Побывал там недавно, правда внутрь дома попасть не удалось.
Сейчас этот единственный известный во всей Немецкой слободе памятник архитектуры 17 века находится на территории завода точных приборов, который к тому же прекратил своё существование в 2004 году. Свободного доступа к палатам нет… с двух сторон палаты окружены старыми корпусами завода, тоже весьма интересными, постройки начала ХХ века. А с двух других сторон - уродливым зданием 1980-х - 90-х годов, причём часть его так и осталась недостроенной.
Итак, немного истории.
Из описания охранных зон памятников архитектуры Лефортово. Архив УГК ОИП г. Москвы (взял у
hitrovka):
«Это здание является единственным памятником архитектуры 17 века, иллюстрирующим застройку Немецкой слободы в допетровское время. Он привлекает к себе внимание и тем, что легенда приписывает его немке Анне Монс (Более точная атрибуция - палаты З.Я. и З.З. Ван-дер-Гульстов, отца и сына, личных лекарей царя Алексея Михайловича и царя Петра первого Н.А.), связанной с личностью Петра Первого.
Внешний вид и штукатурная отделка существующего одноэтажного, с полуподвалом и деревянным мезонином дома относится к концу 19 века, Древнее ядро здания составляют два нижних этажа с дошедшими до нас сводами в полуподвале и в первом этаже с многочисленными следами стёсанного декора под штукатуркой фасадов.
Прекрасно сохранившаяся первоначальная планировка и детали позволяют восстановить его древний облик. Двухэтажное каменное здание относилось к типу посадских палат с многокомнатной планировкой и сенями-коридором. Сени отделяли наиболее парадную мужскую половину, включавшую большую столовую комнату, от наиболее скромной женской половины дома. В сени, со стороны главного фасада вело наружное парадное крыльцо. С противоположной стороны сеней, сообщавшейся с половиной хозяйки, очевидно, существовало чёрное крыльцо в хозяйственный двор. В обеих половинах дома сохранились внутристенные лестницы, соединявшие парадный второй этаж с хозяйственным первым. Фасады решены ещё в традиционных формах 17 века: колонны стен главного фасада и лопатки дворового строго соответствуют внутренним стенам. В общей композиции фасадов ещё нет строгой симметрии, хотя в группировке окон уже чувствуется стремление к упорядоченному ритму.
Окна второго этажа с кирпичным профилированными обрамлениями и колонками на главном фасаде завершаются белокаменным карнизом и фронтоном из волют, на дворовом - кирпичным 3-х частным кокошником. Этот интереснейший памятник 17 века требует проведения полного объёма реставрационных работ, а также раскрытия его со стороны Старокирочного переулка.
Кроме памятников архитектуры, стоящих на гос. охране, на территории зоны имеется ряд зданий, представляющих несомненный интерес. Это дома интересны не только как отражение различных этапов в развитии рядовой застройки Лефортово, но и как сохранившаяся среда, в которой формировались и жили прекрасные дворцовые ансамбли».
Так видел дом Анны Монс Александр Бенуа:
А вот что пишет Романюк С.К. в книге «По землям московских сел и слобод»:
"Дом Анны Монс (Старокирочный переулок, 6). Палаты выстроены во второй половине XVII в. рядом с католической церковью («Старой киркой»). Легенда, связывающая их с фавориткой Петра I Анной Монс, видимо, не основательна. Здание поставлено на белокаменный подклет, верхний деревянный этаж относится к концу XIX в. Дворовый фасад сохранил остатки декора середины XVII в. - кирпичные наличники окон с полуколонками и навершиями в форме кокошников.
Главный фасад в конце XVII в. получил богатый белокаменный декор в стиле московского барокко: окна и портал украшены наличниками с разрывными фронтонами, углы объёма - 3-четвертными колоннами со своеобразными капителями. Подклет и основной этаж соединены двумя внутристенными лестницами, помещения перекрыты сводами. К сеням основного этажа первоначально примыкали крыльца".
О.М. Замжицкая.
"Далее по Кирочному переулку - уродливое заводское здание, закрывшее собою прекрасный памятник архитектуры - двухэтажные каменные палаты XVII в. По традиции их называют палатами Анны Монс, хотя никаких достоверных свидетельств о том, что они принадлежали царской любовнице, дочери виноторговца в Немецкой слободе, нет. Кто владел ими в то время неизвестно, но документально подтверждается лишь то, что в середине XVIII в. палаты принадлежали некоему отставному полковнику Ознобишину, в конце того же века - иноземцу Витману, в начале XIX в. - придворному камер-фурьеру (смотрителю за дворцовой прислугой) Якову Граве. Палаты уникальны тем, что они представляют собой единственный сохранившийся образец застройки Немецкой слободы в петровское время".
Дом Анны Монс. Художник Е.Куманьков.
1967 г.
Написано 1995 год. Хотя нужно уточнить, когда построен корпус завода.
1980-е, фото В. Карелина. Нестыковка с предыдущей фотографией. Там 1995 год, а правой части корпуса ещё нет. А здесь она уже построена.
7. Макет Н.М. Аввакумова (
hitrovka), 1987 год.
1. Ну а теперь покажу, что сам наснимал.
2. Деревянное крыльцо поменяли на бетонное.
3. Единственные сохранившиеся наличники 17 века. На самом деле это окна 2-го этажа, первый - под культурным слоем.
4.
5. Следы от наличников.
6. Старые фабричные корпуса тоже очень хороши!
7. Вид с крыши недостроенного здания.
8.
Старые фотографии брал с сайтов:
http://www.archnadzor.ru/http://dedushkin1.livejournal.com/http://fotki.yandex.ru/users/ser02020/