Любопытный фильм. Можно даже викторину устроить: "Найди три отличия между Вангой и Матроной". И возникает нескромный вопрос: почему Вангу называют колдуньей, а Матрону -- святой?
в подоснове у обеих - античный еще культ слепой провидицы. Как кто-то из френдов (не помню, кто) давно заметил, христианство взяло из античности многое - Бога, тождественного виноградной лозе; героя-змееборца; и т.п. - но вот этого культа не приняло
+1 В агиографии вообще полно шаблонов - примерно, как в современных мыльных операх. Мученики обязательно видят перед смертью какое-то духоподъемное видение, преподобные - от младости сторонятся игр и не сосут сиську по постным дням, святители - кого-то обличают, и т.п. Гонители святых также стандартно демонизируются, а почитатели - совершают стандартные действия типа сбора, положения, и переноса останков.
Трабл в том, что данный конкретный шаблон (слепой провидицы) христианской традицией заимствован не был - и интегрирован туда исторически совсем недавно
Я трабла тут особого не вижу. Не был - ну, будет. Тем более, что шаблон сей весьма понятен, очевиден, и, я думаю, был многократно реализован на практике. Рассудите сами: если человек слеп, у него неизбежно обостряются иные чувства и освобождается время, чтобы им внимать. А если этот человек - женщина, да к тому же простая, да к тому же не имеющая склонности к музыкальному или тактильному восприятию, то какой комплекс чувств у нее скорее всего аномально обострится? Правильно, интуиция или религиозное чувство.
Я хочу сказать, что тут речь не столько о шаблоне написания житий, сколько о шаблоне человеческого поведения, причем вполне естественном и предсказуемом. Собственно, и преподобные в пустынях слышали "бесовские" голоса в немалой степени потому, что читывали древние рассказы в стиле "искушения св. Антония" и ожидали именно чего-то похожего. Ну, как ветряные мельницы у Сервантеса, казавшиеся начитавшимуся романов Дон-Кихоту великанами.
1. У Ванги травма вследствие стресса, у Матроны врождённое уродство. 2. Ванга предпочитала «народные» средства, Матрона - явный сатанизм. 3. Ванга понимала, чем занимается, Матрона - демонстративно гордилась.
Есть и более очевидные, но мне пока хватает уже купленных судебных решений в отношении меня.
> почему Вангу называют колдуньей, а Матрону - святой?
Ванга обратилась к местному священству с предложением построить церковь, но побоялась наказания за отказ от практик и в результате отгрохала насмешку на самосвятство с карикатурами на саму себя. Матрона не просто «верила в себя» - обожествляла, одновременно глумясь над святынями и оскверняя захоронения, в полном соответствии с жидо-феминистским «доминируй, властвуй, унижайНу, и которую «канонизировать»? - рискнувшую душой суровую селянку или тупую местечковую сатанистку
( ... )
Понятно, что это такая особая одержимость. И чудеса все эти, даже после смерти этих ясновидящих имеют прелестную природу. Вот только неясно за что. или почему одержимость эта посетила Матрону и Вангу в детстве, по сути несчастных больных слепых детей. И что ведь характерно, усиление и проявление сверхъестественных способностей наступало после особенно сильных болезней. Казалось бы, болезни обычно призваны очищать людей и смирять гордыню, в этих же случаях получилось почему-то наоборот.
Страшно то, что многие люди на это ведутся и обманываются такой хитрой прелестью под личиной мнимой святости. Разобраться ведь сразу сложно неофиту.Тем более есть статус канонизированной святой, а Церковь, как известно, ошибаться не может. Не далёк тот день, когда и Вангу канонизируют. Она же в церковь любила ходить, молилась и православный храм построила, и уже никто не придаст значение, что она так же благословила построить и буддистский храм.
