“Грудой дел, суматохой явлений
День отошел, постепенно стемнев.
Двое в комнате: я и Леннон
Фотографией на белой стене”
(Школьный парафраз 70-х годов)
Театр музыкальной комедии г.Пятигорска за десятилетия своего существования повидал на своей сцене многих талантливых и даже выдающихся актеров, исполнителей и театральные коллективы. Многие из этих театральных событий и выступлений вспоминаются в прессе до сих пор. Для справедливости захотелось вспомнить об одном концерте на сцене театра, про который никогда не упоминала ни официальная, ни театральная пресса тем более, что недавно исполнилась уже весьма круглая дата его проведения.
Февральским вечером уже бесконечно далекого 1975г. мне позвонил школьный друг и с волнением поведал, что только что на театральной тумбе видел свежую афишу, извещавшую о единственном концерте в Пятигорском театре музкомедии какого-то ансамбля “Сине-черные” из ПНР. Название ни ему ни мне абсолютно ничего не говорило и мы решили познакомится с предложением поближе. C нетерпением дождавшись десяти часов вечера, когда на улица уже почти не было прохожих и вооружившись опасной бритвой, мы выдвинулись на дело. Действительно на тумбе красовалась свежая афиша, отпечатанная синей краской на грубой бумаге типографией им.Анджиевского. Под крупной фотографией
значилось, что после завершения тура по США в рамках гастролей по СССР означенный ансамбль дает единственный концерт в Пятигорске. Поскольку в темноте было плохо видно, то дальнейшее изучение предложения мы решили продолжить дома, куда и вернулись с вырезанной бритвой выгнутой фотографией коллектива. Разгладив у него дома картинку утюгом, стали внимательно изучать изображенную на ней группу явно уверенных в себе молодых людей,участников польского ансамбля Niebiesko-Czarni. Вспомнив что в молодежном журнале “Смена” в статье, осуждавшей безобразия на концерте одной британской группы, Deep Purple застенчиво обозначили как “Пурпурно-лиловые”, и проведя аналогию, а также логично заключив ,что а бы кого в Америку на гастроли не пустят, было решено концерт непременно посетить. Фотография-трофей была приклеена на картон и заняла почетное место на стене в комнате друга. Приобретя назавтра два недешевых по тем временам билета в партер, мы стали ожидать наступления дня концерта.
Небольшое отступление: в середине 70х годов все или почти все ученики школ города увлекались или даже бредили роком. На имевшимся почти у каждого школьника катушечном магнитофоне с великим пиитетом регулярно прослушивались сквозь шум и некачественный звук записи чудом появлявшихся в основном в студенческой среде через фарцовщиков и иностранных студентов пластинок именитых западных групп, чье золотое время творчества пришлось на это десятилетие. Это были, естественно, записи The Beatles, а также пребывавших в зените славы Deep Purple,Led Zeppelin,Slade,Creedence и ряда других. Какие то крохи информации о них мы черпали из передач Севы Новгородцева на ВВС, регулярно передававшихся на коротких волнах в 22-30 каждую пятницу. Однако как выглядят,как ведут себя на сцене, на чем играют и каким образом извлекают такой великий драйв западные музыканты - мы и понятия не имели: железный занавес и информационный вакуум тогда сбоев не давали! Каждый мечтал хоть краешком глаза взглянуть на эту магию, услышать и ощутить на себе живой драйв рок-музыки на живом концерте!
Вечером назначенного дня мы отправились в парк Цветник.Уже стемнело.Дойдя до касс Лермонтовской галереи мы просто
опешили от увиденного: вся площадь перед театром,газоны вокруг были усыпаны народом! Несведущему могло показаться, что в Пятигорск
из Кремлевского дворца съездов срочно перенесли какой-то внеочередной съезд комсомола-толпа состояла сплошь только из молодых людей
от среднего школьного возраста до студентов трех тогдашних вузов города и рабочей молодежи! В театр пока никого не впускали, а сквозь стекла входных дверей выглядывали явно напуганные билетные контролеры. Однако руководство театра заранее позаботилось о том, чтобы концерт прошел по-советски тихо и спокойно - об этом свидетельствовало обилие людей в милицейской форме как снаружи так и в фойе театра. Вскоре двери распахнулись и толпа постепенно стала втекать в театр.Сказать что зал был полон- значит ничего не сказать. Зрители сидели и на откидных местах,а после начала концерта люди расселись и на принесенные видимо из служебных помещений театра стульях, заняв места у дверей и вверху проходов партера. Подозрительно много в тот вечер оказалось и ассистентов у осветителей, сидевших как правило по одному в отгороженном пространстве на краю обоих балконов.
