Всё о Кэти Мелуа. Место в музыкальном мире. Secret Symphony. Кэссиди-младшая

Sep 23, 2024 20:20

Продолжаем. Для начала - немножко биографии. Кетеван Мелуа родилась 16 сентября 1984 года в Грузии, в городе Кутаиси, и первые восемь лет своей жизни провела на родине (не считая недолгого пребывания в Москве). После распада СССР и начавшегося грузинского конфликта Кэти с семьей переехала в Белфаст, где ее отцу - кардиохирургу по профессии - предложили хорошую работу.

В Ирландии она училась в католической школе, в то время как ее младший брат Зураб посещал протестантскую. Ранее девочка была крещена в Грузинской православной церкви, но позднее не называла себя последовательницей какой-либо из мировых религий. Спустя пять лет семья снова переехала, на этот раз - в Лондон. Там Кетеван поступила в The BRIT School - школу исполнительского искусства, где на последних годах обучения ее заметил Майк Батт - будущий продюсер, наставник и соавтор, записавший с ней пять альбомов.



Девушке повезло: успех пришел к ней почти сразу, и взлетевший на первое место в Британии Call Of The Search (2003) открыл возможности для маленького лейбла Dramatico и его сплоченного коллектива. Второй релиз Piece By Piece (2005) превратил Кэти в самую продаваемую европейскую исполнительницу середины 2000-ых. И это - несмотря на относительную, казалось бы, простоту, на мягкую классичность ее фолково-блюзового звучания, что подтверждалось, впрочем, и Норой Джонс. С еще более успешной и популярной в те времена американкой Кетеван сравнивали неоднократно, находя сходство в обволакивающем шарме исполнения и расслабляющих джазовых нотках. В дальнейшем обе, как кажется, все более уходили в тень, но, так или иначе, базу фанатов британско-грузинской певицы можно назвать немалой.

После ухода от Батта в 2013-ом году (контракт с Dramatico заключался на шесть альбомов, включая и сделанный с Орбитом The House) направленность ее музыки заметно изменилась, сделав еще больший крен в сторону тихого и вдумчивого акустического исполнения. Впрочем, привлечение хора, оркестровые аранжировки и даже опыт ухода в попсу неизменно вносили разнообразие, сохраняя при этом пронзительную нежность звучания и светлую искренность Кэти.

После не вполне удачного, но мирно распавшегося семилетнего брака она обрела свою вторую половинку и в возрасте тридцати восьми сделалась наконец мамой. Новая радость - радость личного семейного уюта, никогда не дававшегося ей из-за постоянных разъездов, вошла в жизнь Кетеван, не лишив при этом и старой, связанной с исполнением песен. Она по-прежнему творчески активна, хотя когда нам ожидать от нее нового лонгплея сказать едва ли возможно. После девяти альбомов и более двух десятилетий в индустрии многого уже, конечно, не ждешь, и все же творческий путь Кэти явно продолжается, и утверждать, что она исписалась или поет теперь не так хорошо уж точно никак нельзя.



Одна из ее самых красивых и ласкающих песен начинается следующей строчкой: «You’re like a secret symphony / That was created just for me». Лучших слов, чтобы описать мое собственное отношение к Кетеван, нельзя, пожалуй, и найти. Ее голос и ее музыку я воспринимаю именно как нечто уникальное и совершенно интимное, созданное специально для меня. Пожалуй, ни с кем другим за всю мою жизнь - если говорить именно о певцах - это чувство не было настолько несомненным и разительным.

«Она никогда особо не интересовала критиков. Наверное, казалась слишком простой, вторичной по сравнению с коллегами». С этими словами из обзора alex_mclydy я склонен, скорее, согласиться, хотя лишь в определенном смысле. Действительно, звучание музыки Кэти не назовешь особенно свежим или современным. Об этом писали еще тогда, в начале 2000-ых, когда незнакомое никому имя грузинской девушки прогремело внезапно в Англии, а затем - и во многих европейских странах. Правда, сказать, что имя это было у всех на слуху, что его как-то особенно выделяли, фанатели, ждали новых альбомов, было бы большой натяжкой.

