год: 2017
страна: Франция, Великобритания, Бельгия
слоган: «Тоталитарная комедия в вольной трактовке»
режиссер: Армандо Ианнуччи
сценарий: Фабьен Нури, Армандо Ианнуччи, Дэвид Шнайдер, ...
время: 106 мин. / 01:46
В главных ролях: Стив Бушеми, Саймон Расселл Бил, Пэдди Консидайн, Руперт Френд, Джейсон Айзекс, Майкл Пэйлин, Андреа Райзборо
Анонс фильма "Смерть Сталина" про борьбу за власть в Политбюро после смерти Сталина в 1953 году в этом году сильно взбудоражил общественность. Правда, в основном после того, как Министерство культуры решило по собственной глупости повторить цензурный запрет с "Номером 44", решив, что уж на сей раз точно прокатит. Как и в том случае, это было глупо, дуболомно и нецивилизованно. И, как и в том случае, фильм совершенно не стоил сломанных вокруг него копий, так как был бездарным и унылым шлаком - и в итоге хайп стих, когда фильм появился на торрентах. Но чтобы вы, не дай бог, не вздумали смотреть то, что от вас пытались скрыть власти и не повредили себе глаза и межушный ганглий, я вам расскажу во всех подробностях, что было в фильме и почему его не надо смотреть.
Москва. 1953 год. Концерт в здании Московской консерватории транслируют по радио. Пианистка играет на пианино красивую трогательную музыку. А тем временем за кадром продолжается беспощадный террор оф NKVD, который мало того, что существует в 1953 году, так еще и продолжает лютовать 20 лет подряд.
Вот он, этот злобный солдат оф NKVD, который по традициям фильмов 50-х сторожит концерты без оружия, но с подсумками. А вдруг прямо во время концерта потребуется кого-нибудь pokaratь?
В студии звукозаписи сидит начальник Союзрадио Андреев со звукооператором. Они наслаждаются музыкой, но тут им звонят на телефон. Андреев берет трубку и, услышав, кто звонит, меняется в лице, ищет ручку, переспрашивает по тридцать раз номер и вообще, ведет себя так, будто ему позвонили с сообщением о выигрыше в лотерею, а он вспомнил, что выкинул билет в сортир на вокзале. Кто звонил? - спрашивает оператор. У Андреева от волнения заплетается язык: "Секретарь генерального секретариата, генерального секретаря генералиссимуса, генерального секретаря генеральный секретарь секретировал секретного генерала в секретариате генералитета, да генерально не высекретировал..."
Ну что, смешно? Смешно... Готовьтесь, такой юмор тут будет долго. Кстати, должность генсека в 1952 г. переименована в должность Первого секретаря, но это незначительная мелочь.
В общем, звонил STALIN и попросил перезвонить через 17 минут. А пока мужики спорят, сколько уже прошло, он занимается своим любимым делом - вычеркивает френдов из личного виш-листа vragov naroda, который составлен на странной помеси английского и кириллицы. Но вы не смущайтесь. Тут вообще все надписи на английском. Для атмосферы, ага.
А рядом в коридоре веселый и заводной товарищ Хрущев, худой как спичка, рассказывает Маленкову и Молотову, как в Ленинграде они страдали от холода и, чтобы согреться, бросали гранаты в пленных, а потом угорали, глядя, как те бегают. Ин Совьет Раша zima в снежки играют granatami!
Товарищ Берия тоже поддерживает классовый черный юмор. Он относит списки врагов народа NKVD и указывает - этого расстрелять на глазах жены, этого бросить в церкви на алтаре, остальных... на свой вкус. Ин Совьет Раша убивать врагов народа надо разнообразно - ведь любая работа должна приносить удовольствие, а не превращаться в рутину!
А на следующей неделе мы устроим с заключенными фейерверк! Привезут десять бочек пороха и динамит!
NKVD садится в черные voronki и мчится с окруженной войсками дачи Stalin karatь! А потом, вооружившись СКС, вламывается в квартиры простых советских граждан с коллеционными samovars и увозит с собой под страшную музыку Вагнера.
Тем временем товарищ режиссер дозвонился до Сталина. Оказалось, что Сталину понравился концерт и он хочет аудиозапись, чтобы залить Вконтакт слушать ее. Увы, но концерт не записывали. Режиссер, не растерявшись, тут же приказывает всем вернуться по местам и повторить концерт, для чего бегает по залу и кричит: "Давайте, товарищи, не бойтесь, расстрелов не будет! СИДЕЕЕЕТЬ!!!"
А тем временем Сталин и его дорогие соратники садятся за ужин, за которым продолжают рассказывать о своих злодействах - о том, как они бросали в людей гранаты, убили всю семью у пионерки, а однажды в Сталинграде сунули палец Маленкова в воду и он описался. От последней гениальной шутки все присутствующие, включая Вождя, ухахатываются покруче, чем режиссер этого фильма от Петросяна. Потому что ин Совьет Раша Политбюро - это такой клуб злодеев из комиксов, которым нравится творить преступления - убивать людей, захватывать мир и отнимать конфеты у детей.
Как всем известно из антисоветских фильмов и книг 20-летней давности, Политбюро было у Сталина бесплатными клоунами, которые вместе с ним бухали, жрали и танцевали русские народные танцы по вечерам. Больше они ничем принципиально не занимались. Этот фильм раскрывает нам их с другой стороны - они еще и были кривляющимися клоунами. Берия, который тоже любит хорошие шутки, засовывает в карман Хрущеву свой помидор чтобы полапать помидоры Хрущева, они ссорятся, а потом мирятся и бьют друг друга животами, как сумоисты. И это под печальную музыку, во время которой надо думать о толстом... то есть, о высоком. Потом все идут смотреть кино про попаданцев ковбоев, которое любил Сталин.
А режиссер по-прежнему пытается сделать аудиозапись. Увы, ползала уже разошлось, так что акустика будет неважной. Что делать? Кто спасет положение? Где найти столько жирдяев? А давайте жену мою позовем, - говорит один музыкант, - она сразу акустику смягчит. Первая смешная шутка фильма. Запомним ее - вторая будет нескоро.
Кое-как три четверти зала набрали, и услышав, что запись будет слушать лично Вождь, они аплодируют на дублях сильнее, чем массовка на репетициях Александра Невского. Но неожиданно пианистка Ольга Куриленко... э, то есть, Мария, услышав, для кого делают запись, отказывается играть - оказывается, Сталин расстрелял ее родителей лично из нагана! И да-да, это как бы небезызвестная пианистка Мария Юдина, которая, хоть и была православной фанатичкой и оппозиционной к режиму, родителей не лишилась.
Режиссер бесится, бегает, подозревает прослушку, пытается уговорить: "Десять тысяч рублей! И мы не открываем этот черный ящик!" "Двадцать тысяч!" - заявляет Юдина: "И мы не открываем этот черный ящик, в котором вас похоронят" Режиссер соглашается, и сектор-приз от NKVD не находит хозяина. Увы, но тут дирижер, который испугался прослушки, так пронииииикся, что потерял сознание и убил себя ап пажарнае видро. Придется искать нового.
А пока творится вся эта веселая и непринужденная буффонада, NKVD по-прежнему бегает по квартирам врагов народа и натуралистично творит zverstva. Что, вы не думаете, что это смешно? А вот режиссеру очень смешно!
Вот так под шумок в толпе врагов народа специально присланный посланец вывозит в консерваторию дирижера на замену. А советские суперзлодеи, как наследует набухавшись, покидают дачу, со смехом обсуждая прокол Маленкова, который удивился, куда делся известный член Политбюро Polnikov. Я не могу помнить всех, кого расстреляли! - оправдывается Маленков. Помахав ручкой Молотову, который тоже в списках врагов народа, но еще об этом не знает (расскажут - сюрприз будет!), все разъезжаются. В консерватории тем временем наконец удалось набрать полный зал, для чего его набили первыми попавшимся трудящимися с улицы - наконец-то, как и обещал великий Сталин, искусство стало доступно народу!
