Закончив с фильмами
23-го, решил заглянуть немножко и в 24-ый.
«
Мастер и Маргарита»
Конечно, новая экранизация Михаила Локшина - это не «Мастер и Маргарита». Это игра в «Мастера и Маргариту». И игра, надо сказать, увлекательная, удавшаяся. Единственное ее важное условие - близкое знакомство с первоисточником. Сам тот факт, что фильм длится два с половиной часа, предполагает лишь поверхностное освещение основных тем и сюжетных линий, что хорошо известны поклонникам романа. Прочувствовать же всю глубину его трагедии и философичности, его чертовщины и комичности по определению не выйдет. Удастся насладиться лишь отдельными культовыми фразочками, либо просто дословно воспроизведенными репликами (и даже буквальным зачитыванием текста), что произносятся здесь с некоторой театральностью, не вполне естественно и не вполне в контексте, но совершенно вписываясь при этом в общую повествовательную манеру.
На скорости полета ведьминской метлы камера проносится сквозь ткань романа, порхая из эпизода в эпизод и перемешивая героев, смыслы, а также и пласты реальности, в которых Москва реконструированная и Москва достроенная сочетаются так же, как объединяются в одно Булгаков и Мастер, персонаж и рассказчик, реальный роман двадцатого столетия и творческое осмысление современного русского режиссера. И именно дерзость подхода Локшина окупает, плюс-минус, все те странности, неточности и вопросы, что могут возникнуть у вдумчивого зрителя-читателя, ожидавшего, вероятно, иного. Некой типовой (повествовательно) экранизации, от которой создатели «Мастера и Маргариты», спасибо им за это, отказались.
Вместо этого они сделали упор на главном, на том, что так редко сегодня удается, - на создании именно кино. На создании произведения, где камера и монтажер могут творить все что угодно, не следуя никакой последовательности и чисто книжной прямолинейной логике, а пускаясь во все тяжкие с каждой мизансценой и с каждым сюжетным поворотом, что постепенно обретают - вот же удивительно - связный и законченный вид. Хотя ты и не успеваешь насладиться любимыми сценами или любимыми диалогами - ритм этого попросту не позволяет - ты не можешь не отдать должное виртуозности, артистичной и визуальной находчивости, с которой каждая из этих сцен решается, трансформируясь молниеносно в следующую.
А в качестве дополнительных приятных бонусов - завораживающие архитектурные фантазии, красавица Юлия Снигирь, а также лучший из возможных Воландов с таким утонченно-немецким обаянием. Да, некоторые из характеров непохожи, однобоки, не успевают проявиться, но именно Мастеру и Маргарите отвели, наконец, предостаточно времени. Кроме того, самое главное и лично меня, вечного придиру, подкупившее - именно эта удивительная и редкая свобода, смелость закусить свои авторские удила с первого же кадра фильма и нестись так вплоть до его финальных титров. Ты даже и не замечаешь, как эти два с половиной часа проносятся перед тобой в хороводе образов. Хочется нередко и придраться, попенять все же на поверхностность, но похвалы такой подход заслуживает больше, да и дух-то по-зрительски захватывает, никуда от этого не денешься.
Вот уж не ожидал.
Оценка: 6,5 из 10