Так или иначе, мягкие и классические блюзовые мотивы с добавлением нежных расслабляющих композиций, специально отобранных Майком Баттом (отчасти - из собственного творчества), обеспечили успех его юной протеже и ее первому громкому релизу. Тот факт, что некоторые относили и относят Кетеван к джазу, кажется мне довольно странным, тем более что и сама она тогда замечала: «It's interesting that you say light jazz and blues, because I don't know if I'd describe it that way, but it's definitely influenced by those two genres». Не менее странным выглядит и сравнение с Норой Джонс, и не только в отношении жанровом. У Кэти и Норы совсем разные голоса и довольно разная музыка (и чем дальше, тем больше), разный подход к песням и вообще - разные творческие дарования. Каждая из них очаровывает по-своему, из общего же - лишь то, что начинали они в одно время (хотя Нора старше) и с очевидностью брали и берут вокалом.



В любом случае, отсутствие видимой оригинальности и значимости Кетеван в музыкальном мире было на лицо изначально, хотя «вторичность» здесь - не всегда и не обязательно минус. Да, в некотором роде, Кэти - слишком «простая». Если я правильно понимаю, это музыка, которую называют в том числе «easy listening». Характеризуя манеру исполнения Кетеван, люди часто используют слова «calm», «soothing». Встречаются и «pure» на пару с «innocent», а также бесконечное эксплуатирование «ангельского» (голоса, внешности, характера), затертого уже просто до дыр. Слышал также, что ее крутили в свое время на Релакс.фм, что тоже сужает диапазон и навешивает поневоле ярлык. Из более-менее хитов найдется лишь две или три песни, которые на живых выступлениях встречают всегда аплодисментами (хотя и не так чтобы очень бурными). Остальное же - в разной степени мимо, не на слуху, не для всех. По крайней мере, такое у меня сложилось впечатление.

«Если вам не нравится классический фолк под акустику или мягкий вокальный джаз, вам, конечно, и начинать знакомство с Мелуа не стоит. Если же вы сечёте фишку и можете впустить в своё сердце через аудиоустройство нотку нежности и ласки, то Кэти вас не разочарует». В целом, я вновь соглашусь с Алексеем, и все же мне не хочется вести разговор в каких-то заведомо ясных жанровых рамках. Мол, ну да, приятная, успокаивающая музыка под гитару или под клавишные, без претензий на инструментальные изыски и интерес у широких масс. Просто фолк, просто блюз. Или не просто, - но где-то все-таки рядом.

Безусловно, Кетеван, неоднократно признававшаяся в любви к Бобу Дилану и Леонарду Коэну, к Джони Митчелл и Бобби Джентри, и сама стоит ближе к ним, разделяя их творческий подход. Как и ее кумир и старшая музыкальная «сестра» Эва Кэссиди, Кэти обожает перепевать старые песни, а потому является, прежде всего, голосом и гитарой, бардом и интерпретатором, иначе говоря - исполнителем. Непосредственно музыка играет здесь второстепенную роль, хотя и нельзя сказать, что в ее карьере не было попыток экспериментировать и привносить какое-то разнообразие. При этом очевидно, что поработать с симфоническим оркестром, записать с ним новый альбом или отдельный концерт свойственно ей куда больше. В общем, это именно что классическое и мягкое звучание, более-менее скромное и нераздражающее. И для многих оно, наверное, скучно, вторично (порой даже и для меня). Но все-таки это не приговор, особенно если разобраться в вопросе получше.



«It might not be groundbreaking, but there is something about the simplicity of presenting songs where it's all about the lyric and the melody». «I've never really believed in making music in order to be successful commercially speaking. I find music a very personal thing, and a very artistic thing that has to be creatively free. <…> Songs with melody and lyrics in them are what always got to me. To me what I do is about the song, and I will always put that first before anything else, like trying to be cool or trying to sell a lot of records or anything like that».

Нечто подобное Кетеван не раз говорила в своих интервью. В общем, «фолк», «блюз», немножко «попсы» - все это, наверное, правильные и нужные слова, но я предлагаю закончить уже жанровые выяснения и перейти к вещам поинтереснее. В следующем выпуске - о личности и характере Кэти.

фолк, блюз, джаз, музыкальное путешествие, кэти мелуа, попса, великобритания, нора джонс, грузия, майк батт, музыка

Previous post Next post
Up