Итак, в прошлый раз
я говорил о "Чехове" от французского горедела. И решил я, раз речь про такое зашла, немного рассказать о трех кинобиографиях Чехова. Все они отечественные и все - по существу, любовные мелодрамы с пересказом некоторых событий из жизни и творчества Чехова. Речь пойдет о трех фильмах: "Сюжет для небольшого рассказа", "Прощайте, доктор Чехов!" и "Поклонница".
Сюжет для небольшого рассказа (1969). В роли Чехова Николай "папа Карло" Гринько, в роли Лики - Марина Влади, в роли Потапенко - Юрий Яковлев. Снял фильм Сергей Юткевич, известный по фильмам "Свердлов", "Человек с ружьем", "Отелло".
Для начала - это лучшая кинобиография Чехова из данного списка. Конечно, сюжет - та же мелодрама, что и все остальные, в фильме Чехов в основном выясняет отношения с Ликой, также затронута тема провала "Чайки" в Александрийском театре. И тем не менее, сюжет здесь наиболее продуман, приближен к реальности и в целом оставляет весьма благожелательное впечатление. И это неудивительно - фильм снят по пьесе о Чехове "Насмешливое мое счастье" известного советского драматурга и критика Леонида Малюгина, который, увы, скончался незадолго до премьеры. Он изучил большое количество материала, написал не одну книгу о Чехове, так что это, похоже, наиболее адекватная биография Чехова в кино.
Из Гринько, безусловно, получился лучший Чехов. Большое портретное сходство, высокий рост, присущие Гринько обаяние и доброта и, конечно, качественная актерская игра. Получилось весьма достойно и это одна из лучших его ролей. Остальные тоже отыграли хорошо, особенно стоит отметить Ию Саввину в роли сестры Чехова Марии. Яковлев сыграл скорее в типичной для себя манере обаятельного красавца, но как беллетрист 19 века он был убедителен благодаря достаточно тонко внесенной порции лицемерия. Промелькнул еще длинный ряд деятелей искусства того времени, который демонстрирует художественную элиту чеховского окружения - всех их исполняют хорошо известные советские актеры, так что по этой части все хорошо. Единственное - Марина Влади могла бы быть и поживее, мне она была показалась скучноватой. Но - Юткевич решил снимать фильм совместно с Францией и почему-то решил, что Влади пойдет. Впрочем, возможно мне она не понравилась потому, что в отечественном прокате ее переозвучили.
Узнали собеседника?
Фильм интересен тем, что тут немалый упор сделан на окружение, в котором жил писатель, и на реальные факты из его жизни. Конечно, острые моменты типа того, как солнце русской прозы по борделям ходило или описывало измены друзей в "Попрыгунье", вам не покажут - фильм сделан в духе 60-х, так что облик Чехова здесь окрашен только в светлые тона. Но дело и не в этом, фильм делает упор на любовную линию и показывает ее действительно довольно красиво и возвышенно, хотя и довольно тягуче.
Между прочим, у фильма довольно необычная визуальная манера. Почти все действие происходит на фоне рисованных декораций, нередко очень схематичных, в духе фотовиньеток. Тем самым подчеркивается театральная манера повествования. Однако время от времени все-таки они уступают место натурным съемкам на природе и крупным планам героев. Сомневаюсь, что причина в ограничениях бюджета - наверно, тут дело в театральной деятельности Юркевича, которой он занимался еще с 1930-х.
Увы, довольно необычный по меркам 1960-х фильм, видимо, остался незамеченным и нынче о нем мало уже кто помнит. К тому же это оказалась предпоследняя режиссерская работа Юткевича (последней была "Ленин в Париже" 1981 г.). Тем не менее, он достоин как минимум знакомства, хотя, конечно, сейчас его тягучая повествовательная манера может показаться и скучной.
Прощайте, доктор Чехов! (2007). Фильм, название которого явно скопировано с "Прощайте, доктор Фрейд", хотя они не имеют ничего общего.
В роли Чехова - Дмитрий Мухамадеев, у которого волосы и усы разного цвета: вот какой мощный бюджет у фильма!
