Всё о Кэти Мелуа. Лучшие песни. Золото ушедшей любви

Oct 22, 2024 20:12

Продолжаем.

3. Fields Of Gold


Теперь мы переносимся почти на пятнадцать лет вперед, в период между седьмым и восьмым лонгплеями. К тому моменту Кетеван уже полностью состоялась как исполнительница и начала свой собственный творческий путь, завершив сотрудничество с Баттом и записав ни на что не похожий и нежданный In Winter. После чего решила вдруг записать и кавер - на песню старины Стинга. Хотя вернее будет сказать - кавер на кавер Стинга, так как образцом и вдохновением для певицы послужила все же Эва Кэссиди. Рассуждать, чья версия лучше, не имеет смысла, так как величины это вполне сопоставимые. Факт тот, что Кетеван шла по стопам старшей музыкальной «сестры», и некоторые могут заметить, что «Fields Of Gold» от Мелуа и «Fields Of Gold» от Кэссиди очень уж между собой похожи. Да даже и сами дары этих певиц - их чистые пронзительные голоса, что все превращают в золото, - кажутся сестринскими по духу, по призванию.

Так оно, в общем-то, и есть, - что ничуть не умаляет достижения Кэти. Во-первых, вы попробуйте такое повторить! Во-вторых, каждый «мелуаман» согласится, что для Кетеван спеть эту песню - значит отдать должное Эве, влияние которой на музыку британки очевидно. Достаточно послушать их «совместные» исполнения двух классических вещей - «What A Wonderful World» и «Somewhere Over The Rainbow» (к чему мы еще позднее обратимся). Да и в своих интервью Кетеван не раз отзывалась о Кэссиди как о кумире, как о той, что стала образом и темой ее первой собственной песни («Faraway Voice»). Наконец, понятно, что звучание их версий «Fields Of Gold» отличается не меньше, чем отличается характер нежности и печали, сама ангельская сила их вокальных дарований, воплощавшихся все же в разной музыке и в сильно разной временами эстетике.




Как бы там ни было, мне сложно представить версию более вокально совершенную, исполнение столь же кристально чистое и ясное. В общем, этот кавер от Кэти - один из лучших примеров композиций, когда голос решает все. Возможно, ее акустический минимализм, как и сама манера исполнения, могут показаться кому-то заунывно-медлительными, не очень-то разнообразными. Но тут надо лишь полностью отдаться произведению, вслушиваясь в каждое слово и в каждый вокальный переход. И лично у меня почти каждый раз невольно наворачиваются слезы. Не от чувствительности и растроганности, а от соприкосновения с Красотой. Она и в грусти повторяющегося мотива, повторяющихся слов («fields of barley», «fields of gold»), но особенно - в убийственно нежных и хрупких восклицаниях, с которых начинается каждый куплет («you'll remember me», «will you stay with me»).

Относительно того, какая из Кетеван-версий предпочтительнее, с уверенностью вам не скажу. Студийная запись (видео) позволяет лучше прочувствовать эмоции (поскольку ты и видишь и слышишь их), но именно живое исполнение «Fields Of Gold», двумя годами позже, впервые меня реально потрясло. Концертная версия - она будто бы более пронзительная и даже еще более вокально отчетливая. Кроме того, здесь чуть больше задействован именно нижний регистр голоса Кэти, который в видео звучит выше и тоньше, порождая несколько иную, хотя и не менее пленяющую интонацию. Так или иначе, это тот случай, когда нужно лечь или удобно сесть в тишине с наушниками и погрузиться в мир песни целиком.

image Click to view


image Click to view


(У кого проблемы с ютубом, слушать здесь и здесь).

И буквально недавно я осознал, что видео вышло в день смерти Эвы (точнее - сразу на следующий), причем Кетеван в этот момент была как раз ее возраста (за полтора месяца до релиза певице исполнилось тридцать три).