В связи со всем этим возникает еще один вопрос. Является ли такой уж аксиомой широко распространенная мысль, что болезнь всегда способствует духовному совершенствованию человека, или она может также служить и наоборот - препятствием, соблазном для него и тормозом для духовного очищения и роста. Предполагаю, что механизм работы болезни в таком случае такой - телесная слабость передается разуму, который призван контролировать сознание, в результате контроль ослабляется и на душу без помех веют враждебные ветры и левые впечатления.
Всё, что есть или происходит в жизни человека, может служить ему либо ко спасению, либо к погибели. Помнится, Авва Дорофей рассказывал про одного инока, которого почти все вокруг поносили, а он молчал. Авва удивился его смирению и спросил, как тот достиг такой кротости. На это инок ответил, что не привык обращать внимание на лай собак. Итак, унижение может привести человека к смирению и сокрушению сердца (именно поэтому в Християнство обращалось так много рабов), а может привести его к гордости (как бы невероятно это ни выглядело) и к погибели. Опять же, во время войны многие обращались к Господу в молитвах. Но были и те, кто озлоблялся и хулил Бога. Всё зависит от человека. То, что может привести человека к Богу, может и погубить его при гордыне. Даже Причастие, если принимающий его человек не рассуждает о Теле Господнем, служит к его осуждению.
В данном случае не важно, какой была Матрона на самом деле и чем занималась - важно же, что создавшийся вокруг ее имени сейчас культ очень похож на то же вокруг Ванги. Схожий контингент, схожие мотивы и т.п.
Comments 56
Reply
В агиографии вообще полно шаблонов - примерно, как в современных мыльных операх. Мученики обязательно видят перед смертью какое-то духоподъемное видение, преподобные - от младости сторонятся игр и не сосут сиську по постным дням, святители - кого-то обличают, и т.п. Гонители святых также стандартно демонизируются, а почитатели - совершают стандартные действия типа сбора, положения, и переноса останков.
Reply
Reply
Я хочу сказать, что тут речь не столько о шаблоне написания житий, сколько о шаблоне человеческого поведения, причем вполне естественном и предсказуемом. Собственно, и преподобные в пустынях слышали "бесовские" голоса в немалой степени потому, что читывали древние рассказы в стиле "искушения св. Антония" и ожидали именно чего-то похожего. Ну, как ветряные мельницы у Сервантеса, казавшиеся начитавшимуся романов Дон-Кихоту великанами.
Reply
1. У Ванги травма вследствие стресса, у Матроны врождённое уродство.
2. Ванга предпочитала «народные» средства, Матрона - явный сатанизм.
3. Ванга понимала, чем занимается, Матрона - демонстративно гордилась.
Есть и более очевидные, но мне пока хватает уже купленных судебных решений в отношении меня.
> почему Вангу называют колдуньей, а Матрону - святой?
Ванга обратилась к местному священству с предложением построить церковь, но побоялась наказания за отказ от практик и в результате отгрохала насмешку на самосвятство с карикатурами на саму себя.
Матрона не просто «верила в себя» - обожествляла, одновременно глумясь над святынями и оскверняя захоронения, в полном соответствии с жидо-феминистским «доминируй, властвуй, унижайНу, и которую «канонизировать»? - рискнувшую душой суровую селянку или тупую местечковую сатанистку ( ... )
Reply
Reply
Страшно то, что многие люди на это ведутся и обманываются такой хитрой прелестью под личиной мнимой святости. Разобраться ведь сразу сложно неофиту.Тем более есть статус канонизированной святой, а Церковь, как известно, ошибаться не может.
Не далёк тот день, когда и Вангу канонизируют. Она же в церковь любила ходить, молилась и православный храм построила, и уже никто не придаст значение, что она так же благословила построить и буддистский храм.
Reply
Reply
Предполагаю, что механизм работы болезни в таком случае такой - телесная слабость передается разуму, который призван контролировать сознание, в результате контроль ослабляется и на душу без помех веют враждебные ветры и левые впечатления.
Reply
Reply
Что-то сомневаюсь насчет колдуньи...
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment