УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ
Универсальный солдат 2: Возвращение Универсальный солдат 3: ВозрождениеУниверсальный солдат 4Год: 1992
Страна: США
Режиссёр: Роланд Эммерих
Сценарий: Дин Девлин, Ричард Ротстайн, Кристофер Лейтч
Оператор: Карл Вальтер Линденлауб
Композитор: Кристофер Франке
В ролях: Жан-Клод Ван Дамм, Дольф Лундгрен, Элли Уокер, Эд О'Росс, Джерри Орбак и др.
Прошло уже более двадцати лет с момента выхода "Универсального солдата". Много воды утекло с тех пор, и в их потоках унесло целых три продолжения, пытавшихся повторить успех первого фильма, который не только окупил свой бюджет с запасом (что ценно для продюсеров), но и смог понравиться зрителям (а это уже ценнее для нас). Но все эти попытки провалились с диким треском, что в плане прибыли, что в плане популярности. Причём первый фильм обвиняли в тупости, шаблонности, заимствования идей у Терминатора и так далее, но он же чем-то да выделился и запомнился, да и насколько обоснованы такие претензии? И почему только первая часть снискала популярность?
Приступим.
Добро пожаловать во Вьетнам образца 1969 года, где, как известно, героически помирали бравые янки, забирая с собой на тот свет кучу клятых коммуняк! А, нет, стоп, это не тот случай....
По лесам Вьетнама гуляет Люк Деверо!
Он натыкается вначале на ополумевшего американского солдата, находит трупы без ушных раковин, и пылающую деревню.
Что тут происходит?!
А это сержант Эндрю Скотт, видите ли, совсем поехавший от происходящего. Пристрелил вьетнамцев, ибо каждый из них - враг, да и своих сослуживцев тоже того - ибо предатели они все!
И сделал магистр химического машиностроения себе вот такое ожерелье....
Знаете, глядя на него, веришь - этот МОЖЕТ!
Люк, который тоже порядком устал от войны, просит Скотта успокоиться и не стрелять в двух вьетнамцев. Но Скотт таки пристреливает одного. И приходится Люку спасти вьетнамку, да вот незадача: подорвал её Скотт на гранате....
Тут уж и Люку сорвало башню и он закалывает штык-ножом Скотта. А тот расстреливает Люка. И оба пафосно-картинно валятся во вьетнамскую землю....
ХЭППИ-ЭНД!!!
Ладно, утром прилетают американские вояки и убирают трупы. Погибших зачисляют в пропавших без вести, чтоб мороки меньше было. И для кое-что другого....
Наши дни (то есть, начало 90-х).
Террористы захватили дамбу и всячески безобразничают, убивая заложников. Самое то для демонстрации нового спецназа!
Подъезжает грузовик... нет, не так. Подъезжает Грузовик! Нет, ну внушительно же смотрится!
И высаживаются оттуда универсальные солдаты, унисолы, в моднявых наглазниках!
Знакомые рожи, правда? Это же Голливуд, там мнимые смерти в порядке вещей.
Кстати говоря, изображение с наглазников отнюдь не фонтан, что подмечается в самом фильме. И это делает фильм даже реалистичней как-то, а то запарили идеальными технологиями....
Унисолы лихо спускаются по дамбе!
Террористы, ясен пень, ворон считают, хотя, с другой стороны, вряд ли они ожидали такого. За что и поплатились. Унисолы хладнокровно и безэмоционально расправляются с ними.
Затем унисол в форме рабочего и с видеокамерой, замаскированной под рабочий чемондачик, внаглую идёт к террористам!
Те несколько в смятении и расстреливают его. Но операторы унисола успели получить важную информацию!
А просто представьте себе, что разработкой гаджетов для унисолов занимался Скайнет перед тем, как оснастить подобным терминаторов. Правда, вряд ли он рамки обводки от руки рисовал....
Короче, унисол встаёт и выносит всех террористов. Заложники в шоке от подобной перестрелки и сцены с оживлением убиённого.
Но тут Люк видит вьетнамку похожую на ту, подорванную, и его накрывает воспоминаниями!
Потом он поворачивается к Скотту... и его накрывает по новой!
Операция завершена, всем спасибо, все свободны. Тут и Журналистка во время событий подъехала.
А унисолов обратно в Грузовик, который является рефрижератором и научной лабораторией, а так же командным пунктом одновременно.
Тема раскрыта!
Ввиду сбоя Люка учёные решают вновь подвергнуть унисолов очистке памяти путём укола в затылок.
Матрица, говорите?
Так как подразделение специальное и жутко засекреченное, то и часовые специальные и жутко секретные: они невидимые, поэтому их не видно, не слышно и их просто потеряли и до сих пор найти не могут ввиду их секретности. Поэтому журналистка с оператором запросто подбирается поближе к самолёту и Грузовику. И видит, как укладывают тело в чёрный ящик, хотя до этого армейцы заявляли про отсутствие потерь среди солдат.
