год: 2015 страна: Беларусь слоган: «Каина убить нельзя» режиссер: Уильям Де Виталь, Денис Соболев сценарий: Уильям Де Виталь, Юрий Игруша, Роман Макушев, Денис Соболев, Сергей Жданович композитор: Сергей Жданович, Алекс Харламов жанр: боевик, триллер, драма бюджет: $2 200 000 сборы в России: $7 276 сборы В главных ролях: Сэлли Кёркленд, Наташа Алам, Руслан Чернецкий, Евгений Шмарловский, Олеся Грибок, Эрик Робертс, Алексей Серебряков, Владимир Гостюхин
Несколько лет назад вышел польский фильм о зверствах белорусской диктатуры "Жыве Беларусь", на который я делал обзор. Фильм рассказывал о преследовании белорусских рокеров, ужасах белорусской армии и истинной борьбе супрациву против диктатуры русскоговорящих президентских недобитков. Конечно, это повлекло большой общественный резонанс, и тогда власть Белоруссии решила сделать ответный удар - снять свой белорусский блокбастер за сумасшедшие для Беларуси деньги: целых два миллиона долларов! Когда сценарий этого фильма слили в сеть, все были поражены. Чего только там не было: битва с оппозицией на центральной площади Минска, потрясающая семейная драма героев, бойня Андреаса Брейвика в финале и, конечно, суперавтомобиль Белаз с дистанционным управлением. А снимать весь этот шедевр собрался чисто белорусский патриот Уильям де Виталь - урожденный Виталий Васильков, бывший украинский каскадер, эмигрировавший сначала в Израиль, а потом США и почему-то ставший режиссером (видимо, так платят больше), который до недавнего времени снимал исключительно телемыло. Средства на фильм были затрачены немалые - для его съемок в Минске несколько дней перекрывали улицы и главный проспект города: случай беспрецедентный, это обычно бывает только перед парадом Победы. Кроме того, режиссеру разрешили снять реконструкцию беспорядков у правительства с немалой массовкой - правда, массовка вместо антиправительственных лозунгов по требованию властей кричала: "Мы не согласны!" и "Что-то не так!" Именно последняя умилительная фраза и дала второе название фильму в Белоруссии!
Так что теперь пришло время узнать - справились авторы фильма с задачей создания ПЕРВОГО БЕЛОРУССКОГО БЛОКБАСТЕРА!!! Тем более, как вы увидите ниже, фильм несколько отличается от того сценария, что был предъявлен вначале публике. Итак, пришла пора посмотреть, что представляет собой этот "Авель", который в белорусском прокате был назван "Мы, братья", а в зарубежном - "Код Каина".
В начале фильм предупреждает нас, что все события и герои вымышлены, совпадения случайны. Ок. А после какого-то мельтешения рваных кадров вперемешку с титрами и зачитыванием строк из Библии о Каине нам показывают мексиканский городок Сан-Мигель. Очевидно, вымышленный, потому что в Мексике существует только Сан-Мигель-де-Альенде - ну, все события вымышлены, ок.
Итак, Мексика. Некий мужик в ковбойской шляпе фоткает на телефон свою спутницу - губастую потасканную брюнетку. И еще окрестности - со шпионским видом. Дальше начинается невнятное месиво - увидев какого-то мужика, ковбой орет: "Это он", они бегут к нему с бабой, но тут подлетает машина и бабу пытаются затолкать в нее лица мексиканской национальности, но ковбой устраивает драку с ними в лучших традициях кун-фу отечественных сериалов про ментов. А какой-то мужичок с канистрой обливает себя бензином, пафосно говорит в небо: "Каин, Каин" и поджигает себя. Поджигает за кадром, мы этого не видим, видим его уже подожженным. Причем горит он так, будто бочку бензина на себя вылил, а не с донышка канистры.
Какое оригинальное начало для белорусского блокбастера... Кстати, вы никогда не узнаете, что означала эта сцена. В раннем варианте сценария это было начало Арабской весны и действие было в Тунисе - но что означает эта сцена тут, никто никогда не сможет объяснить.
