"Пи" - значит "пипец". Шедевр глупости от мастера шедевров ужасов.
год: 1966
страна: США, ФРГ
режиссер: Альфред Хичкок
сценарий: Брайан Мур
продюсер: Альфред Хичкок
оператор: Джон Уоррен
Главные роли: Пол Ньюман, Джули Эндрюс
жанр: триллер, детектив
"Разорванный занавес" - это шпионско-приключенческий фильм великого Хичкока об американском ученом-ядерщике Армстронге, который во время холодной войны приезжает с конгресса в Копенгагене прямо в Восточный Берлин, чтобы выдать коммунистам проект новых ядерных ракет. На самом же деле он работает на американцев и должен вступить в контакт с германским профессором Линдом, чтобы выведать секреты русских. Положение осложняется тем, что за Армстронгом неожиданно увязывается его ассистентка и одновременно невеста Сара...
Фильм меня, конечно, заинтересовал - великий Хичкок, характерный актеры, тема холодной войны... Однако на выходе получилось то, что справедливо называют "самым слабым фильмом Хичкока". Фильм представляет собой кучу штапмов, если не на тему холодной войны, то на тему шпионских фильмов, и я даже всерьез подозреваю, что он снимался как пародия на этот жанр. Пересказ фильма объяснит, что к чему, хотя предупреждаю сразу, что подробно рассматривать его собираюсь.
Итак, из двух часов фильма первые сорок минут целиком уходят на раскрытие завязки, изложенной в аннотации. За первые полчаса Армстронг делает все, чтобы показать, что разведчик из него как из помидора пулемет. Судите сами. Сначала, когда в отель приходит телеграмма с просьбой забрать его книгу из магазина, он врет невесте, что никакой книги не знает. Потом опаздывает зайти за этой книгой с секретным заданием, и в итоге невеста забирает ее сама. Потом, взяв в руки книгу, которой он якобы не знает, он врет, что оставит ее у конторщика - идет к конторе, но на пол-пути "незаметно" сворачивает в туалет. Невеста делает большие глаза - ладно, что мужики делают в туалете с газетами и эротическими журналами, можно представить, но с собственной книгой по физике... А Армстронг на глазах других людей (!), зайдя с книгой (!) в кабинку, открывает ее и на обложку видит надпись: "Посмотри страницу такую-то". Посмотрев на страницу, он видит там обведенный знак Пи - отношение длины окружности к диаметру. После чего достает бумажку и аккуратно записывает: "Войти в контакт с Пи" - видимо, чтобы другим разведчикам на случай обыска было проще понять, чего он хочет. Наконец, перед самой конференцией он говорит Саре, что должен улететь в Стокгольм и врет так неумело, что она незаметно садится с ним на рейс и долетает до Берлина.
Да-а-а, "никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу". Агент Джонии Инглиш по сравнению с этим ламером просто Джеймс Бонд. Странно, что он книгу не сжег, а потом не съел пепел. А ведь мог бы...
Итак, Армстронг прилетает в Восточный Берлин. Его мило встречают добродушные немцы и прикрепляют в качестве сопровождающего недобродушного и неприятного агента Штази Громэка. Громэк носит кожаный плащ, жует жвачку и много говорит о Нью-Йорке, в котором жил на 88-й авеню. В общем, нормальный гэдээровский чекист.
Типичный чекист
Как это не удивительно, органы, узнав о невестке, не выставляют ее в полчаса на Запад, а наоборот, фактически уговаривают остаться рядом с Армстронгом. Во время представления Армстронга англо-американскому народу журналистскому активу Сара узнает, зачем ее благоверный приехал в ГДР. Когда они уходят в номер в гостинице, Сара устраивает ему сцену и служит этаким эрзацем голоса американской совести: "Как ты мог так поступить?" "Послушай, мною руководили более высокие побуждения, чем патриотизм!" "Ты что, не понимаешь, что ты предатель?!"
Типичный восточноберлинский номер в гостинице
О как. Ученый, передающий схему ядерных ракет, не заинтересовавших собственное правительство - это предатель. Ким Филби нагло улыбается.
На следующее утро, оставив Сару в номере, Армстронг идет на явку. За ним "незаметно", так же незаметно, как в случае с книгой, следует Громэк. Садясь в автобус...
Типичный автобус Восточного Берлина
...Армстронг успевает заметить, что Громэк садится на... мотоцикл?
Типичный... штамп сценаристов.
