Пружаны - небольшой городок в Брестской области, центр Пружанского района с населением под 20 тысяч. Несмотря на скромные размеры, Пружаны не так давно смогли каким-то образом обзавестись двумя солидными спортивными дворцами - Ледовым и Водным.
Однако не эти два очевидных показателя благополучия и процветания стали причиной того, что я надумала побывать в Пружанах.
Не скажу, что меня совсем не интересует современная жизнь нашей провинции, новинки градостроительства и благоустройства малых городов, но всё же их прошлое волнует меня намного больше. У Пружан это прошлое имеет очень глубокие корни.... иногда настолько глубокие, что до них уже сложно докопаться. Вот, например, название "Пружаны". Одни считают, что оно произошло от слова "пруд", "запруда". Есть и другая версия: в этих местах в давние времена оседали бегущие от тевтонцев пруссы. Пруссы постепенно преобразовались в прушей, а затем в пружан.
Принято считать, что населённый пункт Пружаны возник на историческом горизонте в 1433 году, хотя документы, датированные этим годом, упоминают только некую Пружанскую волость. Позже, в 1487-м, появляется и город, но... имя у него почему-то другое - Добучин. Добучин есть и в наши дни - это маленькая деревушка в семи километрах от Пружан. В общем, сплошная путаница, в которой теперь не разобраться...
...Поэтому разбираться будем с тем, что на поверхности - с тем, что сохранилось, уцелело, что можно увидеть, пощупать и назвать - совершенно точно и однозначно.
На разборки у нас - погожий субботний день, вернее даже, его послеполуденная часть.
А вот и первый объект - Собор святого Александра Невского, 1866 года постройки:
Собор находится в самом центре Пружан. Перед ним - просторная площадь с парковкой и торговые ряды. Здесь мы оставили машину и отправились гулять.
Торговые ряды, получившие в народе название Белые лавки, были построены в 1867 году. Новое кирпичное здание заменило собой предыдущее, деревянное.
В 19 веке подобные "торговые центры" встречались в беларусских городах повсеместно, однако до наших дней сохранились единицы. Белые лавки - самая крупная (из полностью сохранившихся) постройка такого типа. К тому же она за всё время своего существования ни разу не меняла назначения. По сей день в ней работают торговые точки. Правда, нам ни в одну из них не удалось заглянуть. Все входы были закрыты глухими деревянными ставнями и, что удивительно, нигде не было ни единой вывески. На фотографиях в интернете я видела Белые лавки в "рабочем состоянии", когда ставни открыты. Там, за ставнями, современные торговцы установили обычные пластиковые дверные и оконные стеклопакеты.
Может, это и к лучшему, что мы приехали поздно и магазинчики успели закрыться. Мы увидели историческое сооружение в его "первозданной чистоте", то есть, без пластика, без аляповатой современной рекламы, без безвкусных надписей, без холодного света энергосберегающих ламп в помещениях.
Я отошла подальше, чтобы поместить в кадр всё здание целиком - все его 25 арок по длинной стороне и 5 - на торце. Гигантская многоножка распласталась на участке 75 на 17 метров.
Хотела снять её в компании с собором, но встать в том месте, откуда видны сразу обе достопримечательности, не получилось. Мне помешали другие "лавки", а именно, лавки субботней выносной торговли.
Перед торцовым фасадом "Белых лавок" вдоль одной из главных магистралей города, вдоль улицы Советской, развернулась субботняя ярмарка с палатками, столиками-прилавками и детскими аттракционами.
Было видно, что торговля почти закончилась, но проезжая часть всё ещё остаётся перекрытой.
Прошлась вдоль ряда арок по длинной стороне торговых рядов.
Центральная, 13-ая арка и две её соседки объединены фронтоном, похожим на торцевой, но попроще. Все 4 фронтона, два торцевых и два центральных своими изгибами-изломами отдалённо напоминают что-то барочное.
По оси центральной арки в здании имеется сквозной проход. Раньше по нему торговцы попадали на огороженный внутренний двор, где могли спокойно оставить свой транспорт и грузы. Теперь там просто открытая пощадь, та самая, на которой мы припарковались.
Сняла галерею торговых рядов в обратную сторону - с картинкой городской ярмарки в "конце тоннеля".
И всё-таки у меня получилось снять Собор и Лавки вместе - с перекрестка двух главных улиц - Советской-Кобринской и Ленина-Ширмы.
Правосланый храм Святого Александра Невского относится к так называемым церквям-"муравьёвкам". После разгрома восстания 1863-64 годов, российские власти усилили противодействие всему польскому и католическому в Северо-Западном крае Империи. Особенно инициативным в этих делах был виленский генерал-губернатор Муравьёв. По его распоряжению были разработаны типовые проекты церквей на 200, 300 и 500 прихожан. Строительство шло ударными темпами. За три года было построено 98 новых храмов и 67 часовен, отремонтировано 126. Не обошлось и без изъятия костелов с дальнейшим "обращением" их в православную веру путем определённых косметических операций. (Сейчас иностранные туристы, бывает, удивляются тому, как странно выглядят у нас некоторые православные храмы)
За Собором, дальше по улице Григория Ширмы (Рыгора Шырмы) стоит еще одна типовая постройка, на сей раз советская (1965 г).