Победив юнитов, включая даже мужика, похоже на постаревшего полковника Стрельникова из "Красного рассвета" (но это не он, а жаль), ковбой с бабой честно угоняют автомобиль у бандитов и едут на природу. Но чтобы вы не устали от этого грандиозного экшна, нам делают флэшбэ-э-эк. Баба вспоминает, как разговаривала с какой-то бабкой и только из титров вы узнаете, что это была ее матушка. Из невнятного диалога можно понять, что легенда о Каине - чистая правда, и что в мире существуют некие "авелиты" и некие "каиниты" - местные тамплиеры и ассасины, Светлые и Темные, в общем, вы поняли. Бабка зачем-то просит журналистку помочь каинитам, объясняя это какой-то хренью про то, что не все они конченые люди, просто Каин при рождении злых людей ставит им печать, аки Сотона, но они об этом не знают. Я и сама была такая же, - говорит бабка. Судя по всему, не только была, но и есть и повторный курс наркореабилитации ей не помешает...
Но экшн продолжается! Наших героев преследуют две машины - в шинкованном шредером монтаже! После долгого и напряженного как рожи рестлеров вихляния на дороге ковбой резко останавливается и стреляет из пистолета по противнику. Машины в ответ в шоке наезжают на заботливо подложенный под них трамплин.
Но и после этого они, как ни странно, продолжают движение. Внезапно нас бросают в славный град Минск. В бильярдный клуб к компании друзей приходит девушка одного из них, Павла - длинноногая Олеся. Кстати, по фильму ее зовут Олеся Василькова - обратите внимание на богатую фантазию режиссера, давшего персонажу свою фамилию и имя актрисы, исполнившей роли - Олеси Грибко. Это особенно любопытно, учитывая, что в первом сценарии ее звали Верой. Павел устраивает с братом Егором партию в бильярд, проигрывает и, очень этим обиженный, уходит, нагрубив брату и бабе, а потом со зловешшим крупным планом смотрит, как они делают ужасное злодеяние - не дождавшись его, вместе уезжают на такси. Вот она, параллель с Каином!
После этой блестяще показанной мотивации - следующее утро. Наши братья десантники и делают прыжки. Павел по-прежнему ведет себя как хамло, но Егор неожиданно ведет себя вообще как самоубийца - и уже в вертолете (!) рассказывает всем (!), что подвез девочку к себе домой, а что было дальше, детишкам не рассказывают. Оскар за сценарий, без вопросов! В итоге изнервничавшийся Пашка обиделся и ушел. Прямо в люк. Ну, карабин забыл зацепить, вот его и вынесло. Причем в небе Пашка, видимо, теряет сознание, потому что становится очень похож на пластмассового манекена. Естественно, Егорка прыгает за ним, и дальше плагиат из "На гребне волны" - брат спасает брата парашютом. Почти как в оригинале. Только тут у нас пара каскадеров-дублеров, рванейший монтаж и съемка на хромокее. А так как в оригинале.
"Главное не пукнуть, главное не пукнуть, главное не пукнуть... А-а-а, блиииин..."
На пафосное планирование денег не хватило, так что недопрыгуны тупо падают на землю с раскрытым парашютом. Пашка, которого только что спасли от смерти, однако, НЕ ПРОЩАЕТ - и душит брата на земле! До чего эти десантники злопамятны... Но додушить не успевает, потому что теряет сознание от гениальности сценария. Итог - Егорку награждают медалью "За спасение в воздухе отвагу", Пашка становится хромым на голову, а их отец Гостюхин из "Дальнобойщиков" радуется за Егорку, разумеется, не понимая... в какое дерьмо в очередной раз попал. После этой глубочайшей по драматизму истории нас опять бросают, как рестлера, через бедро на площадь Минска. Прошло два года. Олеся Василькова как журналистка освещает прохождение выборов в Беларуси - как будто это для кого-то интрига. А в кафе она с оператором беседует о своем кумире, журналисте Саре - той самой губастенькой из начала, которая торчит в Лос-Анджелесе и... страдает от какого-то телефонного пранкера. Она орет ему: "Ты опять выходишь на связь, мудила! Я слышу, как ты дышишь в трубку!" Хлоп, переход! Опять Минск. По абсолютно пустынной улице мощный кортеж сопровождает какую-то важную персону. Но на автостоянке на пафосную охрану нападают бандиты!
Легко застрелив трех бандитов, двое из которых даже поленились вытаскивать руки из карманов и спокойно ждали пули (ну, или на три пистолета не хватило бюджета блокбастера), охрана отходит. Но оказывается, что все это были учения, который проводил наш бывший космодесантник Егорка. Неудовлетворительно стреляете, говорит он - вы же застрелили человека, который просто держал руки в карманах. А-а-а, так это не баг, а фича... А Олеся с оператором, который тут и водитель (ну, Беларусь, экономия, все дела - вы понимаете) едут домой. Но внезапно по пути на них нападают злобные оппозиционные протестующие!
Ну, точнее это какбэ авария, но зачем они тогда сами бросались под колеса? А, хотя понятно - для ЭКШЫНА! Целая толпа митингующих с горящими фаерами радостно бежит по проспекту. "Откуда столько людей?" - картинно удивляется дамочка. Очевидно же - на массовку не скупились! Это ж Белоруссия...
Выглядит шествие как-то... странно для государственного фильма. Митингующие идут широкой толпой по пустому проспекту, их приветствуют люди прохожие и жители из окон, антиправительственных лозунгов они не скандируют, лица у всех довольные и радостные... Это точно плохиши? Но вот пафосный-перепафосный план сверху на памятник Ленину на площади Независимости перед Домом правительства. За кадром невидимые радиорепродукторы зловещим тоном читают решение горисполкома о запрете шествий. Представитель органов правопорядка, увидев угрозу, напряженно предупреждает по рации о противнике... О ситуации сообщают Егорке, чтобы он выдвинулся на усиление охраны правительства - потому как наш отряд, оказывается, из Службы безопасности президента. Митингующие подходят к зданию, окружают вход и начинают угрожающе махать кулаками и вопить, что это мирная акция. И, кстати, не поспоришь - пока что акция действительно мирная. Центральная избирательная комиссия, которая тут засиделась, потому что в реальности протесты были уже после выборов, собирается в конференц-зале и втыкает через экраны на митингующих - видимо, через какие-то наружные камеры. Александр Серебряков, который играет тут хрен пойми какого важного чина, знакомится с ситуацией. К счастью, к охране здания прибыла группа усиления Егорки. А тут и протестующие как раз демократически разбивают стеклянную дверь. Хотя судя по монтажу, просто толпа слишком давила на стекло.
Об этом сообщают Самому, и невидимый, аки Господь, Сам вынужден начать план "Барьер". Спецназ милиции выбегает на улицы и начинает угрожающе бить дубинками по щитам. Но мирные протестующие не так просты и мирно бросают на одного из омоновцев бульбу коктейль Молотова... А? Что значит: "Во время протестов такого не было?" Ну... Это же кино... Все события вымышлены, вы не забыли?
Крупный план на горящий щит в слоу-моооо... Как вы уже поняли, режиссер-пироман обожает снимать пламя в слоу-мооо... Начинается беспорядочное мельтешение, спецназовец горит, падает, но потом исчезает, окруженный толпой спецназ начинает бить всех дубинками в каком-то кунг-фу-стайл, а толпа сапогами месит упавшего омоновца. Да, вот тут точно что-то не так (с). Тактика у подразделений охраны правопорядка супер, нет, чтобы единым строем постепенно выдавливать протестующих, как собственно, и было. Пострадавшего от немирных протестующих уносят, а один из спецов зачем-то бьет дубинкой нашего Пашку, который возвращался из аптеки и просто пришел посмотреть. И случайно оказался прямо перед Домом правительства. Да. Бывает, чо. Как вы уже знаете, Пашка безумно обидчивый, поэтому схватив демократизатора, он в бешенстве избивает спеца своим кун-фу. Что может спецназовец в форме, шлеме, скорее всего, бронике и с дубинкой противопоставить вчерашнему десантнику-инвалиду? Ничего! И тот бьет его не хуже Джеки Чана. Полковник супит брови: Что-то не так! Арестовать нарушителя порядка! Но это же мой брат! - пафосно говорит Егорка, который легко разглядел лицо брательника в толпе.