Видимо это были приятели осветителей,пробравшиеся в театр под видом рабочих сцены. Наконец все расселись, в зале притушили верхний свет и вышедший перед занавесом штатный конферансье театра шаблонно-сдержанно объявил о начале концерта. Распахнулся занавес и… на сцену как будто бы спустились инопланетяне - они были непривычно раскованы, уверены в своем превосходстве, стильно и ярко одеты по последней сценической моде: белые водолазки, в ярких польских орнаментах брюки-клеш, жилетки, солистка в мини-юбке: все в одном красно-узорчатом стиле.Невооруженным глазом было видно, что эти ребята давно и прочно поймали Удачу за хвост. Когда же они заиграли, от мощи и драйва звучания притих весь зал-такой саунд никому из зрителей не приходилось видимо слышать до этого никогда! Прослушивая приведенные ниже записи части композиций того концерта откиньте на время скепсис не забывая, что эти вещи были написаны более 40 лет тому назад!
Музыкальная планка, с которой ансамбль начал свою программу, определила в первой же композиции солистка ансамбля Ада Русович, на тот момент уже прочно входившая в верхний список женских вокалов на польской эстраде.
Click to view
Названия композиций объявлялись на польском языке самими участниками,в основном солисткой,и ансамбль тут же начинал следующую вещь, тем более мощь усилительной аппаратуры позволяла ему сделать это и поверх бурных аплодисментов и возгласов молодежи:
Click to view
По мере развития действия становилось все более очевидным, что лидерами ансамбля,как теперь говорят фронтмэнами, являются соло-гитарист Януш Поплавский и второй гитарист, певший и вокальные партии Войцех Корда, кроме того супруг солистки. Умело выстроив последовательность композиций, “Cине-черные” не только демонстрировали разноплановость своих музыкальных пристрастий, но и умело повышали градус атмосферы на сцене и в зале:
Click to view
Казалось, что от внимания ансамбля не ускользнуло ни одно модное тогда музыкальное направление:
Click to view
Наступил момент концерта, когда солистка ненадолго покинула сцену, а на ее место, добавив уровня на своем 200-ваттном гитарном кабинете Marshall, выдвинулся соло-гитарист, который уверено сжимая в руках свой Gibson и растянув свитый кольцами соединительный кабель подключенный к инструменту, мастерски заиграл чисто инструментальную тему:
Click to view
Не снижая накала настроения молодежи в концертном зале, ансамбль без промедления продолжил далее демонстрацию своих сочинительских способностей и инструментальных возможностей:
Click to view
Видимо, чтобы хоть как то немного разрядить нараставшее с каждой композицией буйство молодых в зале, оба гитариста иногда просто прикалывались и оставшись втроем с басистом Павлом Дабровски, начинали музыкально шутить:
Click to view
К чести коллектива нужно сказать, что все таки особенно пронзительно у них получались “медляки” собственного сочинения,созданные музыкантами на основе богатых польских музыкальных традиций в том числе и классики, без попыток подражания кому либо:
Click to view
Click to view
Click to view
Вообщем, весь тот концерт мы с другом прослушали на одном дыхании, не обращая никакого внимание на творившееся в зале, смотрели на это неземное для нас действо немигающим взглядом, вкушая драйв их музыки и крепко держась руками за подлокотники кресел, которые впрочем своим нутром тоже четко вторили мощным партиям бас- гитары и ритмическим пируэтам ударной установки Premier.С концерта мы (и наверняка не только мы одни) вышли с другом в твердом намерении прекратить разрозненное бренчание на гитарах, а создавать свой ансамбль, чего впрочем у нас дальше десятка репетиций, к счастью, не продвинулось. Увы, на следующий год, на концерте во Львове “Cине-черные” объявили о своем распаде после 14 лет совместных выступлений. Так что тот концерт в Пятигорском театре музкомедии может смело считать историческим уже по одному этому обстоятельству.