И пока советские злодеи занимаются обычным ночными делами - Хрущев записывает, какие шутки понравились Сталину, чтобы улучшить свой стенд-ап; Берия деловито обследует пленных девушек и пытает врагов народа; и т.д. - в консерватории записывают концерт на лучшее советское оборудование марки ЛЦ RБЗN MASTЗR БАIN.
Пластинку передают NKVD, но пианистка успевает впихнуть в конверт письмо от себя, чтобы передать свои чувства Сталину. Режиссер приходит в ужас и искаженным лицом идет пруду. Пластинку доставляют сквозь очереди ведомых на rasstrel врагов народа лично Сталину. Тот наконец наслаждается прекрасной музыкой, а заодно читает письмо. Там Юдина написала, что вы, дядя Сталин, плохой человек, вы тиран, преступник и я вас ни люблю, вы бяка. Прочитав все эти обличения, Сталин искренне ржет, ведь для злодея нет ничего милей признаний в том, какой он вредина.
Однако тут же во время смеха Сталина хватает приступ, и он кончается, упав на ковер. Услышав подозрительный звук, охранник снаружи в сомнении говорит таваристчу - может, лучше проверить? Может, лучше заткнешься, пока нас не rasstrelяlи, - отвечает таваристч. Режиссер фильма кагбэ говорит нам - бугога.
Разумеется, наутро тело находят в бессознательном состоянии, чтобы было бы обычным делом для Сталина, если бы не кровь из горла. Тем временем в NKVD, где в кадре бьют людей прямо в коридорах, а за кадром все время орет какой-то тролль: "Да здравствует Сталин!", товаристч Берия в духе папаши Мюллера лично пытает арестованного. Это он его так допрашивает, хотя сам же признает, что у него лопнули перепонки. В Советской России свои, особые методы допроса...
Получив сообщение, что Сталин "заболел", Берия поначалу не осознает остроты ситуации, так что спокойно уходит, по пути обсуждая с подручными, как он трахал жен арестованных. Придется теперь их пытать - а то мужья, сволочи такие, не признаются в преступлениях. Как хорошо, что у нас много преданных и верных жен! - с чувством говорит джентльмен Берия, и только потом отправляется на дачу Сталина.
Звонок получает и Хрущев, который живет, как и положено члену Политбюро, в маленькой однокомнатной квартире с убогой кухонькой. Узнав о случившемся, он бежит на дачу, надев костюм прямо на пижаму - хорошо еще, у него, в отличие от Брежнева, на ней не было орденов. Берия же добирается через бесснежные поля и зеленый цветущий лес в начале марта 1953 года на дачу Сталина. Там он быстро выпроводил уборщицу, а потом после долгой беготни по дому вытащил все важные тайные документы и перебросил их шоферу Хрусталеву в окно. Тут стали набигать советские злодеи - Маленков и Хрущев, которые стали бегать вокруг тела на полу, кривляться и кудахтать, как блондинки, у которых мопсик на ковер наделал. Хрущев кричит, что надо вызвать скорую! Берия важно отвечает, что все это надо рассмотреть отдельно, не спешить, с чувством, с толком расстановкой... Комитет там назначить, кворум собрать... Когда же понабежало чуть ли не все Политбюро, Берия соизволил перенести тело на кровать. Осторожно, стараясь не наступить в лужу мочи, злодеи берут своего предводителя за конечности, отпуская аналогичного качества шутки, и переносят на кровать через полздания. При этом они семенят ногами, ругаются, визжат - в общем, делают все, чтобы нелепо выглядеть, забыв, что дом напичкан охраной из здоровых мужиков, которые могут перенести тело. Кое-как все-таки положили, чуть не придавив, правда, Микояна, который очень обиделся - он же только три дня назад костюм почистил!
После этой очень тяжелой работы вожди решают передохнуть. Хрущев повторяет свое предложение насчет врача. Но вот новая напасть - всех врачей, как вам известно, посадили по делу врачей, так что лечить в Москве тупо некому. Тогда, покумекав, злодеи хватают на улице первого попавшегося полковника медслужбы, как у Германа в "Хрусталев, машину" решают найти гражданку Тимошук, которая давала показания против врачей народа... Берия ручается, что эта гражданка на допросах показала себя с лучшей стороны... с разных сторон... поз... В крайнем случае все можно свалить на нее. Все поддерживают предложение, особенно Булганин с улыбкой дрочера.