Я, конечно, плохо представляю ситуацию в ГДР в 1966 году, но вдумайтесь сами - скажем, в СССР приезжает американский ученый, который хочет передать из гуманистических соображений коммунистам проект ядерной ракеты. Буквально на следующий день он уходит, куда хочет, а за ним, мозоля глаза, "незаметно" уходит один-единственный чекист, причем преследует его на мотоцикле. Что в ГДР была напряженка с автомобилями, не секрет, но у Штази...
Тогда Армстронг классически проводит отрыв хвоста. Он приходит в Берлинский музей и долго ходит по абсолютно пустым залам, в которых нет даже охраны, преследуемый звуком шагов по паркету.
А потом выходит через черный выход, который, конечно, тоже не охраняется, и садится на "случайно" стоявшее там такси, которое явно снималось в ФРГ.
Кстати, за весь фильм мы не увидим ни одного Трабанта или советской автомашины, но зато увидим много фольксвагенов и велосипедистов.
Типичная автобусная остановка Восточного Берлина
Итак, Армстронг на такси приезжает на какую-то ферму за городом и стучит в дверь. Дверь открывает кухарка. Армстронг смотрит на нее как на связную - то есть, исподлобья и, не говоря ни слова, чертит на песке ботинком знак Пи. То ли боится прослушки - ну, мало ли где Штази поставит микрофон, может, и посреди фермы. То ли он просто не выучил по-немецки даже слова "агент пи".
Кухарка, к счастью, все понимает и показывает ему на арку, через которую видно, как по газону на тракторе катается какой-то мужик. Именно катается, так как я никогда не слышал, чтобы тракторами стригли газон, да и никакого плуга не наблюдалось.
Сказав даме "данке", Армстронг идет к фермеру. Важный усач встречает его словами: "Скажите, мистер Армстронг, каково быть человеком, который участвует в таком деле? Я видел вас по телевизору - вы были очень важным" "Я долго готовился, чтобы создать такое впечатление" Усач улыбается: "Давайте-ка прокатимся".
Тут я маленько прифигел. Обычно, когда в шпионских фильмах такое говорят, герои садятся в авто и едут по дороге, разговаривая по своим шпионским делами. Но тут из автотранспорта только трактор. Неужели... Да! Да, они садятся поговорить на трактор и едут по газону, который в следующем кадре превращается в какую-то сельхозкультуру.
Из разговора становится понятно, что Армстронг должен встретиться с профессором Линдом в Лейпциге и вытянуть из него секреты. В Лейпциге его встретит агент американцев Коска.
Армстронг слезает с трактора и идет к такси, но тут видит... кого бы вы думали? Громэка! Который хрен пойми как его нашел на ферме. Армстронг в панике и бросается в дом к кухарке.
Он спрашивает ее: "Здесь есть черный выход?" Кухарка, знающая только по-немецки, не понимает, но это и неважно - на явке американских разведчиков черного выхода все равно не предусмотрено. Забегает Громэк и в дверях важно произносит: "Я расскажу о вас министру культуры!"
Да-а, министр культуры - это важный человек в ГДР... Уж он-то нашему американцу покажет.
Армстронг делает невинный вид. На вопрос Громэка, какого черта он тут забыл, Арсмтронг утверждает, что пришел повидать дальнюю родственицу. О-о-очень дальнюю родственницу. И подарить ей подарок. Который хотел купить, но не успел.
Громэк не глупее армстронговской невесты и явно не верит. Он открывает входную дверь и любезно просит Армстронга посмотреть на землю. Там Армстронг видит свой знак π, который он по собственной тупости позабыл стереть.
Громэк спрашивает его: "Что это?" "Не знаю", - наивно отвечает американский профессор-ядерщик, создатель межконтинентальной ракеты. Громэк просвещает ученого: "Это знак Пи. Математический. Отношение длины окружности к диаметру" "Вы много знаете, Громэк" "Да. Я ходил в вечернюю школу. В специальную вечернюю школу. Там мне рассказали все про знак Пи" После короткой паузы Громэк кончает придуриваться и орет на Армстронга, а потом идет к телефону. Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу.
Однако Громэк, в сущности, такой же чекист, как Армстронг разведчик. Он не пытается не то что свинтить горе-шпиона - он даже не наставляет на него ствол. И вообще не смотрит на кухарку. Правда, в какой-то момент он внимательно глядит на американца и даже запускает руку в карман, но... достает оттуда зажигалку и закуривает, не обращая ни на что внимания. Итог закономерен - кухарка метает в него ведром с чем-то жидким. По голове не попала, но зато поломала телефон.