4. The One I Love Is Gone


Снова скачок во времени, - и мы отправляемся на семь лет назад, к четвертому студийному альбому Кетеван The House. «The One I Love Is Gone» - очередная минималистичная композиция и кавер от грузинской певицы. В рамках общей попсовой концепции звучит она, пожалуй, странновато, но лонгплей и сам по себе довольно причудливый, о чем мы еще обязательно в свое время поговорим. Что касается конкретной песни, то она принадлежит перу/гитаре Билла Монро, которого считают отцом-основателем жанра блюграсс. В общем, «The One I Love Is Gone» - вроде бы самый обыкновенный блюз, каких и у Кэти в ту пору можно было услышать немало. При этом - вещица в своем роде штучная, без привычных досадных излишеств, с простым, но безупречным звучанием.

Вообще это одна из немногих композиций Кетеван, эстетикой которой я буквально упиваюсь, млея от гладкости всех ее интонационных и инструментальных переходов, пусть даже они незамысловаты. Мелодия и певица добиваются здесь того особого творческого эффекта, который я привык называть рождением музыкальной «вселенной». Ты слушаешь какую-то композицию, - и вдруг нечто в сочетании ее звуков, в отдельных словах или в тембре голоса заставляет тебя «выпасть», замереть, отдаться захватившему потоку. Ты становишься свидетелем - и, пожалуй, соучастником - зарождения нового уголка реальности, развернувшегося в твоем сознании на основании интонации или мотива, что содержатся в конкретной песне. Завораживающий, летящий с горы восторг этого мгновения я рискнул бы сравнить с подобием Творения. Того самого, каким занимался Аслан в «Племяннике чародея» или Валар в «Сильмариллионе» у Толкина.

Понятно, что такой эффект предельно субъективен и вряд ли для кого-то повторим. Вряд ли одна и та же песня может сработать таким образом для вас, как сработала некогда для меня. Тем не менее, всегда можно обозначить и моменты объективные, что подстегивают воображение на творчество и создают определенную атмосферу. Есть они и в «The One I Love Is Gone».



Прежде всего, это нервическое подвывание гитары (безусловно - квинтэссенция всей композиции), что уносит тебя в условную Америку начала прошлого века. Такую, знаете, провинциальную, вестерновую, чуть ли даже не черно-белую. Это и есть та самая «вселенная», о которой я говорю, только она не похожа на кино или на книгу, как и вообще - на что-либо цельное. Скорее, это некая общая эстетическая концепция, неоформленная и блуждающая в сознании, вспыхивающая порой отдельными образами. Просторы американского запада, горы, облака. Может быть - деревянные строения, сельские наряды, какие-то люди, их отношения. В центре же всего - меланхоличное одиночество героини.

Кажется, что в этой черно-белой блюзовой вселенной существует только она одна, а еще - мир дикой природы. И на фоне маленькой песни маленькой синей птички, встреченной сбежавшей героиней, она сочиняет и собственную. О том, что она будет вздыхать и плакать о любимом, захочет даже умереть, потому что кажется, что все кончено, ведь он ушел, о, ушел… Об этом и повествует нам «The One I Love Is Gone» - и повествует голосом Кэти. Именно его виртуозные переходы и уникальные оттенки (вроде тягучего «о» в «gone») собирают воедино всю композицию. Не без гитарного аккомпанемента, конечно (и легкого налета ударных), и все же исполнение здесь по-прежнему главенствует. Очередное доказательство того, что дарования Кетеван более чем достаточно, чтобы наполнить композицию жизнью. Инструментальный набор же может быть самым минимальным.



Что касается версий, то их существует не так уж много, и студийная пока - безусловный лидер.

image Click to view


Единственное, что можно дополнить ее забавным любительским видео, где автор фантазирует на тему «blue bird» и ее общения с лирической героиней. Образы получились довольно легкими и воздушными (хотя «масштабы» тут у птичек разные), что, пожалуй, не вполне соответствует настроению песни, как и образу самой героини. Но чисто как полет фантазии художника смотрится очаровательно.

image Click to view


(У кого проблемы с ютубом, слушать здесь и здесь).

В следующем выпуске - топ-20 песен Кетеван, часть третья.

стинг, фолк, топ, эва кэссиди, блюз, музыкальное путешествие, кэти мелуа, великобритания, островки, билл монро, музыка

Previous post Next post
Up