По существу, не особенно-то он и похож на Чехова, да и играет как-то холодновато. Но если не придираться - вышло вполне пристойно, это тот же Чехов, которого хочется видеть: умный, тонкий, ироничный, внимательный и гуманный. Остальные герои почти непохожи на прототипы - но, с другой стороны, кому и когда это мешало?
Фильм сделан в форме сериала - четыре серии по сорок минут, итого два с половиной часа. Охватывает достаточно значительный кусок жизни Чехова вплоть до его смерти. И хотя сюжет сериала более-менее соответствует реальной биографии Чехова, там есть много недостоверного. Например, совершенно не отражена трагедия Лики с Потапенко, хотя сама любовь Чехова и Лики занимает треть сюжета. Другой пример - по сюжету жена Чехова Ольга Книппер была подослана к нему ее любовником Немировичем-Данченко, который хотел затащить Чехова в свой театр. История, конечно, интересная, но на самом деле это только слух того времени - ничем не подтвержденный.
Также сценарист все время позволяет себе делать Чехова героем его собственных произведений. В частности, сериал начинается прямо с того, что Чехов посещает господ Туркиных и влюбляется в их дочь, играющую на пианино. Все это - совершенно откровенная копипаста рассказа "Ионыч", о чем не упоминается. И, кстати, угадайте, кто играет дочь Туркиных, наивную светлую барышню, музицирующую на пианино - Екатерину Михайловну?
Да, это Аллочка из Универа. За год до обретения известности, когда еще можно было подумать, что она может стать актрисой. Что удивительно, наивную непосредственную принцессу играет неплохо, хотя хабалка из Универа, конечно, у нее убедительнее. В общем, вся эта линия с любовью Чехова к первой попавшейся блондинке, конечно, абсолютно вымышлена. С другой стороны, это, при всей фантастики, хотя бы немного отражает реальные симпатии Чехова к женщинам.
В общем, так или иначе, фильм относительно близок основной биографии Чехова, хотя и ударяется в немалую фантазию в побочных линиях. В остальном он - та же любовная мелодрама и большая часть времени посвящена женщинам Чехова, среди которых он ищет свою любовь. И изображено это довольно неплохо благодаря качественной игре актеров. Лучше всех здесь себя показала Ольга Погодина, отлично изобразив профессиональную актрису Ольгу Книппер. Ей вообще удаются образы сильных женщин, жаль, что в современной реальности приходится размениваться на убогие российские сериалы... Собственно, она во многом и вытягивает фильм - первые две серии порядком занудны
Впрочем, другие женские роли, несмотря на небольшое театральное переигрывание, тоже хороши: первая несчастливая любовь Чехова Лика Мизинова (Анна Казючиц) и пытавшаяся охомутать писателя женщина-вамп, актриса Лидия Яворская (Мария Гузеева). Сестра Чехова Мария (Виктория Триполина) была на заднем плане и ее было довольно мало - но она тоже запомнилась. В целом по актерской игре фильм вполне качественный и это оставляет благожелательное впечатление.
К сожалению, технически фильм сделано довольно на низком уровне. Мало костюмов, декорации - в основном старые усадьбы, в которых разрешили снимать. Грим - налицо, как видите. Особенно смешны ляпы монтажа, когда руки мгновенно оказываются в разных местах, а крупный план делали, тупо растягивая на компьютере кусок кадра. Особенно умилил момент, когда на Сахалине солдат в новенькой форме проходил с винтовкой Мосина. В 1890 году, ага. В общем, видно, что делалось это за очень маленькие деньги и дешевизна была не частью образа, как у Юткевича. Тем не менее, как-то держались правдоподобия - и на том спасибо.