Тут Громэк, прям как его коллега, агент Смит в Матрице-2, вспоминает, что у него, оказывается, есть пистолет! Он достает его, но делает неверный шаг, и Армстронг вступает в жестокую схватку! Пистолет летит в сторону. Армстронг держит руки Громэка сзади и одновременно лапает его за шею.
Дальше сцена длинного, нудного и тяжелого убийства жестокого чекиста, которая является единственным новшеством в фильме. Пока Армстронг неумело пытается схватить немца за шею, кухарка хватается за пистолет - но вспоминает, что на улице таксист и любой шум может привлечь его внимание.
Типичный ствол агента Штази
Как ни странно, та же мысль не приходит в голову Громэку. Вместо того, чтобы закричать во все горло: "Караул! Ахтунг!!!", он предпочитает разговаривать с Армстронгом. Серьезно. Пока тот крутит его за шею, Громэк говорит: "Ну хватит. Прекрати эти штучки. Меня обучали специалисты, я могу завалить тебя одной левой". Даже когда баба берет нож, он держится так же хладнокровно: "И скажи своей кухарке, чтобы она положила нож, а то она порежет тебе пальцы". Красава. Настоящий чекист не теряет самообладания в любой ситуации! Горячее сердце, холодная голова... Очень холодная. Практически отмороженная.
Графиня искаженным лицом бежит пруду Кухарка с жестокой миной направляется с ножом к горе-противникам. Вспоминаем тревожную музыку из "Психо": ту, ту, ту, ту, ту! ту! ту! ту! Улучив момент, она всаживает нож Громэку под шею, да так сильно, что ломает лезвие. Видать, Громэк имел специальный металлический скелет.
Как и положено Терминатору, он не падает, а только разворачивается и продолжает борьбу. Баба использует тяжелую артиллерию: хватает стоящую рядом лопату, подскакивает к суперчекисту и бьет изо всех сил по голове бьет по коленкам.
"Бамс!" Громэк морщится. "Бамс!" Громэк корчится. После четырех "бамсов" Железный Феликс все-таки отпускает американца и падает с окровавленной рубашкой. Шпионы, тяжело дыша, пялятся на него, ожидая, когда тот помрет. Но Громэк кагбэ из последних сил(с), вскакивает к окну и изо всех сил зовет на помощь и пытается его открыть. Кухарка и физик успевают закрыть ставни, и обозленный чекист тогда вцепляется физику в шею, чтобы задушить врага. Тот в ответ пытается задушить его. Пока мужики валяются на полу и с минуту душат друг друга, баба мечется по кухне в поисках нового орудия смерти (про лопату уже все забыли). Взгляд ее падает на газовую печку. Видимо, вспомнив заветы папаши-эсесовца, она открывает духовку, пускает газ, после чего затаскивает Громэка с висящим на нем Армстронгом головой в печь и оба жестоко душат гэдээровского палача! Зарезанный, забитый, задушенный чекист, помахав на прощание пальцами, в корчах умирает.
Как утверждают критики, сцена была написана специально для фильма, вроде чтобы показать, как тяжело на самом деле убивать людей, в отличие от фильмов Бонда. Я согласен только с одним - у любого Бонда сюжет действительно еще тупее.
Да и вообще, зачем его убили? Чем он мог помешать Армстронгу? Что у него было против него - знак Пи на земле? Охренеть улика. Или то, что тот оторвался от него в музее - так что тут такого, может, американец не выносит лишнего внимания?
Ладно, едем дальше.
Пока кухарка закапывает тело вместе с мотоциклом, Армстронг возвращается в номер, а оттуда его с невестой командируют в Лейпциг на допрос к светилам науки. Они заходят в университет Карла Маркса, где кто-то ставит Армстронгу подножку и он падает с лестницы. Как оказалось, это сделал агент Коска - врач больницы при университете. А подножка - это способ отстаться наедине, и врач искренне сожалеет, что повредил физику при этом два ребра.
Вообще, строго говоря, Коска - это ее муж, который умер за год до этого. Но усач с фермы явно об этом не догадывался... Коска раскрывает бэкграунд - оказывается, она подпольщик-активист неполитической организации "Пи", которая занимается нелегальной переправкой эмигрантов на Запад. Она поможет бежать нашему американскому Штирлицу из Лейпцига через границу. Сами американцы, конечно, своими силами обойтись не могут - Штази все-таки не бублики сушит.