Кинотеатр "Спутник" почти не претерпел изменений. Первый этаж со сплошным остеклением не застроили, слава богу, кирпичной стеной с узкими амбразурами окон (как это часто делают в целях сбережения тепла), просто вместо металлических рам поставили пластик. И самое главное - не убрали с фасада монохромное панно, выполненное в технике сграфитто. Вряд ли его когда-нибудь признают шедевром монументального искусства, но памятником своей эпохи - обязательно. Глядя на это произведение я даже ностальжинку поймала - вспомнились старые добрые фильмы 60-х, 70-х...
А еще меня повеселила довольно несуразная (или символическая?) архитектурно-художественная композиция, соединившая храм и кинотеатр, а заодно и две идеологии.
Может, автор панно так и задумывал? - ученый-исследователь протягивает в сторону церкви ядро атома, то ли вызывая кого-то там, внутри, на спор или желая задать вопросы, уточнить...
Мы въезжали в город по улице Ширмы, поэтому я знала, что увижу, если пойду дальше. Через несколько домов будет площадь с исполкомом и памятником Ленину - место пустынное, чистое и скучное. Тратить на него время не хотелось, поэтому я вернулась на Советскую и пошла по ней от центрального перекрестка в сторону городского парка. Карта подсказывала, что на этом пути я встречу все самые интересные достопримечательности Пружан.
Вот одна из них уже появилась. Я имею ввиду не Дом Культуры, он довольно примитивный (на наш, барановичский похож, только поновее). Я про то, что находится рядом - про электронные часы. Они были установлены в 2003 году, когда город готовился к республиканским Дожинкам.
Часы своими формами вполне гармонируют с Дворцом. Единственное, что выбивается из строгой минималистичной геометрии - это герб со змеёй.
Пружанский герб у многих вызывает вопросы: что за ужастик такой? Коронованная змея пожирает младенца! (особенно забавно видеть такое изображение рядом с детскими аттракционами, с их надувными змей-горынычами; выглядит, как предупреждение детишкам - вот, что бывает с теми, кто заиграется и перестанет слушаться...)
Герб в довесок к Магдебургскому праву был пожалован городу Анной Ягеллонкой, владелицей Пружан, королевой Польской и княгиней Великого княжества Литовского, во 2-й половине 16 века. Анна была дочерью польской королевы Боны из миланского герцогского рода Сфорца. Голубая змея пожирающая кроваво-красного человека, мавра, который позже преобразовался в младенца, являлась знаком правящих семей Милана, сначала Висконти, затем Сфорца. Этот знак, вместе с имперскими орлами, вошёл в герб Милана. Сейчас миланский герб выглядит иначе, серпентарий и птичник заменили лаконичным крестом, но человекоядная змея не исчезла из истории ломбардской столицы совсем, она перекочевала на эмблему миланской автомобильной марки Альфа Ромео.
Напротив Дома культуры находится дом из красного кирпича, который служил в 19 веке дворянской учельней. Изначально там занимались только дети из богатых семей. После восстания 1863 г. её переделали в народное училище. Потом последовательно в нем размещались общеобразовательная школа, военный госпиталь и вечерняя школа, а сегодня тут работает Центр молодёжного творчества.
Я снимала не столько табличку, сколько красивый - живой! - кирпич и пока ещё живые (не заменённые на пластиковые) деревянные окна-двери.
А вот этой встречи я ждала с особым трепетом - встречи со Встречей! В центре города встречаются речка-ручеёк Муха и канал Вец и от их слияния образуется река Мухавец.
Мухавец протекает в моём родном городе Бресте, одно время я жила прямо на его берегу, на Набережной.
(На фото: Вец вытекает из-под моста справа, Муха - из-под моста слева)
Следующий кадр я сделала с моста над Мухой. Самой Мухи почти не видно - русло заросло травой
Над местом слияния установлена парная скульптура, изображающая свидание двух влюбленных.
Страстные отношения принесли результат - появился ребёнок, Муховец. Ребёнок превзошел родителей - стал куда более полноводным и даже судоходным (правда потом с Бугом связался и стал на Запад заглядываться))
Ярко-зелёный деревянный дом с колоннами и мезонином - это самое старое в Беларуси деревянное здание аптеки, построенное в 1828 году. Аптека работала здесь на протяжении 150 лет, теперь ее место заняли службы Дома быта.
Дальше по улице Советской находится скульптура "Женщина с ребёнком", выполненная в стиле "девушка с веслом")). За Женщиной расположился костёл Вознесения Девы Марии. Он был построен в 1887 году усилиями местного шляхтича Валентия Швыковского. Это был уже второй костёл, строительство которого инициировал Швыковский. Первый был заложен тридцатью годами ранее, но после восстания 1863 года он в недостроенном виде был передан православным и превратился в Пречистенскую церковь. Во время войны церковь пострадала от пожара, а в 50-е годы её остатки были разобраны на стройматериалы.
