Возможно, что в моем киноблоге будут появляться теперь и заметки о музыке. Возможно.
Классе в восьмом один мой хороший друг похвастался как-то своим плейлистом, в котором было нечто около сорока песен, и все - одного исполнителя. Видимо, с учетом, что слушали у нас не пойми что и в самых разных комбинациях, такая верность конкретному музыканту выглядела в глазах друга особенной, достойной внимания. Хотя показал он мне это лишь мельком, чтобы я оценил сам факт, не назвав даже имени исполнителя (возможно, не хотел афишировать). И все-таки я успел разглядеть подпись под одной из песен: Avril Lavigne. Не помню, как и откуда (у меня не было еще нормального компьютера, не говоря уже о нормальном интернете), я раздобыл себе некоторое количество песен Аврил. В то время я не мыслил категориями альбомов и понятия не имел, как много у нее музыки и где про это можно узнать. Я просто скачивал, что попадалось, и слушал.
Вообще музыки в моей жизни было тогда немного, но каждый новый плейлист, формировавшийся по тем или иным причинам, заслушивался, как положено, до дыр. Так произошло и с Аврил. Она была в моем телефоне постоянно вплоть, наверное, до первых курсов универа, когда я увлекся чем-то или кем-то еще, а, может быть, - пришло время. В любом случае, в тот период я действительно обожал ее, был в восторге от ее интонаций, ритмов, от самой яркости и громкости музыки. Позднее я узнал, что в моем лавиновом плейлисте обитали композиции лишь с трех первых альбомов (с Let Go по The Best Damn Thing), и немного - из Goodbye Lullaby. Avril Lavigne тогда только вышел, что-то я из него послушал, кое-что в плейлист добавил, - и все.
Впоследствии бывали моменты, когда я вновь включал музыку Аврил, но только на минутку-другую, по настроению. И лишь недавно, после десятилетнего перерыва, решил проверить, как я воспринимаю эту музыку теперь и изменилось ли мое отношение к певице. Для этого я познакомился и с несколькими песнями из двух ее последних альбомов, Head Above Water и Love Sux (а больше, оказывается, и не было). И понял две вещи. Во-первых, что за двадцать лет Аврил, такое чувство, почти не изменилась, совсем музыкально не выросла. (О ее личности и биографии я и тогда, и сейчас почти ничего не знаю. Знаю только, что у нее был тяжелый период, связанный с болезнью Лайма). Может быть, мой вывод оказался поспешным, но - и это во-вторых - я понял, что слушать ее музыку уже не способен, что больше не чувствую с ней никакой связи.
То дерзко-крикливое, мальчишески-заводное, бодряще-долбящее, что воодушевляло меня раньше, стало казаться в большинстве своем шумным, утомительным, нескладным. Да и более мягкие и лирические композиции Аврил (это, скорее, про первую половину творчества) стали звучать как-то менее выпукло, менее проникновенно, вокал начал теряться за преобладающей мелодией, за давлением музыкального ритма. И все-таки ее имя по-прежнему вызывает у меня теплые, ностальгичные ассоциации, память о школьных временах, о мечтах и взглядах того периода. Это как с девушкой, в которую я был влюблен в старших классах. Все чувства и фантазии давно улетучились, но воспоминание о самом человеке по-прежнему вызывает нежность и улыбку, навсегда поселившиеся в сердце. И думаю, что это нормально.
Кроме того, три песни Аврил все-таки прошли для меня проверку временем. Первая из них - это «Why». Видимо, тяга к минималистичному акустическому звучанию проявилась у меня уже в старших классах. Впоследствии я всегда предпочитал его композициям, насыщенным различного рода инструментами, шумами, - в общем, в том или ином виде перегруженным. А так есть только певец, его голос - и простой инструмент.
Тем более, что для Аврил явление это не так чтобы частое, поэтому я всегда активно искал простые акустические версии ее песен, хотя конкретно «Why» - она и изначально такая. Элементарные мелодия и ритм, ведомые лишь меланхоличным голосом, что делается пронзительнее и трогательнее в припевах, но, так или иначе, безостановочно и без излишеств ведет композицию к финалу. Минимальный, но исчерпывающий набор выразительных средств, который все так же не оставляет равнодушным.
Click to view
Песня за номером два - «Here’s To Never Growing Up». Клип на нее я увидел только недавно и не могу сказать, что он полностью соответствует моим представлениям о сути сказанного, но атмосферу все-таки передает. Начать с того, что песня отлично качает, вводя тебя одновременно и в то состояние, что свойственно исключительно юности. Тому времени жизни, когда времени-то, кажется, и нет, когда сердце твое замирает от безумной райской надежды. Надежды, что вечно будут лето и праздник, вечно будут силы, желания, чувства. Хотя нечто прекрасное и недостижимое маячит перед тобой и в будущем - нечто под названием «взрослая жизнь».
Но сейчас самое главное - наслаждаться каждым мгновением, отрываться на всю катушку вместе с друзьями, приятелями, случайными знакомыми - с каждым, кто готов отдаться веселью. И особенно важно здесь, что праздник - он именно для всех. Он огромный, массовый, расходящийся волнами, захватывающий все больше и больше народу. И все средства тут хороши, как и любая одежда, внешность, поведение, любые представления о мире. Сейчас оно не имеет значения, - сейчас мы просто счастливы. И плевать вообще на все остальное.
Click to view
Примерно так я это тогда воспринимал. (Сейчас тут уже больше рефлексии). И не знаю, как вам, но вот эта
композиция кажется мне близкой родственницей «Here’s To Never Growing Up». Звучит она помягче, да и молодежь здесь лет на пять постарше, но самый дух бесконечной вечеринки жизни - все тот же.
И, наконец, третья песня - «My World». Пожалуй, самая любимая из всех, если пытаться выделить какую-то одну. Надо сказать, что в те годы (да и потом еще очень долго) я совершенно не вслушивался в тексты. И из-за плохого знания языка, и просто так, не видя смысла. Словно музыка существует лишь как мелодия, ритм, вокал, и именно они-то и формируют смыслы (какие ты хочешь, угадываешь, чувствуешь). А лирика, которую закладывал автор, - ну да, она есть, но как бы не для меня, для меня эти слова второстепенны.
Click to view
Так или иначе, я воспринимал мотив и концепцию «My World» как тоже своего рода праздник, гимн. Гимн незамысловатой свободы и радости бытия, а также постоянного пребывания с друзьями. Но не тусовочного, не зажигательного, как в «Here’s To Never Growing Up», а более органично-повседневного. Прогулки и поездки, парки и набережные, мороженое, фонтаны, кафе, - и много-много разговоров, много смеха, доверительности, единства.
В общем, образ некоего идеального земного существования, воплощение счастливой беззаботности, безоглядности, безостановочности. Что-то вечно юное и спасительно-наивное, не желающее считаться с реальностью, с суровыми правилами мира. Если коротко - эскапизм. Очень свойственное мне по жизни состояние, дарившее порой и откровения, минуты истинного рая, а не только побег и утешение. Как бы там ни было, песня ободряющая, динамичная, живая. По-прежнему.
А как у вас обстоит с Аврил? И каким будет ваш топ-3?