ВЛАДИМИРСКАЯ ЗЕМЛЯ - Русь в широком смысле :
1174 г. Ипатьевская Летопись
Тъı же страстотерпьче . молисѧ ко всемогущомоу Бу҃ . ѡ племени своемь . и ѡ сродницѣхъ и ѡ землѣ Руськои . дати мирови миръ
(под 1174 годом в
Ипатьевской летописи в некрологе Андрея Боголюбского)
Новгородская Четвёртая летопись, о вокняжении Всеволода Большое Гнездо во Владимире 1177 г :
Въ лето 6685 (1177). Преставися Михалко Юрьевичь, іюня 20,на память святого отца Мефодія, и положиша его въ граде Володимере, въ церкви святыя Богородица Златоверсей, княживъ лето; седе Всеволодъ братъ его, владея всею Рускою землею.
Киевская летопись второй половины ХII в. называет Русской землей и Суздаль (1182 г.), и подмосковный город Дмитров (1184 г.), говоря о последнем:
«Придоша измаилтяне безбожнѣи половци на Русь воевать ко Дмитрову»
1182/83 г. Ипатьевская Летопись
Того же лѣт̑ Всеволодъ Гюрговичь кнѧзь Соуждальскии . и заратис̑ с Болгаръı . и присла ко Ст҃ославоу помочи просѧ . и поусти к немоу сн҃а своєго Володимѣра . рекъ ємоу . даи Бъ҃ брате и сн҃оу во дн҃и нашѣмь намъ створити брань на поганъıӕ . бъıс̑ идоущимъ по Волзѣ на Болгаръı .....
Болгарѣ жѣ видѣвше множьство . Роускихъ полъковъ . не могоша стати . затворишасѧ в городѣ . ...
Роусь же доспѣвше полкъ . Бж҃иєю помощью оукрѣплѧєми . и поидоша противоу имъ . и снѧшасѧ с ними ѡни же видивше побѣгоша а наши погнаша . сѣкоуще поганъıӕ . ....
... и поможе Бъ҃ Роуси . и побѣдиша ӕ . избиша ихъ полъ третьи тъıсѧчѣ . а прочии поидоша к лодьӕмъ . ....
(под 1182/1183 годом в
Ипатьевской летописи описание похода Всеволода Большое Гнездо и Владимира Святославича против Волжской Булгарии)
1237 -38 г. Ян Длугош, польский историк 15 века, в его рукописи "
Annales Poloniae ad annum 1406. Autographum" на странице 499 (в поиске) читаем одно из двух сообщение о нашествии монгол на Русские земли, среди которых он называет и Суздальскую землю:
In magna multitudine et que vix estimari poterat, Thartari Russie terras ingressi plurima mala cede et flamma in illis committunt et universam terram Rzeszanska vastant, spoliant duceque Rzesanorum occiso etiam senes et impuberes necant, ceteram multitudinem captivam in servitutem abducunt, castraque conquisita incendunt. Neque his contenti iterum in anni huius hieme in terram Szuszdali adveniunt, et terra universa pervastata etiam Gregorium ducem et filios eius pluresque alios Szuszdalorum duces interficiunt, et Wladimiro duci castrum Rostow auferentes, arcem incendunt, et captivis plurimis atque predis pro libito pociuntur.
В огромном количестве, которое едва можно было сосчитать, придя на русские земли, татары совершают множество злодеяний, убивают и жгут. Они опустошают, разграбляют всю Рязанскую землю и, убив рязанского князя, умерщвляют даже стариков и детей, а всё остальное множество берут в плен и уводят в рабство, захваченные же крепости сжигают.
Не удовольствовавшись этим, они зимой того же года приходят снова - на Суздальскую землю и, совершенно опустошив всю землю, убивают также князя Григория и его сыновей, а также многих других суздальских князей; отобрав у князя Владимира крепость Ростов, они сжигают замок, завладев множеством пленников и добычей досыта.
Первая Новгородская летопись, 1238 г. (описывается нашествие татар на Владимир, Суздаль и т.д.):
«Да кто, братье и отци и дЂти, видЂвше божие попущение се на всеи Русьскои земли»
Генрих Латвийский, «Хроника Ливонии» (Livlaendische Chronik):
«Между тем старейшины из Саккалы посланы были в Руссию (Ruscia) c деньгами и многими дарами попытаться, не удастся ли призвать королей русских (Ruthenorum) на помощь против тевтонов и всех латинян. И послал король суздальский (Susdalia) своего брата, а с ним много войска в помощь новгородцам; и шли с ним новгородцы (Nogardenses) и король псковский (Рlescekowe) со своими горожанами, а было всего в войске около двадцати тысяч человек…
Старшая Ливонская Рифмованная хроника это единственная хроника Тевтонского ордена, написанная современником и участником событий завоевания Прибалтики немецкими крестоносцами в XIII веке.
