Свет вокруг / И все осветилось / Everything Is Illuminated
Feb 27, 2015 09:00
год: 2005 страна: США название: Everything Is Illuminated слоган: «Leave Normal Behind» режиссер: Лив Шрайбер сценарий: Лив Шрайбер, Джонатан Сафран Фоер композитор: Пол Кантелон
Путешествие от клюквы до холокоста
Настроился я смотреть фильм как трагикомедию с сильным привкусом клюквы об Украине эпохи нулевых. Однако неожиданно фильм сделал финт ушами и оказался драмой о холокосте! Но обо всем по порядку.
Фильм рассказывает об американском еврее Джонатане Фоере, который поехал искать старую возлюбленную своего деда на Украину. В свое время она спасла его от прихода нацистов, а сама во время войны пропала навсегда. Не совсем понятно, что мешало деду при жизни этим заняться, ну да ладно. В роли Джонатана - Элайджа Вуд.
А украинка носила типично украинское имя - Августина.
Гарний еврейский хлопець и его дивчина Августина. Пункт назначения - еврейское местечко в Польше Трохимброд, которое в фильме упорно именуют Трачимбродом.
А помогать ему будет типичная украинская семья из Одессы по фамилии "Перчовы".
Знакомьтесь: дедушка Алекс - молдавско-советско-американский актер Борис Лёскин. Папа Алекс - украинский актер Александр Хорошко. И старший сын в исполнении Евгения Гудзя по имени... как думаете, какому имени? Правильно - тоже Алекс! Украинские семьи слишком ленивы, чтобы придумывать мужчинам разные имена, поэтому всех в семье называют Алексами, там проще. А различают их, надо полагать, по номерам - Алекс Первый, Алекс Второй и Алекс Третий... Семья, как видите, неблагополучная. Vodka на столе, ругань в семье... Папаша не очень любит к тому же Алекса Третьего.
А сам Алекс зато отлично ладит с младшим братом, которого, как ни странно, зовут не Алекс, а Игорь. Он даже показал ему свой любимый эротический журнал "Большие прилады".
Большие прилады? Большие приклады? Большие причиндалы?
Если кому-то интересно, что такое "прилады", то пусть лучше подумает, почему слово "большие" на обложке написано с прописной буквы. Ладно, в остальном Алекс - типичнейший одессит: носит абибас, фальшивые золотые цепи, торчит от всего американского и танцует в клубах хип-хоп. Йоу, бразер, зацени мой прикид!
Хммм... Ну вообще, по фильму мне показалось, что так Алекс выглядит в своем воображении, но не будем углубляться.
Семейка Перчовых, как и положено типичным одесситам, ненавидит жЫдофф, но при этом кормится с них, помогая им посетить места, где раньше жили их родственники. Дедушка активно косит под слепого, для чего выбил себе собаку-поводыря (в семье ее называют исключительно сукой и не просто так...) После долгих уговоров он соглашается отвести Джонатана в Трохимборд, чтобы тот убедился, что любовь его деда сто лет скончалась. На чем они поедут из Одессы в Трохимброд? На типичной машине украинского пенсионера. Трабанте.
Наш дедуля нищеброд - мы поедем в Трохимброд!
Чо вы ржёте как над курсом гривны? Думаете, дедуля лох? Нет, через десять лет благодаря ценам на бензин это будет почти лимузин! Запорожец не каждый сможет себе позволить. И вот они едут мимо крупных планов на памятники, церкви и МакДональдсы - ну, типичная Одесса, вы понимаете. Тем временем Джонатан прибывает ин Совьет Укрэйн. Привет, типичный украинский пейзаж!
Тут будет очень в тему кадр из другого клюкво-фильма про Украину: "Запретная зона".
Да, в 2000-е годы разбитые автомобили на дорогах в Украине были такой же обыденностью, как и сейчас. На вокзале (что примечательно, не одесском, а львовском, вывеска была крупным планом) американца встречает оркестр - не то еврейский, не то венгерский... Тоже, в общем, стандарт.
Ладно, на самом деле это американская фолк панк-группа Gogol Bordello, основателем и солистом которой и является собственно Евгений Гудзь. Состоит в основном из наших. Из русских, украинцев и евреев. Она же обеспечила фильму половину саундтреков.
По сюжету Джонатан - полный лох, поэтому антисемиты усаживают его на заднее сидение с псиной, наплевав, что у него фобия на собак. И они едут мимо разбитых техблоков и башни Одесской атомной ТЭЦ. Ибо Совьет Укрэйн - зис из лэнд оф нуклеар пауэр стэйшнс, зис ис евербади ноу олл!