Ага, вот она Правда, Которую Скрывают - потери были!
Ну-ка, что там в чёрном ящике?
Упс, потерь и правда нет!
Естественно, уже после этого журналистку замечают, и та рвёт когти с оператором на машине. Как думаете, далеко ли уедет обычный оператор на машине от спецназа? Обычно, далеко-далеко, но в этот раз от силы метров пять....
В общем, унисолы обступают их, Скотта клинит и он пристреливает оператора. Люка тоже клинит и он откидывает Скотта, хватает журналистку (вспоминая всё тот же Вьетнам) и рвёт когти!
На это Скотт изрекает то же, что и во Вьетнаме: "Предатель!"
Журналистка в шоке, а Люка просто переклинило. У армейцев переполох, и они на Грузовике отправляются догонять.
А тут у беглецов как раз бензин закончился, но Люк просто доталкивает машину до заправки!
Школа выпучивания глаз имени Николаса Кейджа!
Журналистка снимает номер в мотеле у хозяина, который таки да плюс двадцать долларов за возможный сопутствующий ущерб!
Люк в номере врубает кондиционер и, раздевшись, охлаждается. Скринить жопу Ван Дамма не буду.
Журналистка немного в шоке от увиденного, особенно, когда голый Люк начинает бегать за ней, изнемогая от жара. Нет, не подумайте, просто он понимает, что она в опасности и всё такое....
А хозяевам сия сцена кажется очень комичной и пикантной... и так оно и есть!
В общем, льда для охлаждения было просто завались, вот и Люк и завалился....
Но тут и Грузовик с унисолами подоспел, причём они милостиво дали время Люку приодеться. После чего начали расстреливать мотель!
А фигли, авось убьют кого надо!
Люк эпично пробивает стены!
Журналистка входит в раж!
"- Давай, пробей теперь и эту!
- 0_о?!"
Вдоволь постреляв, унисолы заходят внутрь, но никого не находят. Удачно спрятавшись под одеялом, беглецы позже сваливают на машине.
"- Значит, двадцать долларов за сопутствующий ущерб?"
Далеко не уезжают: унисолу нужно охладиться, и они заруливают в очередной сарай. Журналистке откровенно интересно, что это за хрен такой странный, и регенирирует, и охлаждение ему подавай, да только не соображает ни хрена. А тот между делом просит её найти радиомаячок. Но мы-то знаем....
Маячок вытащен, но Грузовик тут как тут!
Унисолы вежливые ребята и дают Люку время прихорошиться перед приходом: бензином всё облить, парочку ловушек заготовить....
Естественно, унисолы бодро лупят по очевидной обманке, тем самым (ловушка же!) устраивая взрыв!
Раз уж обычный летний день сказывается губительно на унисолах, то огонь.... В общем, сгорают унисолы, один за другим. Люк с журналисткой забегают в Грузовик (все обитатели побежали на пожар смотреть) и тырят все документы, а затем вновь сматываются, но тут их настигает Скотт!
Но так как он не пристёгнут, то вылетает через лобовое стекло в ходе аварии. А беглецы пристёгнуты и они никуда не вылетают.
Скотта тотально клинит от гибели сослуживцев и предательства одного из них, на Люка он ещё зол за Вьетнам. И он попросту убивает всех армейцев и приказывает учёным починить оставшихся унисолов, заодно новое ожерелье делает.
Учёные понимают, что сопротивляться смысла нет, но, всё же решают втихаря "не спасти" пострадавшего унисола. А где прочие спецслужбы? Да часовых ищут....
Потом негр отважно попытается стереть Скотту память, но тот насаживает его на иглу. Капут негру....
Непохоже на типичных придурковатых учёных, не находите?
Тем временем беглецы закатываются в забегаловку. Не, по новостям передавали, как журналистка якобы прибила оператора, но полиции нет. А унисолы просто очень секретно разнесли мотель и заправку. Короче, оставив Люка наедине с едой, журналистка сбегает к телефону - справки наводить.
Ну, а Люк что? Он унисол, к жизни неприспособлен, поэтому съедает всё, а насчёт счёта не волнуется. А вот хозяева волнуются, и Люку приходится отмутузить всех. Просто он очень хочет есть.
Журналистка, вернувшись, видит погром, но посетители ОЧЕНЬ тихие и ОЧЕНЬ вежливые....
А Люк жрёт поп-корн и улыбается!
Оставшийся в живых учёный решает подорвать унисола гранатой, для чего приказывает ему, якобы от лица Скотта, поддержать гранату в руке. Но, увы, подрывается вместе с ним....
Скотт приходит в ярость и тащит два трупа унисола через весь супермаркет в морозилку!
Где спецслужбы, спросите вы? Да часовых ищут, чего там унисолов искать, вот же они, в супермаркете ошиваются....
А один унисол, очухавшийся, жрёт сырое мясо!
Скотт толкает речь про Вьетнам, про войну гражданским, пороха не нюхавшим, про вьетнамцев, которые повсюду.