Сериал, конечно, не идеален. Я не советовал бы его тем, кто любит динамичные доходчивые фильмы. Действия тут весьма немного, очень много разговоров и "подспудного течения" по типу произведений самого Чехова, камерная обстановка - в общем, очень сильно напоминает телеспектакль по мотивам произведений Чехова и его автобиографии. Но в целом, если не придираться, то сериал не так уж плох. Конечно, очень многое искажено, но в целом это не во вред героям - если понимать, что перед нами не реальная биография, а "беллетризированная" театральная постановка по мотивам реальной жизни Чехова, то, думаю, фильм может и понравиться. Меня лично он в целом устроил - любовная линия благодаря качественной игре актеров и неплохим диалогам вполне вытягивает действие и позволяет проникнуться драмой чеховской судьбы даже в ее искаженном варианте. И даже дешевизна здесь не особый грех. Честно говоря, единственная сцена присутствия Чехова на Сахалине, где он видит малолетнюю девочку, стоит, при всей дешевизне и театральная наигранности, всего французского недоразумения.
И наконец последний фильм в моей подборке:
Поклонница (2012)
"Поклонницу" снимал Виталий Мельников, вполне достойный режиссер. На его счету много лирических комедий, драм и даже пара исторических фильмов: Барбос в гостях у Бобика, Семь невест ефрейтора Збруева, Здравствуй и прощай, Женитьба, Отпуск в сентябре, Последнее дело Варёного, Бедный, бедный Павел. Снялись в фильме люди тоже не последние. Чехова играет Кирилл Пирогов. На мой взгляд, играет неплохо, хотя чудес не показывает - Чехов получился вполне убедительным, скромный, ироничный, любитель женщин с гнусавым говорком. Светлана Иванова в роли его поклонницы Лидии Авиловой в очередной раз неплохо сыграла Светлану Иванову.
Твое лицо, когда ты Кирилл Пирогов...
...и твое лицо, когда ты Светлана Иванова.
На заднем плане актеры отыграли вполне хорошо, хотя муж и брат Авиловой могли быть и получше. Пальму первенства всей труппы стоит отдать Олегу Табакову в роли русского писателя Николай Лейкина (хотя он на него абсолютно не похож)- за эту работу Табаков был номинирован на премию «Ника» в категории «лучшая мужская роль второго плана». Но и много других героев из ряда театров отыграли хорошо - и это понятно, тут мелькают Иван Краско, Светлана Крюкова и другие артисты.
Хотя создатели утверждали, что фильм делался при страшном безденежье и актеры даже снимались в долг - думаю, они немного прибедняются. Реальное безденежье - это "Прощайте, доктор Чехов!", где несколько костюмов, грим, две вывески и с десяток человек массовки в нескольких дворцах и усадьбах. В "Поклоннице" же антураж весьма впечатляет. Показана не только массовка на целый зал, но и нередко мелькают поезда, экипажи и вполне аутентичная форма того времени, хотя ее легко могли и не вставлять - например, в одном кадре прошагал целый взвод солдат на японский фронт. Атмосфере уделено очень много внимания и действительно производится неподдельное впечатление того, что перед тобой действительно конец 19 века. Это явно следствие прошлых исторических работ Мельникова. К тому же в фильме вполне неплохое музыкальное сопровождение Корнелюка - не Морриконе, конечно, но свой уровень Корнелюк не уронил. Так что при скромном бюджете ощущение дешевизны фильм не производит.
Минус фильма в том, что он поставлен по воспоминаниям Лидии Авиловой о своей любви с Чеховым. Воспоминания, как твердо уверяют чеховеды, совершенно лживые - кроме факта знакомства Лидии с Чеховым ничего больше не подтверждается. Остается наплевать на историческую правду и воспринимать историю как очередную вымышленную псевдобиографическую мелодраму о любви знаменитости с поклонницей. Тем более, что, по сути, фильм именно ей и является. Сюжет исчерпывается следующей фабулой: Чехов встречает на одной из встреч Лидию Авилову и они завязывают отношения друг с другом. Авилова помогает писателю в его труде, пытаясь одновременно решить проблемы в своей семье, а Чехов трудится на ниве литературы и беззаветно любит свою поклонницу, пока не умирает. А? Какая жена? А, да... О ней упоминается... В самом конце.
