Продолжаем.
17. Diamonds Are Forever
И еще один кавер, без которого коллекция Кетеван была бы неполной. «Diamonds Are Forever» - композиция, написанная Доном Блэком и Джоном Барри к одноименной части бондианы. Кэти неоднократно включала ее в свои live-выступления, но одно, датирующееся 2013-ым годом, бросается в глаза особенно. Здесь она исполняет песню с артистизмом оперной дивы, да и выглядит, надо сказать, соответственно.
На фоне всего сказанного о «Bridge Over Troubled Water», «Cosmic Blues» и «Fields Of Gold» добавить мне по этому каверу нечего. Все то же безупречное владение голосом, все те же упоительные, вдребезги разбивающие взлеты (в припевах) и все та же акустическая гитара. Все то же умение сделать всякую песню, - когда бы она ни была написана, - песней Кэти Мелуа.
Click to view
(У кого проблемы с ютубом, стучаться
сюда).
18. Heading Home
Лирика Album No. 8 (как можно догадаться - восьмого студийника Кетеван) полна той же спокойной созерцательности, что и композиция «
Love & Money». И песня «Heading Home» в этом отношении - одна из безусловных вершин альбома. Кроме того, в ней так же ощущается личная связь певицы с рассказываемой историей - историей человека, что возвращается домой. Контекст песни мне не известен, а потому можно лишь строить догадки. Тем не менее, я почти уверен, что речь здесь идет о старом друге (или, скорее, - подруге), оставшейся жить в Грузии, в то время как сама Кэти перебралась насовсем в Англию, еще за двадцать лет до того. (Очень может быть, что и в «Love & Money» она обращается к тому же человеку).
Как бы там ни было, лирическая героиня «Heading Home» явно находится в пути. Возможно, она еще не выехала, но уже собирается, а потому будет дома, на родине, совсем-совсем скоро («I’ll be there by dusk», «I'm almost there / I'm almost there»). И, заранее представляя себе встречу с подругой, она ведет с ней мысленный диалог, окунается в события, которые еще будут, а, может быть, - бывали и раньше. Традиция этих встреч, одновременно печальная и отрадная, могла существовать давно. В любом случае, Кетеван уже вся - внутри этого, и после каждых нескольких строчек она повторяет главный мотив песни: «I'm heading home», подчеркивая желание ускорить, приблизить радостный миг. При этом обращается певица не только к нам, но как бы и к подруге, с утешающими их обеих словами, нечто вроде: «Да, я уже в пути, дорогая, я скоро. Скоро все это случится вновь». Случится, прежде всего, для них, ведь в своей дружбе они - как двое во вселенной («It'll just be us»).
Невероятно щемящий мотив - и не менее щемящие подробности предстоящей встречи. «When I'm there I'll call your name / A good long look at how you've changed / We'll go walking on the streets and talk». Сколько прожитых вместе моментов и лет стоит за этими строками, как сильно в них стремление узнать. Узнать все, что с тех пор изменилось, узнать, чем жил и о чем думал близкий тебе человек. «Around the hills and through the squares / We'll pass the old boys playing chess / We'll pick a side on the neighbours' fights». Такие узнаваемые и милые повседневные мелочи (особенно старики, играющие в шахматы). Милые тем, что и за ними - целая жизнь, целый уклад, в котором и ссоры соседей, и люди, встреченные на улицах, значат больше, чем можно представить. Так, в нескольких строчках, нам раскрывается быт этого места/уголка, а вместе с тем - и пейзаж, география города, о которой говорится и дальше.
«Overtaking on the mountain streets / In the city split by the darkest sea / I'll tell you ‘bout my life in London». Здесь начинается уже новый и, опять же, крайне личный для Кэти мотив - о ее жизни и работе в Англии. «It's not that I miss you all the time / I'm keeping busy and feeling fine». Строки эти трогают до глубины души. Они не могут видеться часто, и ее подруга, видимо, переживает, не страдает ли от этого сама Кэти, не слишком ли она скучает по ней. И той же болью пронзает сердце ответ. Да, скучает, не может не скучать. И все же у нее теперь - своя жизнь, свои планы, свое новое счастье. Которому подруга несомненно рада, как рада и даже гордится тем, что Кетеван смогла уехать, смогла найти себя и свое предназначение («I know you're proud that I left to roam»), пускай и далеко от родины. И в этом факте - вся трагедия и красота отношений, разделенных морями и тысячами миль, но длящихся и хранимых как сокровище.
Таким образом, в отличие об более типовых попсовых композиций раннего периода, в «Heading Home» нет общих мест, нет слов, которые не были бы прожиты, добавленные в песню лишь для наполнения, для лучшего и приятного звучания. Каждая строчка, каждая фраза - на вес золота, за каждой - опыт, страдание, любовь. Но композиция не состоялась бы в такой степени только лишь из-за одной лирики. Нельзя не отметить здесь и мягкую гитару вкупе с нежным фортепьяно, - я говорю сейчас об акустической версии, - в сочетании которых чувство тоски по дому рождается и проступает со столь явственной светлой печалью. Чувство человека уже зрелого, повидавшего жизнь, но сохранившего чуткую и отзывчивую душу.
В общем, инструменты сопровождают рассказ Кетеван максимально деликатно, оставляя нам простор для размышлений. Для возможности приобщиться к чьему-то сокровенному, о котором мы не знаем ничего и, тем не менее, остро ощущаем силу слов, - особенно тех, что не были сказаны. Ощущаем тот воздух воспоминаний, смыслов, бытия, что сквозит между легкими нотами и раскрывается в лирическом потоке. В своем исполнении Кэти, как и всегда, сдержанна, однако в том, как пронзительно звучит «I'm keeping busy and feeling fine», с каким горячим стремлением тянет она ноту на «heading» и уже более мягко, с угасанием и оттенком грусти - на «home», несложно угадать те переживания, мысли и надежды, о которых мы говорили до этого. Скажу даже больше: в этих двух нотах на двух заглавных словах, - вся душа, вся квинтэссенция песни.
Выше я уже упомянул, что речь идет именно об акустической версии «Heading Home». Через год после выхода Album No. 8 Кетеван перезаписала его в таком формате целиком (и даже добавила одну композицию). Об оркестровой версии, - несколько, на мой взгляд, перенасыщенной, - мы поговорим позже, когда доберемся до самого лонгплея. Сейчас же нас интересует эта:
Click to view
(У кого проблемы с ютубом, слушать
здесь).
В
следующем выпуске - топ-20 песен Кетеван, часть последняя.