В это время "товарищ президент" (я не шучу, в фильме так называют Самого), который, видимо, лично следит за ситуацией как Большой брат, в онлайн-режиме, активизирует план Буря в картошке "Центрифуга". Лишь после этого спецназ начинает выдавливать протестующих. В автозак запихивают нескольких левых людей, включая Пашку и Олесю, хотя она бегала по площади с оператором и микрофоном. Что-то точно не так...
На этом оппозиционный отрывок оканчивается, в милиции, увидев удостоверение прессы, Олесю отпускают - вместе с Пашкой, которого она выдает за звукооператора. А то, что он мента избил у всех на глазах, в милиции, видимо, еще не узнали. Драматичнейшая сцена: Олеся пытается убедить мужика, что два года не могла его найти - фиг знает почему. Я искала тебя... ночами долгими... искала тебя... дворами темными... В журналах, в кино, среди друзей - и в день, когда нашла, С УМА СОШЛА!!! Я - ПОШЛА НА МАЙДАН, ПОШЛА НА МАЙДАН ЗА ТОБОЙ, ЗА ТОБОЙ НАВСЕГДА! Я - углядела тебя в безбрежной толпе, я пошла, я пошла, С УМА СОШЛА!!! Но Пашка не проникся и свалил. Это для него привычное дело.
Хлоп, переход. Губастенькая Сара увидела во сне кадры из этого фильма в виде горящего мужика и в ужасе проснулась. И поняла, что действительно в этом снимается... Она в шоке смотрит на портрет... Пашки! Вот это поворот! Она едет к Дейву - это какой-то богатый хрен с бугра, которого играет Эрик Робертс, брат своей удачливой сестры Джулии Робертс, который давно скатился до самых дешевых трэшаков. Самое смешное, что исполнительница роли Сары Наташа Алам снялась вскоре с тем же Эриком Робертсом в испанском трэшаке "Проект 12": они там что, вместе приглашения делят, а заодно и выручку? И вот она ему говорит, что ее хотят похитить какие-то латиносы, а тот отвечает ей, чтобы она не доставала его своей паранойей, на повестке дня гораздо более важный вопрос - массовые протесты в Белоруссии! Так что теперь Сарочка летит в Белоруссию - и думаю, в Мексике ей было бы безопаснее...
Хлоп, переход! Беларусь... Гостюхин с Пашкой жрут за праздничным столом, ведь у бати день рождения. Но тут приходит Егорка, а Пашка hate EGORKA!!! И использует проверенную тактику - сваливает. Причем прошло уже хрен знает сколько времени, но батя до сих пор не знает о причинах этой ненависти. А узнав, наконец-то! - пытается их помирить... Ну как помирить... Сначала он зачем-то везет Егорку на свою полузаброшенную дачу - видимо, там снимать дешевле. А потом рассказывает про своего отца. Что, мол, его папашка Данила и его брат Василь поссорились из-за бабы, и вот как-то по весне Данилу по наводке гнусного Василя чекисты схватили! Похожие на гангстеров из "Однажды в Америке".
Данила, правда, попытался свалить, но знавший брательника Василь в форме перехватил его на выходе, чтобы под дулом ТТ отвезти в GULAG. Я при этом удивлен, почему Данилу и Василя Пашка с Егоркой не сыграли, экономия на бюджете - раз, параллель предков и потомков - два.
В общем, чекисты бьют жинку Данилу по лицу, тот слышит это, вырывается из лап гнусного брата-иуды и мчит на помощь с корягой наперевес. А так сопротивление при аресте наказуемо, то Данилу чекисты в лучших традициях "Номера 44" karaюt na meste.
Длинный отрывок гибели, две пули в живот, крупные-прекрупные планы, эпичная музЫЫЫка, Данила и маленький Гостюхин мчат навстречу друг к другу, пытаясь порвать рты в слоуууууу-мммооооо, охреневшая рожа Василя... эпичный кадр павших родственников... затемнение переход...