И вот расовые одесситы приближаются к цели, мчась по дороге мимо чешских домиков и под забавную музыку: то трек группы "Ленинград" "Клей Момент купил за рубль!..", то под "Здраствуйте, мое почтение" шансонера Анатолия Полотно. Это, кстати, отлично укладывается в музыкальную тему фильма.
И вот они приезжают в обычный украинский HOTEL, который, видимо, сам еще войну видел.
И собираются ужинать. Как это водится, на столе обязательно vodka. Одновременно для одесситов становится большой новостью, что Джонатан вегетарианец и не ест мяса. Що? Так бывает?!!!
"Хохлы - они же тупы-ы-ы-ые!"
Прибывает еуропЭйский укрАинский сервизь!
Так уж получилось, что в гостинице не было ничего без мяса. Вот ничего от слова совсем. Вот представляете, в украинском меню картошка только с мясом. Салаты, надо полагать, там отсутствуют как факт. Ох уж это украинское меню. Далеко им до еуропЭйских стандартов. Ну ничего, нынче благодаря новоявленным еуропэйзаторам, украинцы будут кушать и без мяса, и без салатов, а скорее всего и без картошки. А может, даже и без еды. В итоге Джонатану приносят одну (прописью - одну!) картофелину на тарелке ("Хохлы - они же тупы-ы-ы-ые!"). Дальше необъяснимая сцена - Джонатан роняет картошку на пол и вся семья на нее пялится. Помолчав, дед поднимает картофелину, кладет себе в тарелку, разрезает деловито ножом, каждому по куску (включая собаку) и жрет. Видали, как мастерски хохол у жида бульбу отжал?! Причем еще и издевается! Жрет картошку со словами: "Вэлком ту Укрэйн!"
Тут опять-таки очень в тему другой кадр из "Запретной зоны".
Вэлком ту Укрэйн, американ битч!
А американец подтверждает, что у него явно не все в порядке с головой, так как он занимается нездоровым коллекционированием всего, что попалось ему в руки. Да, Джонатан, ты таки еврей.
За ужином Джонатан рассказывает, как его дед с бабкой сбежали с Западной Украины в 1940-х, спасаясь от западенцев с их известной юдофилией. Это становится большим открытием для Алекса (сколько всего еще не знают эти милые глупые украинские дикари!): "Дед, он говорит, шо украинцы до войны антисемитами были. Это шо, правда?". Конечно, нет, Алекс. Это гнусная сионистская пропаганда. Жыды за неё ещё ответят!
На следующее утро путешествие под "Ленинград" по родине радиоактивного заражения продолжается. Велком ту Совьет Укрэйн, зе мост рэдиоактив стэйт ин ворлд!
Трабантик проезжает мимо брошенных многоэтажек военного городка. Происходит единственный ценный диалог, в котором вся суть постсоветской Украины до 2014 года: - Что это? - Советская база. - И что случилось? - Майдан Независимость.
Умри, Денис! Лучше не напишешь!
Чтобы доехать до Трохимборда, мужики останавливаются у ярмарки, где парубки с дивчинами в вишиванках танцуюють хОрОводи - и спрашивают путь у придорожных торговцев, которые, как обычные сельские украинцы, торгуют vodka, samovars and kalash matrioshka.
Мужичок в шляпе разъясняет им дорогу, и Джонатан, начитавшийся путеводителя (наверняка тот же путеводитель "для идиотов", который был у Брюса Уиллиса в пятом "Крепком орешке"), всучивает ему пачку Мальборо вместо чаевых. Мужик удивляется, но берёт. И да, касаемо одесситов - что такое чаевые, несчастные хохлы ТОЖЕ не знают! Суки, какая сволочь вам тогда про визы рассказала? Диалоги в фильме тоже блещут неординарностью: "- А бывают негры-бухгалтеры-гомосексуалисты?" "- Ты часто вступаешь в половую связь с американскими девушками?"
По дороге машину легко тормозит одним своим видом посреди поля... Э-э-э-э...
Нет. Её тормозит пацан в шортах, пасущий коз. Который потребовал жвачку, не смог объяснить дорогу и в ответ на грубость спустил нашим дуралеям шину. Под исполнение "Цыпленок жареный" на аккордеоне (расово украинская музыка!) одесситы бросаются в погоню за мальцом в поле. Прибабахнутый Джонатан же рассматривает поломку, аккуратно снимает с колеса ниппель и укладывает его в пакетик. Интересно, что будет следующим в его коллекции? Уши Алекса?