В целом у фильма довольно неплохой сюжет, хорошая режиссерская постановка, вполне приятная операторская работа и актерская игра. И все же фильм мне почему-то не особо понравился. Я не сразу понял почему, пришлось его пару раз еще прокрутить. И что я увидел, когда присмотрелся внимательно? Довольно шаблонный нелюбимый муж с повадками скандалиста, на котором держится чуть ли не четверть действия... Карикатурный брат Авиловой-толстовец, непонятно зачем нужный... Наигранность знакомых Чехова... Какие-то балалайки и карнавалы неизвестно почему... Совершенно непонятный оптимизм нищего редактора, который уже давно разорен... Откровенная плакатность осмеивающей "Чайку" публики... Ага. Кажется, я понял. Во-первых, откровенная плоскость целого ряда аспектов фильма - персонажей, сцен, ситуаций. Далеко не всех - но тем не менее. Также фильм слишком аморфен по сюжету - мелодрама довольно размыта, постоянно прыгая посреди самых разных декораций. Любая драматургия должна быть хорошо прописана, а в фильме довольно неясная сценарная структура. Действие растянуто непонятно зачем, непонятна роль ряда персонажей (особенно брата-толстовца Авиловой), есть и просто слабо привязанные куски. Особенное недоумение вызывают два эпизода с явным политическим подтекстом. Первый - это разговор Чехова с цензором-"прогрессистом". Сделан он, впрочем, хорошо, но не имеет никакой связи с сюжетом. Второй - это самый финал, где Авилова с братом приходят на кладбище к могиле Чехова и с сожалением замечают, что, мол, Луначарский продернул чеховщину в прессе и могилу перестали чистить... Странная подробность, подозреваю, что вымышленная - и тоже не имеет отношения к сюжету.
Вот в чем, собственно, проблема фильма - творчество Чехова здесь сцеплено с любовной линией довольно механически, хотя режиссер честно пытается изобразить и то, и другое. И у него даже есть удачные ходы вроде поиска Авиловой забытых рассказов Чехова в старых журналах. Для лучшего изложения впечатлений воспользуюсь цитатой с кинопоиска:
У Мельникова получилась очень упрощенный во многом лубочный и поверхностный фильм, в котором все известные персонажи очень редуцированы, сведены до двухмерности. Салатный изобразительный ряд, карикатурные фигуры «богемы», игривый муж, зазывающий баиньки, карикатурный братец-толстовец да и сам Л. Н., костюмная мишура определенно привносят в историю ощутимый оттенок пошлости, которая так раздражала Чехова. Как ни странно, претензий к двум исполнителям практически и нет - в избранной режиссером стилистике клоунами смотрелся бы кто угодно. Музыкальное сопровождение, само по себе, возможно и неплохое, монотонно звучит без перерыва на обед весь фильм. Получилась костюмно-постановочная дребедень, равно неуместная и в кинопрокате и на телевидении.
Заключение, может, и чересчур критическое, но боюсь, что верное. Фильм сделан с технической стороны вполне хорошо, сюжет у него тоже не лишен достоинств, но - и это главное - в нем совершенно не чувствуется драмы. Хотя даже наивный "Прощайте, доктор Чехов" эту задачу выполняет. А "Поклонница" - это добротная, но довольно простая мелодрама, между главными героями которой не чувствуется "химии" (особенно это видно, если сравнивать отличную игру Пирогова с "игрой" Ивановой), действие содержит изрядно клише и шаблонов, да и сами персонажи изображены скорее поверхностно. Конечно, посмотреть фильм можно - никто не говорит, что я прав. Многим людям, судя по отзывам в сети, этот фильм, выделяющийся из помойного потока чернуха отечественного кино, очень понравился - что неудивительно при качественной режиссуре и проработанном сценарии. Но увы, меня лично он не зацепил.
Отмечу также, что во всех этих экранизациях безукоризненная стилизация речи, что нынче дорогого стоит. Приятно слушать красивый русский язык.
Также есть еще кое-какие экранизации, типа "День Ч" и "Насмешливое моё счастье" (скучная театральная постановка для телевидения 1975 г. пьесы Мизинова, где Юрий Яковлев в роли Чехова полтора часа произносит вне всякой связи его цитаты на фоне нарисованных задников) - но об этом я написать не могу. Достаточно пока и этого. Надеюсь, поклонницы творчества автора найдут себе что-то по вкусу из этого списка.