Продолжаем.
9. Spider’s Web
В творчестве Кетеван эта песня - в своем роде уникальная. Мало где еще певица играет на электрогитаре, а уж такие очевидные рок-мотивы и вовсе ее музыке не свойственны. Для «Spider’s Web» она даже использовала специальную спайдер-гитару (присмотритесь внимательнее к ремешку в клипе). И в музыкальном видео, представляющем из себя живое выступление Кэти, идея песни выражается максимально ярко и просто. «’'Cause the line between wrong and right / Is the width of a thread from a spider's web». Грань между «хорошо» и «плохо» - не толще паутинки, и черно-белая эстетика клипа, и впрямь, погружает, визуально запутывает нас в этой сети. Одна только краснота гитары горит и врезается в сознание подобно образам из «Города грехов».
Кетеван написала эту песню в двадцать, и ее размышления о политике, о расизме, о людях, принимающих решения («I could tell you to go to war / Or I could march for peace and fighting no more») незамысловаты, но абсолютно здравы. «How do I know which is right» - прибавляет она во втором куплете, и как хорошо, если бы об этом почаще задумывались сильные мира сего. Но коронная фраза всей композиции (не считая упомянутого сравнения с паутиной) - про клавиши пианино, которые «black and white, but they sound like a million colors in your mind». Казалось бы, всего два цвета, - но сколько образов в нашем сознании способен породить этот изящный и благородный инструмент. Точно так же, при внешней своей простоте, бесконечна сложна и разноцветна жизнь, не сводимы к схеме поступки, мысли, намерения людей.
И квинтэссенция «Spider’s Web» - именно клавишные, включающиеся в припеве, подчеркивающие ритм и углубляющие саму мелодию. Кроме того, как и мощный вокал Кэти, они придают элемент тревожности, звучат как предупреждение, как призыв обратить внимание: не мыслите черно-бело, не вешайте ярлыков! Наконец, это очень наглядное, даже предельно буквальное отражение лирики. А, если этого мало, в бридже все инструменты ударяют уже разом, наращивая смысловую и мелодическую нагрузку, что обрывается затем пронзительным вскриком. В общем, как певица Кетеван здесь снова на высоте (нотной в том числе).
Click to view
И дополнительно рекомендую послушать акустическую версию, чтобы оценить тельняшку и кудри мастерство Кэти вне зависимости от любых инструментов.
Click to view
(У кого проблемы с ютубом, слушать
здесь и
здесь).
10. Dreams On Fire
А это уже - совершенно иная, зрелая и спокойная манера Кетеван, свойственная ее позднему периоду. Преимущественно в нижнем регистре, но по-прежнему - с опрокидывающими высокими нотами. Иначе стала выглядеть и сама исполнительница - уже не девушка, но женщина. Встретившись в тот период жизни с Горийским хором (от названия городка на родине Кэти), она чувствовала, что «I’ve spent the last six months learning to sing again». Результатом этого знакомства стал совместный альбом In Winter, не похожий ни на что из того, что Кетеван делала прежде (как, впрочем, и не на один зимний/рождественский альбом). И одно из маленьких чудес этого сдержанного, но филигранного лонгплея - песня «Dreams On Fire».
Клип снимался в оперном театре в Тбилиси, который как нельзя лучше отвечает одновременно тягучему и воздушному мотиву композиции. С точки зрения лирики «Dreams On Fire» ничем не примечательна, разве что заставляет улыбнуться «busy man where am I on your list?», как и все дальнейшее в первом куплете. На тот момент певица уже пятый год была замужем, и, когда ее супруг услышал это место, он удивленно покосился на жену и такой: «Хочешь сказать, это про нас?». На что Кетеван усмехнулась и ответила отрицательно, хотя в действительности… Кто знает. Вопрошание «do you think that we can coexist?» звучит иронично и в то же время - предостерегающе, исходя из печального опыта многих семей, не отыскавших нужного баланса.
Как бы там ни было, исполнение в этой композиции вновь главенствует. Плавность вокальных переходов Кэти, разбивающей нас двукратным «should I be afraid?» в припеве, дополняется теперь и гармониями хора, а также путешествием по оперному театру. Не стоит забывать и о движениях хормейстера Теоны Цирамуа, что так артистична в своем деле, как и о стройных рядах самих поющих женщин. Столь же плавно-блуждающ здесь и стиль монтажа. Камера вторит полету ноты, либо дирижерского жеста Теоны, останавливается на гитаре Кетеван, на ее платье или руках, а то следует за ней в коридор или на сцену, снова и снова, пока мы не увидим наконец и лица́, не почувствуем легкость ее одеяния, голоса, души.
Все вместе это создает парящее, почти отрывающее от земли чувство. Кажется, что ты присутствуешь в церкви, а не в театре (особенно из-за зала с витражами), где ангельско-человеческий хор исполняет незамысловатую песню об отношениях. Незамысловатую по сути, но не по ощущению. Поэтому смотреть стоит именно клип:
Click to view
А в качестве дополнения - привычный акустический вариант, с одной только гитарой и на диване. Почти по-домашнему просто, но все так же мощно и пронзающе в припеве.
Click to view
(У кого проблемы с ютубом, слушать
здесь и
здесь).
В
следующем выпуске - топ-20 песен Кетеван, часть шестая.