Ы-ы-ы, может, она мне даст?
И вот уже благодаря Тимошук они плагиатят великое творчестве Германа. И прямо на улице хватают вышедшего на пенсию дедушку-врача, который мирно и тихо выгуливал на обычной веревочке собаку где-то на ВДНХ, где установлен знаменитый памятник Сталину работы Остапа Бендера.
Злодеи же пока в ожидании гуляют по лесу, разбившись на двойки и занимаются... занимаются друг с другом... мастур... мастерскими интригами. Маленков и Берия обсуждают, как надо отлить перед охраной, чтобы испортить им день (злодейское нутро, чо), а Хрущев уговаривает Кагановича подкузьмить Берии, чтобы устроить в стране реформы и заодно вернуть детей Сталина в столицу, особенно Светку - ее народ любит! Тут как раз приезжает и Светка. Она несколько не в себе, так что несет случайный бред, перебиваясь с одного на другое. И это не сценарное говно вместо диалогов, написанное впопыхах, как в "Охотницах за привидениями" - это именно переживания Светланы! Потому что неадекваткой она будет до конца фильма. Попутно Микоян намекает Хрущеву, чтобы он осторожнее ходил в лесу с незнакомцами - тут могут водиться тигры medveds.
Сын Сталина Василий, который тут похож на молодого и гламурного Дэ-дэ-дэ-дэмэгараффа, еще ничего не знает. Он находится на стадионе, наблюдает за хоккейной игрой, аки статУя его отца рядом, и пытается найти новых игроков. Ведь большая часть команды погибла в авиакатастрофе, но сообщать об этом нельзя - советские самолеты не падают, и потому власти скрывают.
Этот гребаный пенопластовый памятник ставили в половину локаций фильма...
Но увидев пришедших NKVD, Василий Домогарофич Сталин тут же теряет гонор - потому что решает, что за самолет придется платить.
Итак, на даче кучка врачей, которых наскребли со всей Москвы, приходит к заключению, что товарища Сталина вряд ли получится оживить. Светлана истерит, несет белиберду, но это уже ничего не меняет. Берия, пока идет скандал, бочком-бочком, как краб, отошел и позвонил по телефону в NKVD, где приказал закрыть город, никого не впускать, армию на постах заменить на NKVD, и работать по новым спискам врагов народа. Все приказания аккуратно выполняются доблестными соколами госбезопасности.
Хрущев тоже вскоре зашел в кабинет Хозяина, якобы поискать в его столе vodka, и наткнулся там на Светлану. Та сначала стала нести бред, как ее брат Вася тут катался в детстве на свинье, но Хрущев ее перебил и пообещал ей свою защиту. Та стала опять нести бред, что с такой защитой ей и врагов не надо, но тут вдруг оказалось, что Сталин жив! Соратники радостно празднуют возвращение предводителя и бегают вокруг кровати, а Сталин тычет куда-то за Хрущева. Оказалось, что это не указание на преемника или очередного врага народа - Вождь тыкал за его спину на какую-то картину. Сначала все долго тупят и несут несмешной бред, а Берия в сторонке бесится, что все сорвалось - но тут Сталин наконец отходит. Конец комедии... Но не фильму.
Продолжая веселый юмористический настрой фильма, врачи с тела Сталина всей толпой снимают маску Фантомаса скальп, а потом пилят череп, чтобы... чтобы... не знаю, может, забальзамировать его тело прямо на даче. Попутно все замечают американский аппарат для искусственного дыхания, который просто забыли использовать, а может, Сталин запретил, потому что не любил импортную технику, я не понял. Тут врывается Василий и, увидев оскальпированного отца, начинает обвинять всех присутствующих в убийстве отца народов и в том, что они хотят зохавать его моск. Кажется, он уже успел хряпнуть водки и зажрать ее кокаином, поэтому он выхватывает ТТ и начинает стрелять по стенкам, крича, что отца с помощью зарубежной шайтан-машины заражают американщиной! С трудом удалось обезоружить психопата. Его кое-как успокоила Светлана, и он такой - ладно, я в порядке. А потом подумал и набросился на пистолет охранника, после чего мужики стали долго пыхтеть и бороться при полном похуизме присутствующих, которых, кажется, самих задолбал искрометный йумар режисСЁРа.