Органы тем временем все больше беспокоит внезапное исчезновение Громэка. К счастью, таксист, который возил Армстронга, оказывается сознательным социалистическим гражданином, и почуяв неладное, все рассказывает Штази. Весьма вовремя. И именно тогда, когда Армстронг уже уехал в Лейпциг. Органы морщат лоб и начинают искать тело.
Типичный кабинет чиновника ГДР
Тем временем наш физик предстает перед лейпцигскими умами - они должны допросить его относительно проекта ракеты "Гамма-5". Но тут входят чекисты, которые, видимо, уловили причинно-следственную связь между нахождением Армстронга и Громэка на ферме и исчезновением последнего. Они спрашивают физика: "На ферме были?" "Да" "Громэка видели?" "Нет" Чекисты решают, что никаких контактов с учеными американцу не разрешаются. Седенький профессор Линд, похожий на Калинина, этим страшно недоволен, ругается и грубит в глаза агентам Штази. Видимо, это очень крутой профессор. Подумав, он требует допросить ассистентку Сару, раз уж она по фермам не шляется. Та от показаний отказывается, истерит, выбегает на улицу и нашему Штирлицу приходится раскрыть ей свое инкогнито. Конечно, она его прощает. Непонятно лишь, почему он сразу ей все не рассказал.
Пока любимые целуются, органы ищут на ферме тело. Найдя следы сгоревшего пиджака в камине и оборванного телефона, органы глубокомыслено кивают головой. Тем временем в Лейпциге молодые присутствуют на торжественном вечере в честь профессора Линда. Господа ученые танцуют под классическую музыку и под портретами Маркса и Тельмана.
Профессор Линд тоже доволен как пьяный слон.
После этого Армстронг танцует с доктором Коска и все ей рассказывает: "Я начал думать, как они узнали, что я ездил на ферму. И тут я понял - таксист. Он им все рассказал". Гениально, Холмс, блин! Таксист! Ну кто ж еще! Могли бы и его придушить за компанию, чего уж там... Коска догадывается, что физика, скорей всего, скоро арестуют (!!! гениально, Холмс!) и говорит, чтобы он завтра в 10 приходил к ней, она его вывезет за границу. Но Армстронг, как безмозглый отважный разведчик решает использовать последнюю возможность и выпытать все, что можно, у Линда. Он сажает к себе за столик уже порядком накачавшегося профессора, который выдает сентенции типа: "О, "Венский вальс"! Я говорил, что мою сестру задавил трамвай в Вене?" или "Танцуйте с девушкой, Карл! А у меня вечеринка с Майклом!"
Гы-гы-гы... Жаль, что гомосексуальные шутки были тогда непопулярны.
Итак, Армстронг как бы между делом начинает ненавязчиво намекать на тему ядерных ракет: "Вы наверно чрезвычайно довольны тем, что сказала вам вчера вечером мисс Шерман о Гамме-5?". Профессор делает вид, будто это ему неинтересно, но потом намекает на сходку.
На следующий день они встречаются в университете и заходят в кабинет. Армстронг троллит профессора и пишет формулу Гаммы-5. Профессор ржет: "Это взорвется. Мы такое делали четыре года назад в Алма-Ате и оно взорвалось". Ну да, Алма-Ата, Семипалатинск, кто там в те годы знал разницу...
Оба начинают спорить и чертить формулы на доске. Никаких терминов или цифр при этом не называется, так сценаристы знали о физике даже меньше, чем о шпионах, и все заканчивается тем, что профессор в пылу спора рисует ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ формулу, за которую русские сначала сочли его сумасшедшим, а потом гением.
Кусочек ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ формулы
Армстронг ее запоминает, а профессор, заметив это, делает ту же ошибку, что и Громэк: орет на американца, приказывает ему не выходить из комнаты и, повернувшись спиной, идет к телефону, дав тем самым чикагскому Джеймсу Бонду сбежать.
Так и хочется сказать: "Немцы - они же тупы-ы-ые!" Но не забываем, что сценаристы американцы...
А тем временем органы нашли на ферме мотоцикл, который тупая кухарка закопала прямо во дворе, а не в поле: может, не хотела сельхозкультуру повредить, а может, хотела его в металлолом сдать... Армстронга объявляют в розыск по университетскому радио, врывается полиция... Но, смешавшись с толпой, молодые успевают пройти к Коска, которая на велосипедах отвозит их к надежным людям. Их встречает свой человек по фамилии Якоби и срочно сажает в автобус, полный беженцев. Вы не поверите, но это специальный автобус подпольной организации, маскирующийся под автобус регулярного рейса "Лейпциг-Берлин", чтобы провозить незаметно перебежчиков к границе.
