Горшок без слез и насилия

Nov 05, 2013 13:58




Одна из самых волнительных тем для родителей - приучение к горшку их чада. Очень часто возникает вопрос, а нужно ли высаживать на горшок догодовалого ребенка. Решать, конечно, маме, но раннее ненавязчивое(!) знакомство с горшком органически входит в жизнь ребенка, развивает у него чистоплотность, опрятность и закладывает положительное отношение к этому процессу.

Соглашусь, что в большинстве случаев после года все эти усилия в основном сходят на «нет», и приходится начинать всё по-новому. После полутора лет дети становятся более самостоятельными и учатся понимать, как управлять своими физиологическими потребностями (ребенок сам знает, хочет он писать или пока нет). Малыш уже прислушивается только к своим ощущениям, а не маминым увещеваниям. Но так как ребенок еще пока только начинает на сознательном уровне учиться пользоваться «сдерживаниями» и «выпусканиями», могут происходить промашки. Хотя в любом случае у тех детей, кто уже до года был знаком с горшком, этих «оплошностей» будет намного меньше, так как они уже знают, зачем нужен горшок и как им пользоваться.



Мама, не сажай меня на горшок!


Бывает, что мама не может уловить новый настрой своего ребенка и насильно сажает его на горшок, а сын/дочь знает, что еще рано, и сопротивляется. Мама опять настаивает, сердится и, возможно, даже ругает, и тогда к сопротивлению добавляется еще и негативное отношение ребенка к горшку. В результате ребенок категорически отказывается «делать свои дела» туда, куда надо, и возникает тупиковая ситуация.

Чтобы всего этого не произошло в вашей семье, давайте разберемся, как приучить ребенка к горшку без слез, насилия и взаимных обид.

Ваш ребенок готов к горшку?

Как узнать, что ребенок психологически и физиологически «дозрел» до осознанного пользования туалетом и готов к обучению. Существует несколько признаков, по которым можно понять, что ребенок достиг определенного уровня развития:
  • малыш повторяет всё за взрослыми, хочет делать  как они;
  • знает о своих  желаниях и может показать, что  «нет», не хочет и «да», хочет;
  • перед тем  как пописать, малыш беспокоится,  напрягается, задумывается, затихает, кряхтит, трогает «причинное»  место и т.д.;
  • укрепляются  мышцы, управляющие мочеиспусканием и ребенок может оставаться сухим в течение двух часов;
  • испытывает  потребность ходить в сухой  одежде и требует сменить мокрые вещи;
  • понимает слова  «писать» и «какать»;
  • интересуется, откуда и куда «льется водичка», может даже пошлепать по еще  тепленькой лужице на полу.


Горшковые премудрости

Как только вы заметили, что все или почти все вышеперечисленные требования у вашего ребенка «налицо», это значит можно приступать к обучению горшковым премудростям:
  • Для начала откажитесь на время бодрствования ребенка от одноразовых подгузников, чтобы он понял взаимосвязь между позывами к мочеиспусканию и тем, что вслед за этим происходит.
  • В интересной форме познакомьте малыша с горшком - его назначением и применением, иногда (если согласится) высаживайте прямо в одежде просто так, посидеть, опробовать, прочувствовать.
  • Ставьте горшок все время в одно и то же место, но так, чтобы он был в поле зрения ребенка. Можно придумать какую-то ширмочку - кабинет (например, за занавеской), где малыш сможет уединяться, если ему так комфортнее.

  • Не оставляйте ребенка, сидящего на горшке в одиночестве, будьте рядом, иначе, он забудет про свои «дела» и побежит на поиски мамы.
  • Дети любят копировать других. На своем примере, примере старших братьев - сестер и игрушек показывайте ребенку, что вы делаете, когда хотите писать. Можно рассматривать книжки с картинками, где нарисованы дети, писающие на горшочек.
  • Рассказывайте малышу истории про котят, которые всегда описывались, их штанишки становились мокрыми, они долго искали, куда же им писать и, наконец, нашли - в горшок. Можно даже налить в горшочек немного водички и сказать, что это котята туда пописали.
  • Если позволяет температурный режим - позвольте ребенку бегать по квартире голеньким или в одной рубашке, чтобы перед горшком не надо было долго и мучительно снимать штанишки.
  • Если вы заметили, что ребенок хочет писать, или он только что проснулся, пришел с прогулки и т.п. - ласково, ненавязчиво предложите ему пописать в горшок, дабы штанишки остались сухими.
  • Писать на горшок будет веселее, если вместе с вашим ребенком на свой маленький горшочек будет усаживаться и его плюшевый друг - медвежонок или кукла Катя, которым тоже «ох как захотелось в туалет».
  • Можно попробовать заманить малыша на горшок с помощью любимого дела: «Ты посиди на горшке, а я тебе почитаю книжку (дам поиграть в эту игру и т.д.)». Но не оставляйте малыша сидеть на горшке более 5 минут и даже если вы, например, читаете книжку, напомните ему, зачем он тут (не книжку слушать, а пописать).
  • Если ребенок отказывается от горшка, предложите ему писать в баночку, ведерко, контейнер, тазик, ванну или унитаз. Кстати, в варианте с баночкой ребенку будет очень интересно разглядывать результат своего творчества.
  • В конце процесса можно предложить ребенку торжественно вылить своё «творчество» в унитаз и нажать кнопочку. Обратите внимание, что именно «творчество», а не обидные «бяки», «фуки» и т.д. - ведь ребенок так старался!
  • Если малыш описался - напомните ему, куда надо было это сделать и тут же переоденьте. Малыш должен испытывать ощущение комфорта от сухих штанишек, а не привыкать ходить в «мокроте». Подбодрите ребенка: «Ну ничего, когда ты вырастешь большой, будешь писать в горшочек».
  • Если малыш пописал туда, куда надо, обязательно похвалите его за столь важное достижение, можно отметить столь удачное событие наклейкой на горшок. Приучение к горшку должно происходить в свободной, доброжелательной, позитивной обстановке.
  • Если малыш категорически отказывается садиться на горшок, значит, время еще не пришло, отложите все попытки на 2-3 недели.


Будьте готовы к тому, что приучение к горшку может занять несколько месяцев, пока малыш полностью не научится  управлять своим телом и получать удовольствие от использования «туалета». Не торопите события - нет ни одного взрослого, который не научился бы пользоваться туалетом.

Автор статьи: Дарья Колдина

Другие статьи на эту тему

Три шага до горшка

Обсуждения в блоге

Проблема с горшком

Памперсы или горшок

Дарья Колдина, 2-3, 0-1, статьи, 1-2

Previous post Next post
Up