Фантастика?!! Реальность против!!!

Feb 16, 2010 13:36

Начинаю цикл статей о литфорумском фантастическом конкурсе "Креатив", а точнее седьмой (на самом деле - 8-й) его части. Данная глава конкурса посвящалась фанфикам. Только, проблема в том, что для одних фанфик - это по мотивам анимэ, для других - по компьютерной игре, для третьих - по фантастической книге, для четвертых - кроссовер-ориджинал с набором аллюзий и хохотушками, для пятых - стилизация, для шестых - отдаленное наследование литературных приемов или их далекая переработка. И как это судить на равных? Ведь первый тур голосования - авторский.

Но об этом в дальнейших выпусках. Сегодня же хотелось бы поговорить о дуэли "фантастика vs. реализм".

Прочитав почти все рассказы, была уверена, что отдам первые места исключительно реализму - ни фантастики, ни фэнтези, ни мистики. Это наводило на печальные мысли, что то ли я готова согласиться с тем, что фантастический элемент - не более чем чит-ход, то ли при равных усилиях лучше получается реализм, то ли просто не повезло.

Но к привеликой радости некоторый фантазм таки добился вершин моего топа. Причем не из-за особой оригинальности или мастерства исполнения, как оказалось: единственное объяснение - дух.

Итогом нефантастика - где-то 50% моего бюллетеня. Задаюсь вопросом, действительно ли существует громадный разрыв между "реалистами-подражателями", добившимися высоких оценок без сверхприема-вымысла, и просто качественными-динамичными-читаемыми фантастами? Ответа у меня нет. Я ведь тоже не пишу реализм, а стараюсь зашифровать реалии в заостряющих сверхприемах. В фантастике, все-таки, очень ценится оригинальность, даже фантастичность окружения, а необычный сюжетный ход, маргинальные для жанра герои, нечеловеческие по психологии обстоятельства - куда меньше. Проклятый червяк сомнения, шей-хулутище!!!

Если автор отказывает от того и от другого в то время, когда популярность обоих инструментов набирает обороты, это уже говорит о чем-то хорошем. Хотя ничего, конечно, не гарантирует. Использование фантастики дает поле для фантазии и механизм упрощения идей. Вот, собственно, и всё.
(с) izafil

В то же время меня давно занимало, можно ли любой фантастический-фэнтезийный сюжет переложить на реализм? Уж что идею выразить можно реалиями, сомнений столь же давно не вызывает.

При анализе выявлено, что фантастика дает возможность упростить инструменты: надо кого-то там увезти - взяли улетели или портальнулись к чертовой теще, надо создать безвыходную ситуацию - берем противоборство двух кланов и героя меж двух огней. В реале все эти порталы и кланы придется обосновать реалистично с точки зрения реального мира, а не внутриопусового. Хотя свои порталы доступны и без сверхинструментов: начальник вызвал, срочная командировка, автокатастрофа-больница. С кланами, правда сложнее: в большинстве случаев это будут корпорации или политики.

Вот "Престранное далёко", мой самый глубинный рассказ из конкурсных, если его приземлить:

Джука - художник-математик, пытающийся перенести на картину путем расчетов проекцию души умирающего. Зная недостаточность теории, все равно верит в успех, отчаянно пытается сотворить чудо. Тут и надежда на чудо усиливается (поскольку номинально в реальности невозможно), и обоснование неудачи реалистичней - не банальное "не повезло", а реалистичное "души не существует". Вома и Миликка - директор и менеджер маленькой компании, спонсирующей работу Джуки. Они так надеются выбраться из каббалы транскорпорации, которой крупно задолжали. Транскорпорация - результат слияния двух враждующих компаний, которые и теперь продолжают вставлять друг другу палки в колеса. Если транскорпорация распадется обратно, милионы людей потеряют работу (в фантастическом варианте - жизнь, то есть уже идет ослабление, но снижается градус пафоса). Но чуда, на которое уповали, не произошло, более того - из-за малой конторы начался раскол в транскорпорации.

Зато чудо таки случилось, но другое - Джука нарисовала очень убедительную, завораживающую картину, причем на этот раз без математики. Видя, что самого созерцания картины содиректорам корпорации недостаточно, художница поджигает свое творение. (Кстати, примерно как в фэнтезийном романе Гудкайнда "Вера падших"). Это сжигание шедевра ошеломляет директоров, и они мирятся. В память об испытанном шоке транскорпорация прощает долги конторе Вомы. Но Миликка ранее в попытке помирить корпорации переспала с нужными людьми, потеряла девственность и самоуважение. Уволится ли она от Вомы? А Джука после своего поступка упекается в психлечебницу и более не хочет прикасаться к палитре. Выздоровеет ли она? Так или иначе, придется искать новый смысл творчества. Зато все помирились, и никто не потеряет работу.

Придется вместо рядового миротворческого спецназовца привлекать лидеров корпорации, а так почти ничего конструктивно не меняется. Разве что, Недействительность, куда путешествовала Джука в поисках гармонии, придется заменить математикой и медитацией, от чего может пропасть неключевая, но более важная для меня в целом идея рассказа - путь к самопостижению. Разве что, диалог с лысобородом можно перенести в лечебницу под конец рассказа.

Джуку в качестве душеглота придется изобразить как психоаналитика в прошлом или как давно работающую на Вому, за плечами десятки неуданых попыток "нарисовать душу", и всякая попытка, поскольку требует глубинного общения с умирающим, сильно запоминается Джуке и отражается на ней. Кстати, диалогов с Лорено в реал-рассказе будет значительно больше. А может и в размерах опус серьезно вырастет - но так и останется композицинно повестью. И да, имена придется заменить на реальные либо придумать какое-то несуществующее восточное государство.

Вопросов много, а в первую очередь эти:
1) Потеряет или приобретет опус силу убеждения от смены жанра?
2) Одного и того же человека, читающего равно фантастику и реал-прозу, какой из рассказов зацепит больше? И чем? С одной стороны сказочная необычность обстановки, с иной - злободневность. Но сказочность вводит не совсем понятные жителю нашего мира материи, а злободневность - грузит бытовухой.

литконкурс, графоманская кухня

Previous post Next post
Up