Раньше было две Кракотки - Вяликая (т.е. Большая) и Малая. По легенде обе Кракотки основали братья, лишившиеся жилья после пожара. Пожар полностью уничтожил их родную деревню, находившуюся где-то под Слонимом. (Нынче Слоним - столица района, к которому относится Кракотка) Старший из братьев Кракотов (Кракот - фамилие такое! с.), жил в Великой, младший - в Малой Кракотке. Теперь обе деревни слились в одну и в них обеих едва ли наберётся полторы сотни жителей.
Кракотку трудно назвать процветающей деревней, но несмотря на это, сюда с некоторых пор зачастили туристические автобусы. Гостей, правда, интересует не сама деревня, а церковь с монастырем при ней и Святой источник. Совсем молодой Свято-Зосимо-Савватиевский монастырь, по примеру своего старшего "коллеги", Свято-Успенского Жировичского монастыря, расположенного неподалёку (30 км), стал местом паломничества.
На наше счастье, верующие Первого мая трудились, готовясь к Пасхе, а потому никаких автобусов, никаких паломников возле монастыря не наблюдалось. Стояла тишина, нарушаемая только пением птиц.
В 1883 г. в Кракотке был построен храм, освященный в честь Святого Антония Великого, основателя отшельнического монашества, но вскоре по какой-то причине он получил новое название - церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1962-м церковь, в которой давно уже не велись богослужения, была признана властями ветхой, не подлежащей восстановлению.
В начале 90-х для храма началась "эпоха возрождения", его не только отремонтировали, но и придали ему новый облик, а через 10 лет жировичские монахи обустроили рядом, в здании заброшенной школы, скит.
После того, как из Соловецкого монастыря были привезены частицы мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, скит был преобразован в самостоятельную обитель.
Появившаяся после реконструкции колокольня-восьмерик с высоким шатром, увенчаным луковкой, видна издалека. Впрочем, и без этой эффектной надстройки трудно было бы не заметить церковь, расположенную на вершине самого высокого холма в округе.
Ко входу ведет многомаршевая лестница.
Надвратная часовня была построена совсем недавно - в 2013 году. Чуть ранее на территории появилась домовая церковь в честь Соловецких чудотворцев и трапезная для паломников. Всего сейчас в обители живут и работают то ли 10, то ли 20 человек. Они проводят ежедневные богослужения и занимаются сельским хозяйством - растят виноград, разводят рыбу в пруду, держат пасеку. Между прочим, преподобных Зосиму и Савватия издревле считали покровителями бортников и пчеловодов, поэтому на Медовый Спас многие окрестные пасечники приезжают сюда, чтобы освятить плоды своих (и пчелиных) трудов.
Лестница довольно крутая и подниматься по ней лучше с остановками, посвящая каждую из них любованию всё новыми и новыми видами.
Кстати, писатель Владимир Короткевич назвал окрестности Кракотки за их всхолмлённый живописный рельеф Слонимской Швейцарией.
Не могу с ним не согласиться!
В 2010-м году главной святыней церкви стал список иконы Божьей Матери "Скоропослушница" - дар монахов Дохиара, одной из обителей Святой горы Афон.
Мы подошли к воротам, заглянули во двор, но границу территории переступать не стали. Стремновато как-то было. Монастырь-то мужской, а мы, понятно... да и одеты не по форме.
Ни одной живой души нами не было замечено ни в часовне, ни возле церкви, ни на склонах холма.
Вполне возможно, что церковь, как и ворота, тоже была не заперта, но я не решилась проверить, даже ради её почитаемых святынь - той самой "Скоропослушницы" (скоро исполняющей обращенные к ней моления) и недавно написанной иконы с образами трёх Соловецких чудотворцев, в которую встроили капсулы с частицами их мощей.
Чтобы увидеть, как церковь выглядит с разных сторон, я обошла её низом, по дороге, идущей вдоль подножия холма.
Дорога привела меня к задним воротам, которые тоже стояли нараспашку, будто повторяя приглашение зайти. Но я и тут не поддалась)).
Мне вполне хватило наружного осмотра и бесподобных красот, окружающих обитель. Не хотелось портить впечатление никакими контактами, даже если бы это было общение с самыми благожелательными или более того - святыми - людьми.
Паломников пока приезжает не так, чтобы очень много. В год не больше 7000. Монастырь - самый молодой в Беларуси и он ещё не имеет такой широкой известности, как Жировичский.
И в этом относительном его уединении главная его прелесть. Не знаю, каким бы запомнилось мне это место, если бы тут сновали суетливые, озабоченные своими проблемами толпы верующих. Вряд ли я тогда смогла бы почувствовать окружающий обитель покой, расслышать птичье пенье или обратить внимание на скромные коврики цветущего барвинка, расстеленные на склонах.
П.С. Барвинка у меня в саду полно и цветёт он так же дружно и фиолетово, но я его буйный рост пресекаю, потому что это растение цепкое, живучее и способное за один-другой сезон занять весь участок.
Увидев, какими пышными, плотными, качественными выглядят кракоткинские коврики, я подумала: а может, зря я чиню препятствия природной, без изысков, красоте? Может, пусть себе буйствует?