О така фигня, малята - говорит Гостюхин Егорке, затащив его на эту самую дачу. И с вами такое может быть, так что миритесь! Блестящая мотивация - в который раз.
А Сарочка прибывает в Беларусь - под угрожающее техно, что очень подходит этой стране. И это не случайно, ибо в мирной Белоруссии обострилась политическая обстановка. Во-первых, террористы похитили химическое оружие, так что Том Круз будет побеждать их в "Миссия невыполнима-5". Во-вторых, Серебряков рассказывает подчиненным вместе с Егоркой, что какие-то лица собираются похитить Самого во время какого-то очередного брифинга и обменять его на два мешка картошки и холодильник "Атлант", так что надо принять меры. Не догадываясь об этом кровожадном плане белорусских террористов, Сарочка прибывает на завод Белаз в составе иностранной делегации.
Далее идет неприкрытая реклама Белаза - национального достояния Белоруссии. Делегации важно показывают, как белорусские программисты в пиджаках с галстуками высчитывают параметры новых моделей на арифмометрах. А Егорка важно осматривает цеха в поисках гнезд террористов. Наконец делегацию приводят в цех сборки и пафосно демонстрируют работу новейшего карьерного самосвала.
Ну, почти.
Но тут тайком подходит какой-то программист и набирает на своем айфоне код! И... Белаз внезапно оживает!!! И начинает жестоко karatь присутствующих. УБИТЬ - ВСЕХ - ЧЕЛОВЕКОВ!
(металлическим голосом): Приветствуем тебя в нашем клубе машин-убийц, брат!
Белорусские программисты - самые страшные программисты в мире! Теперь я знаю, что есть программы пострашнее, чем программы по запуску ядерного оружия!
Белаз вновь пафосно таранит стенку! Сарочка, которая только что стояла на лестнице, ВНЕЗАПНО оказывается висящей на ней! Но доблестный Егорка спешит на помощь! Он спускается с верхотуры, где осматривал окрестности и спасает брунгильду! А Белазу-убийце преграждает путь хрен знает откуда взявшийся Пашка (правда, по сценарию он тоже был тут программистом, но в толпе программистов мы его не видели). Именно Пашка пытается задержать Белаз своим телом ставит перед ним второй, шестифарочный Белаз, вдвое больше автоманьяка. И... И все? И все?! Вот этот фальшивый таран стенки дважды с одного места без повреждений - это и есть тот Белаз-маньяк, который был в сценарии? Хал-ту-ра!!
(К слову, дистанционное управление на Белазах действительно существует, так что фильм честно отработал рекламу!)
Слухи об этом доходят до редакции Олеси, которая хочет взять интервью у Сары - но нельзя, редакция отдала задание какой-то другой бабе. Олеся не намерена отступать и уходит к своему кумиру - Саре, которая как раз читает легенду о Каине Пашке. Тот, конечно, не верит в эти байки, но та объясняет ему, что все это чистая правда - он находится под воздействием мощной злой силы, кода апокалипсиса Каина, который довлеет над каинитами с рождения из-за врожденного гена жестокости и может сактивировать в любой момент из-за социальной обстановки. И только авелиты могут предотвратить рождение Ззззла. От оно как! От это интрига! От это философия! А вы думаете, Ассасин Крид с его тамплиерами и ассасинами был запутан?
Тут входит Олеся, которая прорвалась через охрану благодаря Егорке. Увидев Пашку, она тут же забывает о задании и начинает стыдить братьев - ну а чо, раз уж случай выпал. Пашка использует проверенную тактику - сваливает. Но Олеся успевает его перехватить и объясняет, что, мол, в тот день Пашка подвез до своего дома не ее, а встреченную по пути девушку - так что ревновал Пашка, оказывается, все это время зря. Скольких проблем можно было бы избежать в этой жизни, если бы родные люди могли просто спокойно друг друга выслушать... Какой простой, безыскусный, но в то же время глубокий моральный смысл о сохранении семьи несет в себе это кино... И Пашка верит этому... после чего обнимает плачущую Олесю... и все равно сваливает.