На неизвестно где найденном, но зато понятно как (отверткой и благим матом) присобаченном колесе группа продолжает путь. Дороги они не знают, а так как дед по сюжету - припадочный склочный мудак, то он орёт, съезжает с дороги в лес и прёт на своём пластиковым Тигре до какого-то карьера. Там Алекс опять пытается узнать про дорогу, но щербатые укрАинские землекопы только ржут над ним и советуют повертаться до Одессы.
Мрачный Алекс отходит от карьера, а дальше начинается типичная ситуация в Украине - он в сердцах бьет непослушную собаку, орет на Джонатана, тут набегает дед и начинает лупасить внука. Мотивация? Причина? Ин Совьет Укрэйн фор э файт нот нид э ризон!
А если серьезно, дед и так шизанутый, а тут его суку обидели.
Дед размякает и под заунывную музыку возвращается в машину. Трабантик едет дальше по полям в никуда. В какой-то момент дед выходит, трагично пялится в горизонт и идет в поле зеленой травы. Идет вдаль без всякой определенной цели. Угадайте, что его влечет.
Да. Да, ребята из фракции "Чистое небо" уже все поняли. Это то, что проникает всюду. Что не забывается и не исчезает бесследно. Чьё имя знают все. Это она. Это Зона.
Я не пойму, это декорации от "Сталкера" или кто-то успел снять Иловайский котел?
Дед идет по зеленой траве, смотрит на колючую проволоку и остатки строений посреди оврагов... Кровопролитные бои, пули над головой, ежесекундная опасность... Теперь это спокойная равнина, но когда-то это была территория смерти и ужаса... Территорией жестокой и внезапной гибели, каждую минуту угрожашей всему живому... Да, это она.. Зона... Зона никогда не отпускает... Даже когда Монолит был уничтожен, она напоминает о себе...
Какую страшную цену он заплатил тогда... Они все заплатили, все их ребята, вся их община... Он видел, как на его глазах нацисты выстроили в строй гражданских и вбили им пули прямо в их шестиконечный знак на одежде... Эта сцена до сих пор стоит перед глазами... Повторяется снова и снова... Он сам был на волосок от смерти. Если бы не Ульман с Хантером и их ребята с Красной ветки, фашисты так и оставили бы его холодный труп на Кузнецком мосту...
- Эй, дед, ты что там делаешь!
А?.. О чём это я... Э... Ах да. Так вот, дед, как мы понимаем из флэшбэка на экране, ветеран Сталкера войны и видел на этом месте расстрелы евреев. Это становится поводом влепить в фильм минут десять затянутых и абсолютно ненужных сцен: - Джонатан и Алекс лежат и пялятся в ночное небо, рассуждая, что дед наверняка страдает. - Джонатану снится длинный затянутый сон, в котором он стоит и пялится на природу. - Джонатан стоит ин риал лайф ночью и пялится на реку. За кадром запевает какая-то цыганка.
Наконец, утром Джонатан просыпается от того, что дед стоит прямо над ним и молча пялится на него взглядом сфинкса. После долгой паузы, призванной растянуть хронометраж, оказывается, что он нашел бензин для машины. Где? Да какая разница! Как будто вы не знаете, откуда Украина топливо добывает... Дед говорит, проезжая мимо полей, что раньше это была лучшая земля на свете. А Одесса - это вообще лучший город в мире. Все эти бессмысленные сцены под пение, призванные как-то там раскрыть персонажа, тянутся кое-какое время, а потом наконец... еще растянутая сцена, и Алекс идет спросить дороги в типичный украинский дом посреди поля подсолнухов.
На пороге сидела старушка, бельё стирала. И вот жеж совпадение! Это и есть Августина! ВОТ ЭТО ПОВОРОТ! САПОГИ МНЕ РОТ, ВОТ ЭТО ПОВОРОООТ! СВЯТОЙ ГРААЛЬ ВСЕГДА НАЙДЕТ ВАМ СУПЕРРЕЗКИЙ ПОВОРОТ!
Далее она провожает их в свои тайные хранилища, забитые коробками с барахлом, где все они подписаны по-украински. Подписаны грамотно, хотя под конец ребята сплоховали и написали "порох" вместо "прах". Это, собственно, и есть всё, что осталось от населения Трохимборда. Да, каким-то образом серебряные ложки, обручальные кольца и прочие фотографии хитрые евреи успели спрятать перед холокостом, а не менее хитрая баба-хохлушка кое-что вытащила тем и живет ради памяти. По случайному совпадению никто, кроме неё, даже не подозревает об этих кладах - ни чёрные копатели, ни государство, ни Израиль, ни даже КГБ.
