Пресняков сообщает

Apr 26, 2010 18:10



«Пресняков сообщая о создании Киевской Руси, делает вывод о том, объединение под одной властью Киева и Новгорода совершилось при князе Олеге.

И что «образование Киевского княжества повело к устранению хазарской власти над восточнославянскими племенами в пользу Киевских князей».

Ссылаясь на летопись Пресняков, пишет «об устранении дани со словен, кривичей и мери», о дани с примученных древлян, о замене хазарской дани северян и радимичей данью их Киевской власти».  [   ]  Сборы дани приписаны Олегу.

На долю Игоря выпало во внутренней политике выпало усмирение древлян с увеличением их дани.

Также воспроизводится яркий рассказ о его гибели во время полюдья в Древлянской земле и о разгроме древлян Ольгой, мстившей за мужа.

Пресняков описывает Киевскую Русь при Игоре как прочный опорный пункт княжеской власти, укрепленный центр в «горах Киевских» связанный с другими пунктами, где сидели другие «князья» - под рукою своего князя».

Внутренняя политика, по мнению Преснякова, заключалась в «господстве над славянскими элементами, сбор с них дани, и вербовка из них новой военной силы, её организация вокруг варяжского дружинного ядра для больших походов на печенегов, на Византию». «Ближайшее дело - утвердить своё господство над непокорёнными славянскими племенами, обложить их данью». Пресняков замечает, что «это требует борьбы и притом, видимо, двойной: с самими славянами, которые снова и снова восставали, но и с другими варяжскими вождями, которые устраивали себе отдельные княжения, и не давались «под руку» великого князя русского или выбирались из под неё».

«В отрывках преданий об этой борьбе» - повествует Пресняков - отразилось упорное сопротивление Киеву древлян». Расправа Ольги с древлянами, по этому сказанию, закончилась избиением и порабощением».

Пресняков описывая положение Юга, сообщает, что там «власть киевских князей только устанавливается «примучиванием» и «полюдьем» ()

При Ольге - пишет Пресняков, «установления определенной дани со словен, кривичей и мери при Игоре заменяются сбором дани в определенном размере ( оброки) путем повоза, то есть доставки её в определённые пункты «погосты», где её принимали княжие мужи

(«даньщики»).

Также, ссылаясь на летопись, Пресняков упоминает о разделе древлянской дани: «две части дани идут Киеву, а третья - Вышгороду, к Ольге. ()

Организационная работа, отличает Пресняков, заключалась в «обеспечении себе опорных пунктов для южных отношений».

Важно также было сохранить единство киевской власти, а оно, по мнению Преснякова, распалось из-за распрей сыновей Святослава.

Ярополк начал борьбу за восстановление походом на Олега, «чтобы принять волость его».

Пресняков довольно подробно пишет о Владимире и его деятельности:

«Владимир бежавший за море, вернулся с варягами, прогнал посадников Ярополчьих, объединил весь север под своей властью, двинулся на юг, добывать Киев. Изменой, по преданию, заманил он к себе брата, убил его, «и нача княжити Володимир в Киеве един».

Пресняков подчёркивает, что «Владимир был настоящим основателем русского государства».

Надо заметить, что Пресняков очень мало упоминает о внутренней политике князя Святослава. В контексте рассказа о Владимире, например, упоминается, что «смерть Святослава привела к распадению Киевской державы». Исходя из этого Пресняков пишет о том, что «Владимир заново покоряет вятичей, усмиряет повторное их восстание и восстанавливает дань, наложенную Святославом» (Ещё одно редкое упоминание деятельности Святослава). Снова покоряет радимичей, и они «платят дань Руси, повоз везут и до сего дня».

Характеризуя внутреннюю политику Владимира Пресняков также говорит о том, что князь «закончил территориальное определение Киевской Державы как определённого государства, пограничного с другими, поставил его в ряд организованных единиц политического мира».

«Восточная граница Киевской Руси прилегала к изменчивой и бурной степи. Владимир усиленно укрепляет эту границу, которая никогда не могла стать прочно замиренной» ()

Также отмечается то, что князь Владимир начал ставить города по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне».

Ряд укрепленных линий, одну за другой. Три линии укреплений должны были затруднить доступ к Киевщине.

Пресняков характеризует Владимира как князя который «возобновляет и завершает строение Киевской державы», как князя который сосредоточил в своих руках силы восточного славянства».

Упоминается в труде Преснякова и разделение земель русских Владимиром.

«Владимир посадил в Новгороде дядю своего Добрыню. Позднее Владимир сажает по волостям или по городам сыновей».

А «восстанавливая отчину Рогнеде и её сыну, Владимир создал нечто новое, не имевшее ни этнографической, ни исторической основы».

Земля  Половецкая выглядит новообразованием, чем какой-либо стародавней единицей.

По Преснякову «Создание укреплений Владимиром, это завершение работы прежних князей над созданием и утверждением Киевской власти».

При Владимире - пишет Пресняков - Киевский центр закончил подчинение остальных земель Южной Руси.

Пресняков считает, что введение христианства на Руси было «не только огромным культурно-историческим событием, но и актом, который имел не меньшее политическое значение, так как подводил под ещё непрочное здание молодого государства новый фундамент культурного единства.

«Установление на Руси церковного строя-иерархии, миссионерства».

Пресняков указывает на то, что «Вопросы политические играли значительную роль в самом решении Владимира принять христианство, и в том, как он это делал».

Пресняков отмечает и то, что Владимир затеял «религиозно-политическую реформу для сплочения общества».

В начале это была «языческая реформа».

«Поставил богатый идол Перуна, «вне двора теремного», предназначил этого бога для общественного поклонения».

А затем уже произошло Крещение Руси.

У Преснякова обозначены последствия крещения князя:

«Начал ставить по городам церкви», а также, «начал отдавать детей на учение книжное».

Про Ярослава Пресняков пишет, что тот, утвердившись во власти, идёт иными путями в церковной политике. «При нём впервые  организуется в Киеве с греком-митрополитом».

Пресняков указывает на то, что «церковь как учреждение стала политической и общественной силой со времен Ярослава».

«Ярославова эпоха вообще завершает по-своему организационную работу Владимира, и заново стягивает власть над всей Русью к киевскому центру».

По мнению Преснякова «Время киевского княжения Ярослава - решительная эпоха в истории политического и церковного строя Киевской Руси».

«Основы гражданской и правительственной организации, сложившейся в Новгороде, перенесены на юг. Новгородская правда стала Русской Правдой».

Пресняков подчёркивает, что «традиция старых списков Русской Правды указывает на ряд правовых норм, восходящим у установлениям Ярослава».

Отдельно автор пишет о том, что «Завет детям Ярослава представился как нововведение, как попытка установить в линии Ярослава начало старшинства. В завете Ярослава перед нами попытка сохранить старейшинство при наличности раздела частей общего владения между членами княжеской семьи. Что в дальнейшем привело к усобицам и раздорам».


черновики

Previous post Next post
Up