анализа эффективности мероприятий в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В проекте были задействованы более ста образовательных организаций города Москвы.
Руководили проектом консультант по психодиагностике Вадим Афанасьев, ученый-психолог к.пс.н. Игорь Соломин и к.п.н. Анна Самохина. В исследовании приняло участие более 10.000 московских школьников.
«Ну и что, - скажет читатель, - мало ли таких исследований формально проводится, а воз и ныне там?… Все это снова закончится красивыми картинками, «правильной» отчетностью ГИБДД и нудными лекциями по правилам дорожного движения, которые никто всерьез не воспринимает».
Однако нам вопрос показался гораздо интереснее. Дело в том, что в упомянутом исследовании был реализован не стандартный фрагментарный подход: «всем срочно изучить ПДД, день и ночь рассказывать о нем детям, перемежая эти рассказы с визитами и нравоучительными беседами сотрудников ГИБДД».
Проблема детского травматизма была рассмотрена как частный случай, в рамках комплексной модели психофизиологических и психологических характеристик современных школьников от 5 до 10 классов.
Большая группа полевых исследователей при помощи специально адаптированных количественных и качественных методик изучала особенности личностных и интеллектуальных способностей школьников, эмоциональных состояний и скрываемой мотивации.
В рамках исследования детского дорожно- транспортного травматизма мы имеем полноценную, валидную картинку будущего члена общества в динамике его развития от средней до старшей школы.
Вот некоторые выводы:
Результаты мониторинга показали существенные различия, касающиеся рисков травматизма у различных групп школьников. Так, наибольшая вероятность попадания в ДТП выявлена у учащихся 10-х классов. Важным фактором, повышающим риски на дороге, является увлечение велосипедом.
Количественный мониторинг показал, что большое количество детей не знакомо с базовыми правилами дорожной безопасности, их логикой, отношениями на дороге водителя и пешехода, не думает и не интересуется этой темой. Учащиеся считают, что их безопасность на дороге зависит от внешних факторов и посторонних людей, не представляют реальной опасности, которая исходит от транспортных средств.
Мониторинг показал, что многие психологические характеристики учащихся 5-10 классов повышают вероятность попадания в настоящем или будущем в критические жизненные ситуации (ДТП - частный случай). К этим характеристикам относятся минимальные мозговые дисфункции, снижение умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нарушения концентрации и устойчивости внимания, зрительного восприятия, пространственных представлений, вербального интеллекта, повышенная импульсивность, планомерно снижающийся от 5 до 10 классов уровень общей и учебной мотивации.
В отличие от своих младших товарищей, десятиклассники совершают гораздо большее количество ошибок при решении задач, связанных с умственной деятельностью. Большинство десятиклассников крайне импульсивны, не склонны думать в процессе решения задач и принятия решений, торопятся осуществить выбор. Круг интересов заметно снижается, часто ограничивается лишь отдыхом и музыкой, теряется удовлетворенность настоящим, исчезает стремление к порядку, формируется терпимость к нарушению правил, алкоголю, теряется страх перед авариями и другими социально опасными событиями.
В число обследованных школ входили как «престижные», элитные учебные заведения, так и школы для сложных, «проблемных» детей.
На наш взгляд, достаточно интересные результаты. Мы очень надеемся, что они найдут отражение не только в государственных программах обучения, но и при разработке образовательных стратегий.
Выводов, разумеется, больше, они опираются на интересные методики, подкреплены видеоматериалами. При желании, ознакомиться с ними и подискутировать можно связаться с руководителем программы исследований Вадимом Афанасьевым (afanasiev2002@mail.ru), в ведущей исследование организации МГКЮА «Юный автомобилист» (www.mgkua.ru).