Вдобавок оказалось, что баба на самом деле не Августина, а ее сестра, но она согласна проводить их до этого самого места. Правда, как оказалось, баба за все 50 лет послевоенного времени НИ РАЗУ не сидела в машине, так что осваивать транспорт теперь боится. Блин, да по сравнению с этой бабулей наши одесситы просто продвинутейшие носители цивилизации! В итоге баба пешком приходит на озеро с мемориальной доской и заявляет, что это и есть Пункт Назначения.
Дальше она рассказывает трагичную историю того, как фашисты это сделали. Печально, конечно, но абсолютно неинтересно. Тем более, что весь рассказ состоит в том, что фашисты согнали евреев и под дулами винтовок заставили их... плевать на свою древнюю Тору! И только её отец не плюнул... Эпично звучит, правда? "Но был один - который не плевал..."
Еще куча крупных планов и пауз, от которых мне хочется самому попасть под расстрел, и у Деда в голове крутится сильно охудожествленная сцена казни евреев - с длинными паузами, с затянутостью, крупным планом, тягучей музыкой, девушкой в белом, спокойно стоящей на заднем плане и наконец выстрел. Но свершилось чудо! Был один, который не пле... в смысле, не погиб. Это, разумеется, был наш Дед. Солдаты, видимо, промахнулись, и счастливчик получил второй билет на жизнь. Он пялится на эту девку с корзиной, снимает пиджак и молча уходит. Со стороны той никакой реакции. Вот зе фак из ис? Ну чо, кто проникся этой историей?
В общем, как оказалось, дед Джонатана женился на Августине и уехал в США, чтобы "все устроить" (с) перед свадьбой. Ровно через неделю пришли фашисты и устроили геноцид. Кстати, на доске было написано, что местечко уничтожено в 1942 году. Не представляю, по какой программе евреи Западной Украины могли эмигрировать в 1942 г. в США, но какая разница?
Этого мало! Бабуля рассказывает, что сестра оставила ей на сохранение кольцо - на самый особый случай. И вот он, видимо, представился, ведь судьба не ошибается! "Кольцо здесь не ради вас - вы ради кольца!" - радостно изрекает она. Элайджа Вуд, услышав, что целью путешествия было кольцо, делает испуганные большие глаза - понятно, почему...
Радостная бабуля кладет банку с кольцом в коробку коллекционеру, и Элайджа Вуд с влажными глазами оборачивается, с ужасом представляя, что ему теперь пешком тащить его до Мордора...
"Три были переданы эльфам. Семь отданы повелителям гномов. Девять колец были переданы человеческому роду. Но все они оказались обмануты. Потому что было сделано еще одно кольцо..."
А далее - лучший момент фильма. Наберите воздуха в грудь, сядьте и отставьте еду, если едите или пьёте. Потому что далее знаете что? [Spoiler (click to open)]Далее экранизация анекдотов про тупого партизана. Бабка спрашивает: - Скажите... Могу я задать вопрос?.. А война уже кончилась?
Да, кончилась, бабушка. Кончилась. Именно поэтому те странные люди в незнакомой форме приходили к тебе домой и убегали от выстрелов из ружья - они на самом деле просто пытались передать тебе пенсию. (шёпотом): Господи, какой же дебилизм...
На следующий день все заканчивается хорошо. Алекс просыпается через па-а-а-аузы, а Дед через па-а-а-а-аузы вскрывает вены в ванной. Хэппи-энд! Конечно, никто не вызывает ментов и доктора, просто Алекс с Джонатаном с грустными мордашками возвращаются на орлах на Трабанте обратно на львовский вокзал - трупов ин Совьет Укрэйн до чёрта, этим никого не удивишь. Зачем дед откинул копыта? Я сам не понял, эти славяне такие странные... Наконец, Джонатан сваливает, а Алекс в письме к нему рассуждает, что всё озарено светом прошлого и теперь они всегда будут рядом друг с другом. Думаете, конец? Хрен вам, кусните перцю с горiлки. Джонатан возвращается в Нью-Йорк и ему чудятся увиденные ин Совьет Укрэйн люди (эта хрень тоже что-то символизирует), после чего он приходит на могилу деда и высыпает на нее земли с Трохимброда. То же делает и семья Перчовых, хороня деда под вот таким вот надгробием.