Попутно истребляет подоспевших охранников
Вот видите, они повсюду!
Журналистка таки вышла на Главучёного, который занимался унисолами и приходит к нему вместе с Люком. А Главучёный эпично так смотрит на них...
И Люка вновь накрывает воспоминаниями, как этот Главучёный его медицински колол.
Тут-то всё становится ясно: погибшим солдатам даруют вторую жизнь, делая из них унисолов, попутно подчищая память. С живыми так не прокатит, потому, что... потому. Вредно им будет. А эти и так умерли.
Люк решает всё-таки действительно вернуться домой обрадовать своих родителей. Но тут их обоих наконец-то настигает полиция!
Впрочем, тоже вариант для Люка с журналисткой, благо, документы при них, да и сам унисол является живым доказательствам, поэтому они сдаются властям.
Но Грузовик не дремлет!
И Скотт мочит полицейских!
Мёртвый водитель управляет автозаком не хуже живого!
Погоня!
Метание гранат, перестрелки, причём влетающие в окно гранаты реагируют с пятисекундной задержкой, а если попадают снаружи - то мгновенно взрываются.
Привет, Дольф!
Здорово, Жан!
Короче, в итоге, Люк застреливает предпоследнего вражеского унисола, стоя на борту автозака, а Грузовик со Скоттом падает в пропасть.
И, как всякий уважающий себя упавший с обрыва транспорт, взрывается!
Люк жив, журналистка тоже...
ХЭППИ-ЭНД!!!
А, нет, стоп. Уцелевший полицейский таки настиг их!
Но журналистка вырубает его!
Люк всем своим видом выражает... удивление?
А чего такого, с братьями выросла.... но можно же было и не вырубать?.. Ладно.
Люк приходит к родителям, те, мягко говоря, в жутком смятении, ибо зомби зомбями, но чудесно сохранившийся пропавший без вести сын тоже напрягает!
Но пришёл Скотт и всё испортил...
И наступает финальный замес!
Скотт принял мельдоний суперсыворотку и поначалу он мутузит Люка!
Но Люк ухитряется принять сыворотку (отчего она перестаёт действовать на Скотта) и мутузит его в ответ! А потом изничтожает в измельчителе - ну, знаете, для всяких там Лундгренов предназначенном.... А журналистка, в отличие от той вьетнамки, спасается.
ХЭППИ-ЭНД!!!
А знаете, и сейчас неплохо смотрится. Причём не из-за экшена, которого немного и просто неплохого. Пожалуй, главная прелесть фильма - в сценарии, достаточно крепком для такого боевика. Люк Деверо тут не совсем Положительный Крутой Коммандо - он жертва. Жертва Вьетнама, жертва эксперимента, жертва собственного правительства. Цель у него одна: домой. Просто домой. Какое там спасение мира и привнесение справедливости....
Эндрю Скотт тоже не картонный суперзлодей. Просто он свихнулся от войны, и проникновенный монолог перед гражданскими в супермаркете тому подтверждение. Всё та же жертва, только в нём высвободился зверь. И в фильме немало сцен, наглядно демонстрирующих, насколько оба чужие для мирной жизни, насколько не вписываются.
Сам сюжет старается быть логичным, насколько это возможно для боевика. Есть дыры, ляпы, но в целом просто добротная работа. Клише? Не без них, но если взять ту же журналистку, то, с одной стороны, штамповка, с другой - хм, остаётся интересным персонажем. Просто она предана своей работе. И даже обычные учёные тут способны на героический поступок, причём результативный при их скудных возможностях. А пропавшие куда-то спецслужбы... да часовых ищут же.
К тому же, в фильме имеется хороший юмор, выразительные второстепенные персонажи, самоирония имеется, неплохие диалоги, а Лундгрен отжигает лихо и с душой.
Содран с Терминатора? О, нет, уместней сказать, с Робокопа - по сути, и там и там герой погибает, но из него делают неуязвимую машину, стирая память, которая, тем не менее, возвращается. Впрочем, унисолы в фильме обладают из всех чудесных способностей разве что ускоренной регенерацией, расплачиваясь за это отсутствием памяти и личности, а так же угрозой перегрева. Словом, они-то суперсолдаты, но ряд недостатков указывает, почему данная разработка могла оказаться бесперспективной.
Короче говоря, добротный боевик 90-х, неплохо смотрящийся и в наши дни, на фоне нынешних-то. Лёгкий, развлекательный, и даже с некоторым наполнением. Но не без клише, неувязок, да и Ван Дамм был каким-то тормозным сонным деревом, хотя персонаж вроде и должен был быть таким.....
Разумеется, успех первого фильма не мог не заставить задуматься о продолжениях и дальнейшем развитии франшизы, но первый же сиквел загубил всю идею напрочь. Но речь о нём впереди.
P. S. У фильма был альтернативный финал, интересный неожиданным сюжетным поворотом, но этот поворот обесценивался сюжетными дырищами и просто полнейшей бессмысленностью происходящего.