Гейдельбергский список Хроники Вы можете изучить по ссылке на сайте Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 367 (Livländische Reimchronik на стр.192-265). В Хронике есть упоминание о городе Суздале, расположенном на Руси.
ТЕКСТ на немецком языке (из работы "
Письменные источники о Ледовом побоище" по изданию "
Livländische Reimchronik, herausg. von L. Meyer, 1876. (стр.51)"):
(02205.) ein stat ist grôß unde wiet
(02206.) die ouch in Rûßen lande liet:
(02207.) Susdal ist sie genant.
(02208.) Alexander was genant
(02209.) der bie der zît ir kunic hieß:
(02210.) sîn volc er sich bereiten ließ.
(02211.) den Rûßen was ir schade leit;
(02212.) snelle wurden sie bereit.
(02213.) dô vûr kunic Alexander,
(02214.) mit im vil manich ander
(02215.) Rûße her von Susdal.
Из текста "Старшей Ливонской Рифмованной хроники" (в русском переводе И.Э.Клейненбeрга в работе "
Письменные источники о Ледовом побоище", авторы Бегунов Ю.К., Клейненберг И.Э., Шаскольский И.П.):
(02205) Есть город (stat) большой и широкий,
(02206) который также расположен на Руси:
(02207) он называется Суздаль (Susdal).
(02208) Александром (Alexander) звали того,
(02209) кто в то время был его князем:
(02210) он приказал своему войску (volc) готовиться к походу.
(02211) Русским были обидны их неудачи;
(02212) быстро они приготовились.
(02213) Тогда выступил князь Александр
(02214) и с ним многие другие
(02215) русские из Суздаля.
Плано Карпини, 1246 :
«У Бату мы нашли сына князя Ярослава, который имел при себе одного воина из Руссии, по имени Сангора; он родом Коман, но теперь христианин, как и другой Русский, бывший нашим толмачом у Бату, из земли Суздальской»
«Все они вернулись в землю Суздальскую в Руссии..»
Новгородская Первая летопись, 1262 г.:
«Того же лЂта поиде князь Олександръ в Татары, и удержа и Берка, не пустя в Русь; и зимова в ТатарЂхъ, и разболЂся».
ВЛАДИМИРСКАЯ ЗЕМЛЯ - Русь в узком смысле :
В монгольскую эпоху, когда центр государства окончательно перемещается с берегов Днепра на Клязьму, понятие «Русь» переживает быструю трансформацию. Это хорошо видно по новгородским летописям.
Если прежде новгородцы ясно отделяли Владимиро-Суздальское княжество от «Руси» в узком смысле, то позже это представление притупляется.
Под 1252 г. в Новгородской Четвёртой летописи говорится, что хан Неврюй изгнал из Суздаля Андрея Ярославича, княжившего «на Руси» три лета
Под 1257 г. рассказывается, что в Новгород «из Руси», то есть из Владимирской земли, приходит весть, что татары «хотят десятины на Новгороде» (Новгородская Первая) :
Новгородская Первая летопись, 1257
"В лЂто 6765 [1257]. Прииде вЂсть изъ РусЂ зла, яко хотят Татары тамгы и десятины на НовЂгородЂ; и смутишася людие чресъ все лЂто. И къ госпожину дни умре Ананья посадникъ, а на зиму убиша Михалка посадника новгородци."
Новгородская Четвертая :
«В Русь», к великому князю Андрею Александровичу (то есть опять-таки во Владимир) посылают в 1299 г. пленных немцев псковичи (Софийская Первая) :
"В лЂто 6807 [1299]...послаша къ князю АндрЂю на Русь.."
Новгородская Четвёртая Летопись, 1399 год :
«В Русь», к великому князю Московскому отпускают в 1398 г. новгородцы пленного двинского наместника
1399 г. Рогожский летописец и Троицкая летопись.