Пора расходиться. Тело Сталина положили в грубый едва сколоченный гроб из досок, сделанных прямо в лесу и увезли на грузовике, пока министры на Кадиллаках и Бьюиках друг друга чуть не передавили в спешке.
Врачи проводят машины довольным взглядом, но тут вдруг, аки вороны из-за туч, к даче подлетают грузовики Опель Блиц и Газики-69, набитые NKVD. Они вылетают из машин и тут же наставляют на всех оружие.
"Никому не двигаться! Работает спецна... э-э-э, то есть, НКВД!"
Гэбня тут же набивается в дом и в срочном порядке выносят оттуда все, что можно вынести, включая мебель, картины, прислугу, помидоры, стратегические запасы водки и штатных двойников. Двух охранников-дезертиров даже pokaralи. Всем этим набивают машины и увозят в неизвестном направлении. Я мог бы предположить, что их собираются pokaratь, но какой смысл в том, чтобы карать мебель и водку? Остается предполагать, что, по заветам фараонов, Хозяина будут хоронить в Мавзолее со всем его имуществом и прислугой, чтобы он ни в чем не нуждался в загробном коммунистическом мире.
Советская конспирация самая суровая в мире, товаристч!
Берия вернулся на Лубянку и откопал там жену Молотова, репрессированную Полину Жемчужникову, и возвращает ее мужу. Пока еще Молотов ничего не знает. Его даже на даче почему-то не было. Так что Хрущев забегает к нему, а заодно сходить в туалет... Ну, поблевать - что-то с утра у него здоровье шалило. Хочешь, подержу тебе волосы, мне жена всегда делала? - шьютит Молотов. Ха-ха. Хо-хо. Хе-хе-хе. Хи-хи-хи. Ху-ху не хо-хо, господин режиссер?
В общем, он все рассказывает, и Молотов начинает ныть как баба. Тут как раз и Берия приходит на огонек, и пока мужики пытаются его убедить, что давно забыли гнусную предательницу, показывает им Полину. Сюрпрааайз, мазафака!
На следующее утро приосанившийся и сменивший костюм на строгий похоронный френч Маленков готовится к предвыборным съемкам для народа. А заодно он обсуждает с Берией необходимость реформ и прекращения арестов. Попутно Берия заметил, что Маленков носит корсет, но тот выпутывается - это, мол, врач мне прописал.
На заседании Политбюро, где присутствует всего семь человек, начинается несмешная версия "12 разгневанных мужчин" - собравшиеся шьютят, скандалят, спорят, кривляются. В итоге Берию назначают сразу на три поста, Хрущеву втюхивают организацию похорон Сталина, а потом начинается спор вокруг вопроса об арестах. Берия говорит - товарищи, вы будете смеяться, но нас всех дезинформировали, давайте отменим аресты. Ты занимаешься популизмом, Лаврентий! - заявляет Хрущев. После долгой болтовни Молотова, который долго балансирует, как акробат над чаном с дерьмом, амнистии все-таки легализуют.
А тем временем - музыкальная пауза. Под звуки фортепьяно и расстрелов нас переносят в Siberia, в знаменитую тюрьму Volga. Здесь карают vragov naroda.
К счастью, тут приходит амнистия Берии, так что охрана просто уходит, и счастливые заключенные могут разойтись и добираться до дома из Сибири своим ходом. Хрущев же занимается похоронами, и его приходят проведать tovaristchi.
У Маленкова проблема - он хочет найти девочку, которая фоткалась со Сталиным. Но найти ее не удалось, и NKVD предлагает вместо нее целый кастинг-набор девочек в красных косынках.
Но Маленков недоволен и требует настоящую девочку из соображений tradiciа. А пока девочку ищут, приходит важный и гордый маршал Жуков, у которого огромный шрам, след боевых заслуг и ордена во всю грудь - больше, чем у Брежнева.
Его очень интересует, почему в Москве заменили военные посты на посты NKVD. Берия оправдывается, что это для обеспечения безопасности. Чтобы предотвратить толпы заодно и поезда на Москву отменили. Услышав это, Хрущев закатил скандал и добился отмены приказа.
И вот наступает великий день. К телу отца народов нескончаемой рекой идут огорченные трудящиеся, которые проливают слезы. Даже горцы пришли попрощаться с земляком.
Даже православные священники пришли на похороны. Обалдевшие злодеи спрашивают друг друга по цепочке, кто их вызвал. Это был я, - скромно признается в конце Берия. Хрущев закатывает глаза от злости и говорит: я сейчас пойду на Красную площадь, раздавать талоны по одному в руки, на поджопник Берии. Это вторая и последняя смешная шутка в фильме. Попрощайтесь с ней.
Тут сверху раздается какой-то шум. Оказалось, что это Василий, переодевшись в форму летчиков из 1970-х, пробрался к зарубежным журналистам и стал кричать, что врачи-рвачи похитили у его отца моск. И у него, кажется, тоже. Смерть сионистам и педерастам! - орет он.
Буяна удается утихомирить, когда Берия вспоминает про один самолет... Василий стихает, но тут подбегает маршал Жуков, и, как и полагается герою войны и настоящему командиру, дает дураку в печень и пинает сапогами - ибо Василий порочит честь советского офицера. Светка опять закатывает скандал, но Жукову, как настоящему прапорщику из анекдотов, по фиг, и он пошел бухать в буфет за всю Советскую армию. Кстати, кто там писал в комментах, что Жуков тут самый достойный персонаж? Василий, утерев кровавые сопли, выпрашивает право речи на похоронах отца. И ему, конечно... разрешают. Что может случиться плохого?
После этого Хрущев, Берия и Молотов ведут долгий и нудный срач, и Берия таки подсовывает Хрущу записку пианистки, которую давеча подобрал - мол, все я про вас знаю, чем вы занимались прошлым летом тайные враги народа, так что вы в моих когтях. Ошалевший Хрущ подумал-подумал... А потом решил подгадить Лаврентию и открыл границы Москвы. И вот толпы скорбящих трудящихся стройными потоками вливаются в столицу на поездах, в которых тоже светлый лик вождя.
Далее разыгрывается новое Кровавое воскресенье - собравшийся под сенью красных флагов народ хочет пробиться к вождю для прощания над ним. Но на их пути встречается пост того же Опель Блиц с NKVD, который отказывается их пропустить. Разгневанные трудящиеся под страшную музыку пытаются пробиться к дорогому товарищу Сталину, и тогда охрана открывает огонь и разгоняет их. И хотя командир четко приказал: "Стрелять над головами", слишком привыкшие к rasstrel постовые зачем-то стреляли прямо в толпу. Хорошо еще, только из СКС, хотя у них были ППШ и Максим.
Хрущев закатывает скандал пианистке, но исправлять что-то поздно. Приходит весть о том, что на улицах расстреляли полторы тысяч человек, NKVD нашло ту девочку, которая вымахала в здоровую девку, так что Маленков морщится - в общем, жизнь бьет всех ключом. Пока идет возня, Хрущев взял Жукова за локоток, отвел в сторонку и просит о помощи - надо, мол, свалить это все на Берию. Это преступление, я об этом доложу! - заявляет тот, а потом, с хитрым прищуром - повелся?
Гуд айдиа, комрад! - заявляет он: "У тебя не яйца, а золотые купола!" (с) В общем, заговор назначили сразу на завтра, пока армия мобилизована (то, что посты заменены на NKVD, уже все забыли). О жертвах узнает и Берия, который закатывает скандал. Верные соратники бесятся в своем тесном кругу, орут, оскорбляют друг друга площадной бранью и пытаются все спихнуть на Берию. Ах так! - кричит он - и бросает в дело главный козырь: у него секретное досье на каждого из них! Вы все у под колпаком! У меня все ходы записаны! - орет и дергается при этом сильнее, чем гибрид Гитлера и Джокера под амфетамином, подключенный к электротоку.