Чтобы добиться разрешения на строительство нового костёла, пришлось согласиться на некоторые условия царских властей. Здание не должно было иметь башен, таких привычных в архитектуре здешних католических храмов и вообще костёл не должен был доминировать среди окружающей его застройки. Условие удалось соблюсти - здание стоит в глубине, в глаза не лезет. Даже среди одноэтажек оно не слишком выделяется размерами.
С костёлом Вознесения связано имя первого белорусского кардинала, архиепископа Минско-Могилевского Казимира Свёнтека. Здесь он начинал служение в должности викария. При советской власти он был дважды арестован. Первый раз ему удалось избежать смертной казни из-за начавшейся войны, зато второй раз, уже после войны, он угодил на 10 лет в сибирские лагеря. После отсидки он не вернулся в Пружаны, поскольку костёл к тому моменту был отдан под клуб, а здание соседнего монастыря - под военкомат (он и сейчас там).
Несмотря на невзгоды и испытания, кардинал дожил до 96 лет (умер в Пинске)
Ступени выглядят очень древними. Может, они достались в наследство от самого первого пружанского костёла, о котором упоминается в документах 16 века? Тот костёл был построен из дерева.
Улица Советская приводит на окраину города. Справа еще продолжается невысокая застройка, в основном, какие-то учреждения, а слева начинается парк.
В парке находится Памятник сожженным деревням.
Отлитые из металла яэыки пламени и светлый силуэт креста увековечивают память о 57 уничтоженных фашистами деревнях, 6 из которых были сожжены вместе с жителями и не возродились.
Памятник выглядит достойно (в отличие от большого количества дешёвых мемориалов и мемориальчиков, неприличных по своим художественным достоинствам)
Особенно эффектно он смотрится, как мне кажется, именно осенью, когда полыхающие листвой деревья усиливают трагическое звучание далёких событий.
А впереди уже проявился и засиял белизной среди ржавых крон самый интересный исторический объект города, который считается его визитной карточкой - Пружанскі палацык (Пружанский дворечик)
Палацык был загородной усадьбой того самого Валентия Швыковского, которого я уже упоминала. Усадьба была построена по проекту Франческо Ланчи, польского архитектора итальянского происхождения, в 1850-м году на манер итальянской виллы.
На камне надпись на беларусском: "Этот парк заложен Петром Швыковским в начале 19 столетия" (Пётр, как можно догадаться, был отцом Валентия)
Пружанскі палацык - единственная в Беларуси восстановленная усадьба подобного типа. Сейчас в ней находится Музей, про который я расскажу отдельно.
В просторном английском парке с бессистемно проложенными дорожками приятно гулять, Тут есть пруды и канал, идущий по границе парковой зоны. Через канал переброшены мостики.
Недалеко от главного здания находится флигель. При Швыковских в нем была оранжерея, а в наше время - гончарная мастерская.
Должно быть, здешние гончары и создали такую необычную лавочку с печью!
Было бы здорово, если бы эта печь действительно могла обогревать тех, кто в холодное время захотел бы тут посидеть.
Усадьба была не только местом отдыха семьи Швыковских и их гостей, но и образцовым хозяйством с мастерскими, скотными дворами, конюшнями и броваром.
Оранжерея служила скорее развлечением, в ней выращивали всякую экзотику - апельсины, лимоны и прочее.
Ко времени и к месту подвернулась еще одна парковая достопримечательность - кошечка осенней окраски.
Их тут целых две оказалось. Обе пеструшки, обе почти неотличимы от опавшей листвы.
До края парка мы не дошли, заспешили в Музей, чтобы спокойно его осмотреть и засветло домой выдвинуться. (Там, вдали, за границей парка, раскинулось поле с городским стадионом на нём)
В Музее нагуляли аппетит, поэтому вместо того, чтобы сразу стартовать в направлении Барановичей, отправились на поиски, где бы поесть.
На пеший поход времени уже не было, поехали на машине. По дороге я заметила еще один мемориал - памятник героям-афганцам. Меня впечатлил вертолёт на ножках. Самолёты в качестве памятников мне встречались часто, вертолет - впервые. Водружённый на треногу, он был похож... на инопланетянина из Войны миров.
Кстати сказать, памятник-самолёт в Пружанах тоже есть.
Нашли ничего такое местечко - пиццерию Сан-Ремо. В целом - это простенькая стекляшка, но с претензией. Претензия имеет вид крытой террасы в мини-дворике с туями.
По всему было видно, что это популярное заведение. Пиццу в нём можно съесть на месте, взять с собой или заказать доставку. Правда, видов пиццы в Сан Ремо немного, в основном все острые. Поэтому мы выбрали блюдо белорусской кухни - драники с поджаркой. И мы не ошиблись: было очень вкусно!
В общем, засиделись до сумерек (неплохо здесь, наверное, летом, тёплым вечером....)
Последние фото в этот день сделала по дороге домой.
Часовня у деревушки Ворожбиты. Глубокие-глубокие сумерки. Удивительно, что камера вытянула. Колдовство, наверное. В реальности было намного темнее.
Фото на телефон лучше передаёт глубину сумерек и... ворожбитость...