И только Егорка не забыл о своем долге. Он набивается в охрану Саре и в следующей сцене осматривает стадион Минск-арена, на котором будет мероприятие. И не зря - он замечает блик на высотке напротив и вызывает опергруппу. Как оказалось, правильно сделал - там засел снайпер! Вы же не забыли про план похищения Самого? Заметив слежку, он тут же сваливает через черный ход, вырубает по пути пару белорусских спецназовцев и уходит на (голосом попугая Кеши) "моцоцикле!" Чекисты бросаются в погоню на джипе.
По пути их сопровождают проезжающие мимо машины, которые абсолютно без всякой цели взлетают в слоу-мо в воздух, имитируя аварии (странно, что не летают вокруг, чирикая) - но мы к этому уже привыкли. Джип чекистов пафосно преследует мотоцикл, помпезно подпрыгивая в слоу-мо на небольших парковых спусках, но все же террористу удается уйти через парковую парковку. Взбешенный Егорка вынужден просматривать камеры наблюдения. Как оказалось, мотоцикл взят в аренду неким Крисом Уэйном, который прибыл вместе с Сарой на одном самолете. И это, как оказалось, тот самый ковбой из Мексики!
А тем временем Сара прибывает на стадион. Террористы тоже не дремлют - от самый программист-автоманьяк убивает в гостиничном номере бабу и занимает позицию. А к родному брату на стадион возвращается Пашок. Сара ему объясняет, что код Каина можно дезактивировать, если носитель осознает это, а иначе код проснется и все уничтожЕт! Как в Африке, на Среднем Востоке... Ну, и в 1941 г., надо полагать, то же самое было. В общем, бойтесь аццких каинитов!Адских каинита-а-ав, адских каинита-а-ав... НООООД!
Но тут на стадион проникает Уэйн... потому что охрану на входах предупреждать необязательно. Чекисты пытаются его перехватить, уводят Сару, Егорка настигает Уэйна на стоянке, откуда тот хочет свалить на моцоцикле, наставляет на него пистолет... Но тут внезапно в игру вмешивается наш белазо-программист, который медленно достает пистолет и убивает!.. Уэйна.
После откровенного разговора с Сарой оказывается, что Уэйн ее так охранял... Очень ненавязчиво. И он спас многих от уничтожения. И перед смертью от огня он сказал Егорке: "Павел не каинит!" Окей, поверим покойному - но кто же тогда каинит? Неизвестно. И это так и останется неизвестным. Сара и Егорка выясняют эту важную проблему единственным доступным им способом...
Они любят друг друга, но жизнь слишком жестока. А заодно разблокировали телефон Уэйна, на котором много смешных фоточек. В том числе и наш программист, который ходил по Минску, совершенно не палясь своим огромным перстнем с изображением змеюки. Чекисты в лучших традициях боевиков легко увеличивают его изображение и понимают, что перстень очень похож на перстень мексиканского похитителя. А заодно в телефоне найдена схема минского метро с отмеченной станцией Октябрьской. Все бросаются туда и не зря - какой-то парнишка в кепке, чья личность навсегда останется неизвестной, оставил на станции сверток у таксофона, а потом побежал на остановку у входа и взорвал автобус!
Больше тупого огня в слоу-мо!!!!11
Взрывом замочило и сидевшего на остановке Гостюхина. Прямо на глаза Пашки. Прибежавший Егорка с Сарочкой, тоже, конечно, в картинном шоке, который они демонстрируют на уровне мастеров актерской игры.
А тут и станция взорвалась. Хреново работают эти чекисты... Тело батяни кладут в скорую, но поздно - Гостюхин свалить из этого фильма. Братья пафосно рыдают на руках друг у друга, понимая, что им до конца еще 15 минут. Миссия Сары не увенчалась успехом... в чем бы она не состояла - так что Егорка и Сара трогательно прощаются с поцелуями в аэропорту. Но к счастью, на заводе обнаружен тайный схрон программиста с какими-то файлами. К счастью, этот террорист назначил встречу с Пашкой - и тот сообщил об этом брату... и поперся на нее сам, как полный болван, каковым и является. Встреча была назначена в ресторане. Программист внимательно изучил меню, внимательно изучил обстановку, заметил мордоворотов из КГБ и понял, что надо сваливать: "Бомба!" - заорал он и пробил окно официантом.