Берия ушел, так что злодеи решили все свалить на стрелочников, поругались, пообещали поцеловать друг друга в зад, и разошлись. Маленков вышел с девочкой на балкон (именно на балкон, а не Мавзолей) и поприветствовал народ.
На следующее утро Молотов устроил сверхсекретную стрелку в лесу с Хрущевым и Кагановичем и предложил убить Берию, пока он не зарвался. Берия же пока навещает Василия, который работает над речью на похоронах: "Мой отец был огромный и добрый как medved, а мы все - его верные щеночки" (с) На самом деле Берия пришел к истеричке Светке и огорчил ее вестью - ее возлюбленный Алексей Каплер, которого он обещал вытащить из GULAG - убит при попытке побега. Светка далее, как и полагается женской особи, устраивает скандал и требует вернуть Лешу любой ценой, от чего Берия охуевает. Осознав, что баба - дура и рацио на нее не действует, он сказал ей прямо - либо ты, истеричная бестолочь, работаешь на меня, либо я зову Сюткина и он бьет тебя по хлебалу "спущу с вас шкуру и повешу на Спасской башне" (с).
И вот день похорон. Массы заполняют Красную площадь, тело Сталина выносят из Мавзолея дорогие соратники.
Хрущев пытается поговорить с Маленковым даже держа гроб, но тот посылает клоуна на хрен. Так и не договорившись, Хрущев за его спиной говорит товарищам по заговору - мол, да, он с нами на все сто. Как интересно иногда заговоры работают. Жукову этого достаточно. Пока соратники читают речи на трибуне Мавзолея, он со своими друзьями-военными проходит в какой-то зал для заседаний, устанавливает под телефон кнопку, которая зажигает лампочку в туалете (?) и устраивает засаду. Благо, он уже пронес под шинелью два АК-47, хотя отлично было видно, что в кабинет он прошел без шинели. "Ну что, вприсядку?" - спрашивает он.
На заседании Политбюро неожиданно выдвигает вопрос о том, что Берия вышел из доверия, что он людей убивал и он вообще предатель. Начинается привычный срач, и Хрущ орет Маленкову - жми кнопку под столом! Тот в ахуе, Берия в ахуе, зал в ахуе. Очнувшись, Берия быстро рвет когти, кричит охране через закрытое окно, но тут вламывает Жуков с калашом. И так как благодаря переводчикам у него больше всего горячих цитаток в фильме, то он орет: "Стоять или свинцом накормлю!" А увидев Берию, по старой привычке дает ему в табло и говорит: "Хочешь сделать что-то хорошо - зови армию!"
Итак, подручные Берии, увидев палево, убегают, и охрана Кремля бежит за ними, по пути по привычке их расстреливая. Армия разоружает чекистов и выпускает арестованных. Берию хватают и под его визги о незаконности ареста тащат в туалет, где, кстати, тоже висят лики вождей.
Ну что, продолжим концерт! - говорит Жуков и, надежно связав министра, чтобы не убежал с концерта, его тащат на rasstrel. Маленков, правда, требовал справедливого суда, но Хрущев закричал, что, мол, Сталин-Берия-Гулаг, Тухачевский-Пятаков-Сокольский, у них не было суда, поздно отступать - и Маленков после колебаний подписывает постановление. Затащив Лаврентия в подвал, вся публика толпой окружает его и зачитывает обвинения ему, пока пленный отрицает свою вину и отбивается площадной бранью, а потом его тащат расстреливать на улицу, прямо на территорию Kremlin.