Гениально! Как Басаев не догадался?
Американцы едут к границе, причем все очень нервничают - американцы опоздали, и теперь автобус может пересечься по пути с настоящим автобусом (а раньше такого ни разу не было, ага). Особенно истерит какая-то баба-блондинка. И не зря - мимо автобуса пролетают гэдэровские полицейские-мотоциклисты в белых шлемах и с советскими ППШ.
Автобус тормозят военные и начинают проверять пассажиров. Американцы задергались, но Якоби их спас от проверки. Знаете как? Прикрыл, блин. Серьезно, просто протянул соседу сигареты и прикрыл двух человек. Лоховатые немцы посмотрели и ушли. Автобус пошел дальше. Якоби получает аплодисменты салона.
Кокарда вообще-то должна быть с гербом, ну да ладно...
И может быть, все прокатило бы, но тут автобус снова останавливают!.. Как вы думаете, кто?
Полиция?
Армия?
Штази?
ГИБДД?
Нет, не угадали. Его останавливают РУССКИЕ ДЕЗЕРТИРЫ! Именно русские дезертиры из группы советских войск в Германии, которые скрываются здесь по лесам. Причем, судя по ППШ, с самого сорок пятого года. Им нужны только немецкие дойчемарки - часы и ценности их не интересуют: ими костер в лесу не разожжешь.
Командир дезертиров заходит внутрь и сняв пилотку с подчиненного, на чистом немецком языке просит немецких граждан помочь беглецам от советской диктатуры. Доброе слово подкрепляется пистолетом.
Но тут раздается выстрел, дезертир кричит командиру по-немецки (по-немецки!!!) с русским акцентом (с русским акцентом, елы-палы!): "Полицай!" и они рвут когти. При этом Армстронг успевает выдернуть у командира из рук пилотку с деньгами. Жадный америкос попался.
Тут, конечно, промашечка - конусообразные каски ННА ГДР ни с чем не спутаешь.
Полиция решает сопровождать автобус, так как впереди могут быть еще налеты дезетиров (!!!). И теперь наши беглецы в сложном положении - прямо за ними идет настоящий автобус, и когда педантичные немцы увидят два одинаковых автобуса... Что будет? Когнитивный диссонанс, наверно.
И впрямь, полицейские его замечают. Видимо, у них действительно диссонанс и очень сильный, потому что сначала они дают беглецам доехать до Берлина и только потом останавливаются и идут к водителю второго автобуса, тем самым дам американцам в очередной раз сбежать! Пока они там болтаются, пассажиры фальшивого автобуса вылетают пробкой. Обозленные полицейские дают по беглецам очереди из ППШ!
"Хальт! Руссише партиз... Империалистише агентен!"
Мда-а-а... Дикие немецкие варвары. То людей газом душат, то автоматами расстреливают.
Хотя Якоби дал америкосам адрес и фамилию связного - Усатый - тупые ученые не смогли запомнить улицу Фридрихштрассе. Не знали они имени Энгельса... В итоге они спрашивают у немцев, где тут почта - на английском. Естественно, те ни черта не понимают.
В Восточном Берлине даже грузовики ездят со знаменами ГДР, tovaristch! Танки с парусами, говорите...
И неизвестно, как бы американцы вывернулись, но на их счастье, рядом пробегала старушка-полька - графиня Кушинская - в исполнении французской актрисы русского происхождения Лили Кудриной. Она вызвалась помочь.
Кушинская не менее эксцентрическая личность, чем профессор Линд. Затащив американцев в кофейню, она фактически цитирует "По ком звонит колокол" Хемингуэя, показав им русскую беломорину, в которой много воздуха и мало табака. "Отвратительно", - говорит артистичная графиня, страдающая в Этой Стране и закуривает.
Да, кстати, у Якоби тоже был Беломор. Видимо, другие сигареты в ГДР не продаются.
Кушинская-Кудрина улыбается сквозь дым беломорины: "Какая волнительная встреча, профессор! Не каждый день встретишь шпиона. Ваше лицо во всех газетах..." Сразу вспоминается дядя Миша из "На Дерибасовской хорошей погода", который встречал агента КГБ Соколова, размахивая газетой с его портретом.