Витовт собрал большое войско, в числе которого были, помимо литовцев, двор Тохтамыша, немцы, ляхи, волохи, подоляне, жмудь, татары - всего 50 князей. Здесь отмечается бахвальство Витовта, говорится, что
«6906 [1399]...прежде бо того съве-щашася Витофт с Тахтамышем, глаголя: аз тя посажу въ Орде на царстве, а ты мя посадишь на княжении на великом на Москве, на всей Руской земли».
По Никоновской летописи, предполагалось, что Тохтамыш станет царем «на Кафе, и на Озове, и на Крыму, и на Азтаркани, и на Заяицкой (т.е. за Яиком. - А.К.) Орде, и на всем Приморий (имеется в виду побережье Черного моря. - А.К.), и наКазани».
Витовт в этой интерпретации должен был владеть «Се-верщиною, Великим Новым городом и Псковом и Немцы, всеми великими княжениями Русскими».
Под 1399 г. в Троицкой и других летописях этой традиции сообщается, что зимой Киприан побывал в Твери и затем поехал к Витовту. Весьма вероятно мнение, что митрополит пытался склонить тверского князя на сторону Витовта, но, не добившись успеха, уехал в Литву.
Мирный договор Москвы с Тверью был заключен после отъезда Киприана, и летописец с воодушевлением записал, что
«покрепиша миру и съединишася Русстии князи вси за един и бысть радость велика всему миру».
И «того же лета послаша князи Рустии грамоты разметные к Витовту». «Разметные» грамоты означали разрыв прежних договоренностей.
Битва между войском Витовта и войсками Тимур-Кутлуга, решавшая судьбу всей Восточной Европы на длительную перспективу, произошла 12 августа 1399 г. на реке Ворскле и закончилась поражением союзных войск, а самому Витовту пришлось бежать «в мале дружине».
Дается внушительный список имен погибших князей, в числе которых братья Ольгердовичи Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский («Дебрянский»), служившие ранее Дмитрию Донскому.
Для Москвы такой итог снимал многие проблемы. Возвращение Киприана в Москву означало, что «митрополит всея Руси» признавал именно Москву столицей этой, пока абстрактной, «всея Руси».
В Смоленск снова вернулся из Рязанской земли Юрий Святославич, и Москва содействовала этому (на дочери Юрия женится брат Василия Юрий Дмитриевич, антилитовские настроения которого проявятся в позднейших событиях).
В 1400 г. Новгород направлял посольство к Витовту для подтверждения мира «по старине». В связи с кончиной тверского князя Михаила Александровича в 1399 г. его сына Ивана Михайловича вызвали в Орду для получения ярлыка, а вручали его ордынские послы, сопровождавшие князя до Твери.
На Нижний Новгород был направлен татарский отряд с князем Семеном Суздальским: татары взяли город и грабили его две недели.
К Волге было направлено московское войско под командованием князя Юрия Дмитриевича (младшего сына Дмитрия Донского), который проявил себя умелым воеводой. Войско «взяша град Болгары, Жукотин, Казань, Кременьчук, и всю землю их повоева и много бесермен и татар побиша, а землю татарскую плениша».
Юрий «возвратися с великою победою и со многой корыстью в землю русскую».
В этом контексте, к месту вспомнить про такого профильного исследователя источников, как Ирину Ведюшкину.
По материалам научной статьи-исследования историка Ведюшкиной Ирины Витальевны. Сама статья была опубликована в 1995 году в историческом журнале «Древнейшие государства Восточной Европы».
Ведюшкина скрупулезно изучила всю источниковую базу по теме локализации Руси в летописный период. Этот ее труд поистине бесценен.
В своей статье Ирина Ведюшкина сделала ряд важных наблюдений. Если внимательно проанализировать все упоминания Руси и Русской земли в летописном своде, и отобрать случаи упоминания Руси «в узком значении» на основе четкого и недвусмысленного противопоставления одной древнерусской земли другой, то оказывается, что в древнейшей русской летописи, Повести Временных Лет, таких упоминаний нет ни единого. Что прямо и недвусмысленно опровергает версию Наносова-Рыбакова о первоначальности именно «узкой» Руси.
Цитата из статьи Ирины Ведюшкиной.. "Использование предложенного критерия предполагает, что "узкими" признаются лишь те случаи употребления терминов "Русь" и "Русская земля", в которых имеет место открытое и недвусмысленное противопоставление одной древнерусской земли (чаще всего среднего Поднепровья) другой. При этом количественные соотношения получаются следующими.