Разыгрывается совершенно безобразная и отвратительная сцена, все матерятся, Берия орет, и наконец его пристреливают в голову. А потом, в лучших традициях тоталитарных режимов тело облили бензином и сожгли прямо на площади под гневные выкрики и улюлюкание с бросанием палок и незрелых фруктов публики. Хрущев на прощание дает еще несколько оскорблений покойному, а потом дает Светке билет в Вену и обещает позаботиться о Василии - чтобы он не бегал со своими теориями заговора. "Никогда не думала, что это будешь ты", - говорит она и уходит.
Пепел от тела Берии, которое сгорело до конца без остатка, даже костей не оставив (не иначе, он и впрямь был упырь или оборотень), развеивают по ветру под красивую музыыыыку. В конце нам рассказывают, что Никита правил, пока его не сместил Брежнев - и титры.
Ну что же, подведем итоги. Фильм - тупорылая и несмешная комедия. И это безотносительно политики и истории. Он просто плохо сделан и как сатира, и как комедия вообще. Юмор тут строится на трех вещах: 1. словесные несмешные шутки в диалогах с ерничанием, кривляньями и грубыми хамскими оскорблениями; 2. живописание расстрелов и издевательств как расстрелов и издевательств, как будто это само по себе смешно; 3. шутки ниже пояса с акцентом на мочу, половые органы, секс и тому подобное. Как вы понимаете, все это просто НЕ-СМЕШ-НО. На фоне этого можно вообще махнуть рукой на сюжет, который представляет из себя обычный антисоветский пересказ событий 1953 г. Не даром же многие сцены репрессий показаны абсолютно серьезно. Убери претензии на юморок и добавь артхаузности - получим клон "Хрусталев, машину". Аргументы же про то, что, мол, "ну, так было, это же гротеск" - не принимаются. Было так, да не совсем так, а мы имеем дело не с гротеском, а с чернухой. А немногочисленные наметки на сатиру типа поведения новоявленного вождя Маленкова или интриг Хрущева - выглядят совсем не смешно и неглубоко.
По сути, фильм - это кастрированное и убогое подражание своему выдающемуся предшественнику, британской комедии "Красный монарх" (1984). Он тоже был сделан в жанре псевдоисторического лубка, истории-анекдота, там Сталин тоже был сумасшедшим, а Берия похотливым убийцей и карьеристом, и он тоже был максимально дешев. Вот только в отличие от "Смерти Сталина", тот фильм был смешным. Там было много удачных шуток, совершенно буффонадные ситуации типа армрестлинга Сталина и Мао Цзэдуна, очень харизматичные герои, которые даже сумасшествие и паранойю Сталина показали как эксцентрическую комедию - словом, это было действительно смешной фильм безотносительно политической направленности. И, что интересно, серьезные сцены, которые заставляли задуматься о том, что лубок лубком, а трагедии были - там тоже присутствуют. Особенно это видно в многочисленных экзистенциальных размышлениях Сталина, которые показывали, что он не только сумасшедший параноик, но и, по сути, глубоко несчастный, запутавшийся и одинокий человек. И даже шутник-лизоблюд там был, только не Хрущев, а Берия - и куда более смешной и обаятельный, потому что его играл Девид Суше. Наконец, финал фильма, при всей его буффонадности, тоже нес определенный символизм, куда большее отношение имеющий к теме борьбы за власть после смерти Сталина.
Увы, всего этого нету здесь. Сюжета нет изначально, что для лубка нормально - но нет ни юмора, ни вкуса, ни чувства меры, ни удачных режиссерских находок. Актерские работы совершенно незапоминающиеся, мотивация и логика мира хромают на обе ноги. И даже клюквы тут слишком мало, чтобы оправдать просмотр - уж больно кино бедное, как на визуал, так и на все остальное. Ну и да - фильм довольно тщательно следует первоисточнику, французскому комиксу какого-то понаехавшего бербера из Марокко. Можете ознакомиться:
https://ru-klukva-ru.livejournal.com/1843903.html Сюжет совпадает на 95%, разве что в оригинале практически не было юмора (отличный материал для комедии, правда?), зато была мрачная атмосфера Мордора, а коммуняки там были хоть и подонками, но все же не конченными садистами и пошлыми шутниками. Кроме Василия. Он в комиксе еще омерзительнее.