Короче, она хочет свалить в США и просит американцев стать ее "спонсорами" (?), а она их отведет на почту. Старушка немного того, конечно, но они соглашаются.
Вместе они идут искать Усатого и долго окликают всех выходящих из конторки (характерно, что ни у одного из них нет усов). Наконец Усатый дает им адрес турагентства, но тут прибегает полиция с ППШ, и все рвут когти. В неравной схватке пала Ляля Кудрина - с лестницы, своим телом успев опрокинуть полицая. Не видать ей теперь своих спонсоров.
Дальше американцы, наконец, встречаются со своими людьми, один из них тот усач с фермы, он говорит, что за границу их перевезут на корабле в корзинах из-под реквизита для чешской балетной труппы. А пока они сидят в театре и смотрят балет. Но тут опять входит полиция и начинает ненавязчиво осматривать зал, включая оркестровую яму. Армстронгу приходит в голову счастливая идея. Он встает и кричит: "Батареи, огонь!" "Файер!!!" Немцы, услышав про пожар, тут же вскакивают и сметают все. Американцев спасают, сажают в корзины и увозят. Уже на границе какая-то аристократичная старуха-балерина, пялящаяся от нечего делать на погрузку, замечает, что грузчики желают корзинам счастливого пути. Проявив чудеса анализа, она сразу все понимает и кричит морским офицерам: "Американише шпионен!" Те сразу во все верят, приказывают крановщику опустить корзины. Крановщик почему-то не слушается приказов и корзины не опускает. Тогда моряки сбивают корзины из... из ППШ. Опять? Мда-а-а... Ин Дойче Демократишен републик каждый Marine-Offizier имеет eine sowjetische automatische Kalaschnikow ППШ для американише шпионен!
Ну все, шибздец нашим супругам-разведчикам... думали вы? А вот фигушки!!! В корзинах только барахло труппы. А хитрые американцы, пока все возились с подставой, выбрались из корзин, сиганули за борт и подплыли к причалу, где их приняли шведские пограничники.
Последняя сцена фильма: молодая чета, обвернувшись одеялом, сидит у печки, а их хочет сфоткать папарацци. Но Армстронг делает недовольное лицо и накрывает себя с невестой с головой. Мол, идите вы к лешему, дорогие журналисты.
Ка-а-а-анец!
Итог? Интересный мог бы быть фильм, если бы, как всегда, не вымученный сценарий. Ходульный, неправдоподобный, местами просто клюквенный. Кто в здравом уме отправляет во вражескую страну вместо разведчика ученого? Кто в здравом уме не обеспечит ему прикрытие? Кто в здравом уме может устроить столько косяков, из которого уже одного - увязавшейся невесты - хватает, чтобы счесть задание провалившимся? А органы Штази? Они в этом фильме выглядят не меньшими идиотами. Вместо того, чтобы сразу взять американца под контроль, они оставляют его на попечение одного-единственного агента на мотоцикле и то явно туповатого. Когда же тот пропадает, они, вместо того, чтобы посадить американца под домашний арест, позволяют ему ходить туда-сюда и тот легко убегает. О советских дезертирах в лесах Лейпцига я вообще молчу. В итоге получилась какая-то пародия на историю супругов-разведчиков Коэн, а не интересный приключенческий фильм.
О том, насколько правдоподобно показана сама ГДР, судить не берусь, а в интернете разбора не нашел.
Собственно, к остальному каких-то особых претензий нет, даже к явной картонности происходящего. Единственное - фильм, мягко говоря, занудный и долго ждал, когда же все эти горе шпионы вывернутся.
Если кто-то вдруг не согласен, советую ему посмотреть другие, более удачные фильмы по теме. Например, "Рокировка в длинную сторону" (1969), где Александр Демьяненко играет советского ученого, попавшего в лапы зарубежной разведки. А еще лучше "Мертвый сезон". Оба фильма вышли почти одновременно с "Разорванным занавесом", но там и персонажи интереснее, и сюжет продуманнее, и происходящее реалистичнее. И никто не душит эсесовцев в газовой печи.
P.S. Да, еще к теме холодной войны. Как это ни забавно, исполнитель роли Громэка Вольфганг Килинг спустя два года после выхода фильма... уехал в ГДР. И хотя вскоре он вернулся, конфуз был немалый. Тем более, что перед этим он передал врученную им министром внутренних дел Республиканскую премию кино - золотую статуэтку - в Клуб Вольтера в Ганновере с условием ее продажи и передачи денег в фонд Освождения Вьетнама))))