В ПВЛ на 270 употреблений нет ни одного подобного примера (полностью соглашаюсь в этом с таким признанным апологетом первичности Руси в широком смысле, как Д. С. Лихачев) в Ипатьевской летописи, после ПВЛ на 282 употребления - 68 безусловно "узких".
Из них 67- в Киевской летописи (в статьях 1140-1198) Лаврентьевская летопись после ПВЛ на 94 употребления дает 43 "узких" употребления, в хронологический промежуток 1139- 1249 гг.
Рубеж 12-13 вв здесь не является столь резкой границей, как в Ипатьевской летописи, но количество нарочитых противопоставлений начинает постепенно снижаться еще до известия о смерти Всеволода Большое Гнездо в 1212 г. (примерно после 1207 г) НI-СИ на 71 употребление дает 28 узких, преимущественно за 1132-1232гг.
Одно употребление под 1257 годом также противопоставляет Русь и Новгород, но под Русью здесь понимается не Киевщина, а Северо-Восточная Русь.
Если учесть, что, помимо несомненно узких, значительная часть употреблений на вторую треть 12, -первую треть 13 века, являются узкими по контексту (без противопоставления), а число широких за этот же период единично (все он будут рассмотрены ниже), то становится очевидным, что приведенные цифры показывают, как лавинообразный рост числа узких употреблений, со второй трети 12 века, так и достаточно быстрое затухание этой традиции к концу первой трети 13 века, причем еще до татаро-монгольского нашествия.."
И это логично, т.к. если первые русские хронисты не употребляли термина Русь в заведомо «узком значении», но напротив широко пользовались «значением широким», то это «широкое» значение и является первоначальным.
А вот все чёткие и недвусмысленные использования термина Русь в узком значении начинаются лишь со второй трети XII века, используются примерно столетие и быстро сходят на нет.
Всё это четко ложится на период распада Руси на удельные княжества , логично с этим распадом связаны. Иностранные источники вообще не знают "узкого" обозначения Русской земли исключительно в среднем Поднепровье, а конкретно на территории современной "северной Украины"
"Русь" в узком значении,- это Великокняжеский домен в Киеве в 12-13 вв , все остальные земли Руси в широком значении. Причём Русь ,- как понятие в широком значении , возникло до возникновения узкой "Руси" - великокняжеского домена в Киеве!
Культура, экономические магистрали, династическое управление Руси, никак не связаны, исключительно со средним Поднепровьем.
Первая кириллическая надпись - корчага из Гнездово (Смоленск)- первая половина 10 века (до принятия христианства) . Вся бытовая культура от Балтики до Причерноморья была примерно на одном уровне в 9-10 веках.
И население великокняжеского домена "Русь" в 11-12-13 вв,- было многоплеменным, - как любой "мегаполис" средневековья, причём значительным компонентом были выходцы с севера, радимичи, кривичи и другие племена.
Позднесредневековое и население "Нового времени" среднего Поднепровья, не имеет прямой генетической связи с населением раннесредневекового домена "Русь"
Русь возникла и начала свое распространение ещё задолго до распространения христианства.
И в 12-13 веках представители высшего княжеского рода знали , откуда исток той самой Изначальной Руси..
В частности, отпуская старшего сына Константина на новгородское княжение (1205),князь Всеволод Большое Гнездо произнёс речь, которая отражена в Лаврентьевской летописи:
"сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли"
Одна из древнейших сохранившихся в подлиннике договорных грамот Великого Новгорода ,- Договор Великого Новгорода с Готским берегом 1191-92 годов..
Обратим внимание, что в тексте грамоты 1191-1192 гг., с новгородской стороны упоминается "русь", "русин"
"Оже тяжа родится бес крови, снидутся послуси, и русь и нЪмци, то вергуть жеребьее; кому ся выимьть, ротЪ шедъ, свою правду възмуть. Оже емати скотъ варягу на русинЪ или русину на варязЪ, а ся его заприть, то 12 мужь послухы, идеть ротЪ, възметь свое.".
Также в тексте грамоты Новгород называется одним из русских городов:
" ...то, князю явя и людемъ, взяти свое у гости, оже тяжа родится в НовЪгородЪ; оже тяжа родить в ыное земли в рускыхъ городЪхъ, то у тЪхъ свое тяже прашати, искати Новугороду не надобе..."
(
https://evgenysharypov.livejournal.com/7763.html - Древнейшие договорные грамоты Новгорода)