Да, а еще они приходят на могилу в черных костюмах и кипах. Я же говорил вам, что это расовые одесситы! И ничего, что они называли Джонатана исключительно жидом - это нормальная практика среди евреев. Всё, теперь конец!
Уффффф... Что сказать в заключение? Фильм слабый, очень слабый. Во-первых, у него идиотский и напрочь неправдоподобный сюжет, который на корню убивает желание сочувствовать. Верить во всю эту белиберду с бабкой, которая до сих пор поезда под откос пускает не знает, что война кончилась, евреев, которые эмигрировали в 42-м в Америке, может только человек, очень легко абстрагирующийся от действительности. И потому особого сочувствия персонажам нет. Не говоря уже о том, что персонажи прописаны откровенно так себе, а потому даже когда они пытаются играть, выражать им особо нечего. Бедный Лёскин выжимал из роли всё, что мог, но не представил ничего нового, что он не показал бы уже в "Агенте Сокол и снеговик" (да, так уж получилось, что я подряд посмотрел эти фильмы). Вуд, как всегда, недоигрывал, Друзь держался на уровне актеров-музыкантов, каковым, собственно, и является.
Несвязности сюжета объяснений не даётся в принципе. Правда, отчасти это объясняется тем, что поставлен фильм по книге писателя... (внезапно!) Джонатана Фоера, который писался на основе личных впечатлений, и он представляет собой рассказ Алекса наравне с историей евреев Трохимборда. В итоге картина мало что берет из оригинала, вся эта роад-муви в книге уложилась в одну главу и вообще, линия Алекса занимает очень немного места. Да и сам текст куда приличнее. Хотя клюквы и тупости тоже хватает...
..МОЕ ЗАКОННОЕ ИМЯ Александр Перчов... Среди мамы он известен еще как Алексий-не-нервируй-меня!, среди отца - Шапка, за ушанку, в которую он облачается даже в летнее время. Однако, по его распоряжению отец так больше не обзывается, ибо Алекс - мужчина с мощью и производительностью.
Во многом это искупается "магическим реализмом" книги, где можно поверить и в бабок, живущих посреди подсолнухов, но в фильме эта атмосфера никак не ощущается и потому тупость только торчит наружу.
Прибавьте гору клюквы, из-за чего Украина становится похожа на Сербию из фильмов Кустурицы, а украинцы - какими-то туповатыми дикарями, с которыми лучше не иметь дело; среднюю режиссуру, чуть более чем полностью состоящую из пауз и длиннот, пытающихся передать сюрреализм исходника; неоднородную динамику; "новаторский" стиль первоосновы, где Алекс говорит исключительно на ломаном английском, из-за чего диалоги превратились в словосочетания типа "основательный поиск" или "множественное число моих друзей", а я пол-фильма был уверен, что это перевод надмозгов - и проч. и проч. Получаем очередной слащавый проект про евреев, загубленных во время Холокоста, награжденный на Венецианском фестивале. Поистине, оскорбить память павших может не только подонок, но и халтурщик с лишним патриотизмом. Это тот случай. Кстати, режиссер действительно еврей. Лев Айзек Шрайбер - он же Саблезубый из Люди-Х.
Да, фильм, конечно, поднимает важную проблему - личное прошлое каждого из нас, прошлое, которое важно помнить, чтобы не превратиться в легковесных прожигателей жизни вроде Алекса, который введен в повествование как типичный современный представитель молодежи, не знающей жизни. Проблема действительно есть и насущная. Но решать эту задачу надо по-другому, а не с помощью клюквы пополам с соплями. Ведь в фильме в действительности отношение современного общества к прошлому не показано, что полностью лишает вывод фильма смысла, а реальная трагедия подменена нелепостью и фантазией. Впрочем, к фильму у меня особых претензий нет, он не плохой, а просто средний - типично американский продукт, пусть американцы с их слабым знакомством с миром это и смотрят. А хорошие фильмы про холокост должны сниматься на другом уровне. Это же не дотягивает ни до "Списка Шиндлера", ни даже до книжного оригинала. Да чего уж там, недавняя польская "Ида", отхапавшая Оскар, тоже бесстыже растянута, но у неё сюжет про монахиню-еврейку, хотя и прямолинейный, всё же без таких косяков, а операторская работа и вовсе лучше на порядок.
В общем, выбирайте правильные фильмы. Историческая память действительно нуждается в поддержке... и не только на Украине.
P.S. Спонсор данного выпуска - Фонд общества евреев-антисемитов имени Алекса Перчова Четырнадцатого.