Всё о Кэти Мелуа. Call Off The Search. Блюз кудрявого котёнка

Jan 15, 2025 19:55

Продолжаем и переходим к дискографии Кэти. В начале 2000-ых, на последних годах обучения в BRIT School, Кетеван была замечена Майком Баттом - довольно известным в Англии певцом, сонграйтером и продюсером. Как и все продюсеры, он искал юные многообещающие дарования, конкретно в его случае - певицу, способную «исполнять джаз и блюз интересным образом». Посетив учебное заведение и услышав, как Кэти поет «Faraway Voice» (первая написанная ею песня), Батт понял, что обнаружил талант, превзошедший все его ожидания.



Подписав контракт с лейблом Dramatico, Кэти стала пробовать свои музыкальные силы под чутким руководством Майка. Часть материала была взята из прошлого (классика джаза и блюза), часть - из собственного творчества Батта, часть он написал в процессе. За авторством самой Кетеван значатся четыре песни, две из которых вошли в итоговый альбом, две других же остались би-сайдами. Лонгплей, вышедший в 2003-ем, окрестили Call Off The Search - по названию одноименного сингла. Впрочем, визитной карточкой альбома стала « The Closest Thing To Crazy», написанная и исполнявшаяся раньше самим Баттом. При поддержке Терри Вогана, на чьем утреннем шоу прозвучал этот хит, имя Кэти пронеслось по всей Англии. Сарафанное радио сделало свое дело: пять месяцев продаж заработали альбому шестикратный платиновый статус (было продано свыше 1,8 миллиона копий).

Остается если не загадкой, то вопросом, что же зацепило, чем так угодило звучание лонгплея придирчивому британскому уху? (Хотя на протяжении 2000-ых Кетеван была любима и в других европейских странах). Казалось бы, мягкая интеллигентная манера певицы, как и сами мелодии альбома, звучали тогда несовременно, были не совсем к месту. Тем не менее, колоссальный успех Come Away With Me - дебютника Норы Джонс - за год до Call Off The Search, показал, что в обволакивающем вокале и расслабляющих джазовых нотках потребность у публики имелась. Быть может, долбящую попсу и шумноватый рок требовалось чем-то разбавить, добавить настройку потоньше. Не сомневаюсь, меломаны назовут десятки направлений и групп, что удовлетворяли такому запросу, но меня сейчас интересует Кетеван. Понятно, что и она относилась (и относится) к музыке «популярной», и все же это иная тональность, иное ощущение мира, особый подход к исполнению.

Особенностью же именно Call Off The Search является забавный контраст. Забавно слышать, как прокуренные мужские блюзы и опусы бывалых джазменов исполняет серьезный кудрявый котенок, глядящий на нас с обложки альбома. Ее иссиня-черная палитра смело заполняет пространство, преломляясь в отдельных деталях. Казалось бы, сплошь темных, но в то же время - рельефно проступающих блеском волос и отливом кожаной куртки, дополняемых белизною рук, лица и заголовка, а также теплой древесностью гитары. Разом и нежность, и меланхолия. То, как плавно чернота перетекает в синеву, сливаясь, но все же контрастируя, завораживает и обволакивает, словно курящаяся полутьма клуба, романтическая, чуть пьянящая дымка, создаваемая чистым девическим образом.



То же впечатление производит и сам лонгплей. Старый (или стилизованный под него) материал волей-неволей осовременивается, оказавшись в руках юной, но вдумчивой исполнительницы. В отличие от Норы Джонс, уже и на первом альбоме казавшейся достаточно зрелой, Кэти только вышла тогда из нежного возраста, черты которого и в 18-19 были еще очень заметны. «Fluid and utterly gorgeous, Ketevan is a unique and delicate vessel», как писал о ней кто-то из прессы. Добавьте сюда милый акцент, пронзительный девический фальцет, общую свежесть возраста, отношения, - и успех дебютнику обеспечен. Причем у самой разной аудитории, поскольку и консерваторам, и новым поколениям было здесь, за что зацепиться.

«It seemed evident from the beginning that Katie’s voice and her imaginative use of it was what would make this album successful, and that my job was just to keep out of the way and let it happen». Это слова Майка Батта, относящиеся к работе над Call Off The Search. И он, и Кетеван сошлись на том, что песни не должны быть загромождены, дав проявиться ее главной сражающей силе - вокалу. В этой шестиминутной документалке (дающей, кстати, представление об альбоме) певица говорит об увлекательности работы с голосом, о том, как можно менять фразировку, произношение слов, по-разному подчеркивать/выделять одну и ту же строку.

«Melua has a beguiling accent that colors the ends of her phrases, adding character to her velvety, if occasionally only satisfactory singing voice». Действительно, вокал Кэти временами теряется, звучит неуверенно, не слишком под стать материалу. Но именно окрашивание фраз и их последних слов в сочетании с этой хрупкой, немного детской неотчетливостью пения и создают все очарование, всю неповторимую ауру альбома. Понятно, что ко времени выхода следующего релиза, два года спустя, певица изменилась не сильно. И все же каждый ее новый проект, как и каждый тур, - это иное звучание, иные подход и оттенки, пускай не всегда заметные и не для каждого играющие роль. В любом случае, взросление происходит неизбежно и порой - молниеносно. Только что была грузинская девочка, - а вот уже и британская девушка, молодая английская леди. И вдохновляюще, и грустно одновременно.



Чтобы нам не заканчивать совсем уж без музыки, могу предложить версию «The Closest Thing To Crazy», которую Кэти записала… на испанском. Этот экзотичный вариант песни стал доступен с выходом ремастера осенью 2023-го (см. фото выше).

image Click to view



(Также можно послушать здесь).

В следующем выпуске - об остальных композициях с альбома.

блюз, джаз, call off the search, музыкальное путешествие, кэти мелуа, попса, великобритания, грузия, музыка

Previous post Next post
Up