Спасая жизнь брату, от бандитской пули погиб несчастный Пашка... Егорка в ярости простреливает террористу руки-ноги, думает, стрелять ли в голову, но находит в себе силы понять и простить не убивать ценного свидетеля.
Финал. Сара возвращается в Мексику, разговаривает с Эриком Робертсом по принципу: "Только ты знал детали операции!" "Бла-бла-бла, Белоруссия-Мексика-нефть - ты будешь смеяться, но это взаимосвязано" "Да ты больной ублюдок", и баба наставляет пистолет на гнусного злодея, чью роль в фильме и мотивы мы так никогда толком не поймем. Мафия бессмертна Каина убить нельзя! - гордо заявляет тот, отбирает пистолет и уходить пить виски, оставив в полном шоке зрителя. Воистину, нельзя! Он вернется в следующей части C&C! ИБО ОН БЕССМЕРТЕН!!!
ТИТРЫ!!!
Итак, подытоживая. Фильм - уныл и тупорыл. Дешевое слепление Ассасин Крид и каких-то боевиков в духе фильмов Александра Невского. Сюжет кое-как шит белыми нитками, почти не проясненная мифология авелитов-каинитов - лишь повод для череды дурацких и дешевых спецэффектов, которые в большинстве вообще не нужны. Мелькала информация, что фильм слеплен из кусков сериальной версии, но это не оправдание выпуску такого салата. Режиссура от бывшего каскадера - ни к черту. Причем сценарий отличается несколько в лучшую сторону от первого варианта, - но все равно очень плох, плюс из фильма в итоге исключили сцену битвы с Белазом-терминатором на автополигоне; явно по бюджетным соображениям - а единственный отрывок с Белазом сделана до стыда халтурно. Сделано вообще все очень плохо. Особенно восхищают чудеса монтажа в духе "машина надвигается/что-то взрывается/пуля летит - перебивка - летящая/лежащая жертва". Такой позор редко где найдешь. Даже звукорежиссура плохая: "В этой сцене забыли ровно половину шумов… да да.. самых рутиных, кое-где шагов, кое-где прикосновений одежды и проч. Вы просто чувствуете что «что-то не так» в сцене. А профессионал сразу понимает, беда со звуком". Игра актеров в большинстве средняя, особенное спасибо за ее убожество Пашеньке. Мало-мальски нормальные актеры Эрик Робертс, Серебряков и Гостюхин а) играют как всегда; б) все вместе едва набирают минут пять-семь хронометража и вставлены в фильм для заманухи - причем оказывается, что это еще их и добавили, в первом прокатном варианте их было еще меньше. Плохая операторская работа с постоянным дерганием камеры, картинка в духе отечественных телесериалов. На что ушел бюджет - непонятно, видимо, в основном на поездку в Мексику и уничтожение автопарка. Музыка? Что-то похожее на нее тут есть, но не более. Пропаганды, вопреки ожиданиям, в фильме мало: обличение революций вырезано, эпизод с митингом притянут за уши к сюжету не хуже Белаза-убийцы. При этом кино явно ориентировалось на заграницу, ибо белорусская власть там выглядит немногим лучше абстрактной оппозиции. Единственные, кто в фильме получился - суровые белорусские чекисты на джипах, в пиджаках и с суперпрофессиональными способностями. Хотя по факту они все равно лажают через раз. Единственный плюс фильма в том, что он не так скучен и уныл, как "Живе Беларусь", но та хоть как-то справлялась со своей задачей агитки-байопика, а вот из "Кода Каина" боевика не получилось. Да впрочем, в "Жыве Беларусь" хотя бы сюжет был связный.
Вывод - этого Каина действительно нельзя убить. Нельзя убить уже дохлого. И я бы с большим удовольствием впаял ему 3 из 10, если бы не видел "Проект 12" и "Жыве Беларусь", вызывавшие физическую боль. 4 из 10.
P. S. Спонсор данного выпуска - автозавод "Белаз": лучшее белорусское предприятие по выпуску компьютерной техники. Компьютеры "Белаз - первые компьютеры в мире на дизельном топливе!