Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)
Исходные
- Жилья в стране не хватает
- Денег у людей относительно немного
- Экономике требуется некий "локомотив" для увеличения темпов роста
Городские агломерации
Эти проблемы, причем, в комплексе, решаются путем развития уже существующих и строительства новых городских агломераций. Как известно, городская агломерация - это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Бывают моноцентрическими, сформировавшимися вокруг одного крупного города-ядра, и полицентрическими, имеющими несколько городов-ядер (конурбация).
Близость населённых пунктов, как правило, даёт так называемый агломерационный эффект - экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в рамках агломерации.
Хотя некоторые агломерации будут создаваться на пустом месте, все же, чаще это будут агломерации на базе существующих городов: областных и краевых центров, столиц республик, а также некоторых районных центров. Они будут развиваться путем строительства новых небольших городов вокруг основного, опорного города, а также путем включения в агломерацию ближайших районных центров и прочих поселений. Связывая их разветвленной сетью коммуникаций и маршрутов общественного транспорта.
Причем, плотность населения в существующих городах лучше сокращать, постепенно, за десятилетия, переселяя его в новые пригороды и малые города/поселения агломерации, по выбору жителей. Что вполне реально сделать на добровольной основе, по-моему, если предложить жителям качественное жилье по разумной цене и развитую инфраструктуру в новых городах и пригородах.
Величина агломерации
Под малой я подразумеваю такую агломерацию, население которой составляет менее 250 тыс. жителей. Под средней - от 250 тыс. до 1 млн. Большой - от 1 до 3 миллионов. Сверхбольшой - более 3 млн.
Средние и большие агломерации
Большинство населения агломераций я предлагаю сосредоточить в средних и больших агломерациях.
Потому что число таких агломераций, с одной стороны, может быть достаточно велико (что важно для более равномерного расселения в РФ), а с другой, такая агломерация уже может предложить жителям изобилие разнообразных рабочих мест, разнообразие учебных заведений (прежде всего, высших и средних специальных) и какую-никакую культурную и спортивную жизнь. Что принципиально важно для современного человека.
Именно такая схема - город (центр) с населением в несколько сот тысяч (до миллиона) жителей плюс масса небольших городов по периферии - позволит выбрать желаемый стиль жизни и тем, кто хотел бы жить в многоэтажном классическом городе и в малоэтажных пригородах с невысокой плотностью застройки и даже тем, кто предпочел бы жить в небольших поселках-деревнях (на самой периферии агломерации) и, при этом, иметь под боком нормальную школу, поликлинику, детский сад и ясли, магазины и кафе, спортзал и бассейн, относительно недалеко - подстанцию скорой помощи, пожарное депо, опорный пункт полиции а также в течение получаса добраться до больших торговых центров, кинотеатров, в течение часа - стадиона, аквапарка, аэропорта, жд- или автовокзала, высокотехнологичных медцентров, ВУЗов и т.д. и т.п.
Видимо, будет разумным создать в рамках агломерации один или несколько университетских городков - мест концентрации ВУЗов и студенческих общежитий. Такой городок, очевидно, должен быть окружен неким технополисом - зоной с особым правовым и налоговым статусом, облегчающим ведение внедренческого и вообще любого технологичного бизнеса, а также с развитой транспортной, телекоммуникационной и индустриальной инфраструктурой, с бизнес-центрами и инкубаторами, НИИ и лабораториями корпораций.
В рамках такой агломерации, ближе к периферии, найдется место и
усадебным городам, концепция которых предложена Юрием Васильевичем Крупновым.
Ну и, разумеется, современная производящая экономика потребует создания индустриального ядра, которое вполне впишется в такую схему расселения.
В общем, смысл средней или большой агломерации - в оптимальном сочетании потребностей и реалий.
Сверхбольшие агломерации
Я думаю, что двух сверхбольших агломераций - Московской и Санкт-Петербургской - России достаточно. Более того, стоило бы постепенно сократить численность их населения.
Таким образом...
Основная моя мысль - в России стоило бы расселиться шире. Разумеется, и жизнь и развитие возможны и в существующих городах, без сомнения. Но очевидным является также тот факт, что чрезмерная плотность населения и застройки, которая наблюдается в большинстве средних и больших городов России, является пусть не абсолютным, но, все же, тормозом развития. А притормаживает его дефицит земли и недвижимости, а также, как следствие, их относительная дороговизна.
Кроме того, дефицит автомобильных дорог и парковок в существующих городах, хотя и может быть ликвидирован, но,
во-первых, не везде, а во-вторых, лишь ценой непомерно высоких финансовых затрат.
Строителям известно, что, как правило, строить много и на новом месте существенно дешевле, чем перестраивать существующее, да еще и методом точечной застройки.
Меньшая плотность населения в новых агломерациях и их грамотная планировка позволят сократить негативные последствия урбанизации и помогут более полноценной жизни и более эффективному хозяйствованию. Мое глубочайшее убеждение.
Ковровая застройка
Строить новые города и пригороды агломераций предлагается методом т.н. ковровой застройки, все сразу: дороги, гаражи и стоянки, телекоммуникационная инфраструктура, жилье, производственные, торговые, сервисные помещения, детские сады и ясли, школы, ПТУ, ВУЗы, поликлиники и больницы, пожарные депо и станции скорой помощи, отделения внутренних дел, авто- и жд вокзалы, аэропорты, склады и перевалочные базы, инфраструктура электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации, сбора, вывоза, сортировки и утилизации отходов, пригородное сельское хозяйство, инфраструктура спорта, туризма и рекреации и т.д.
Себезтоимость 1м2 при массовой застройке будет минимальной.
Проекты
Спроектировать 30 тыс. проектов домов, отобрать 3 тыс. лучших из них и строить.
Стоимость
Грамотная организация, а также современные технологии и материалы при строительстве позволяют существенно снизить цену на недвижимость. А массовая застройка позволит сделать себезтоимость еще ниже (при увеличении партии выпускаемого товара его себезтоимость, при прочих равных, снижается).
Очевидно, приемлемое по качеству жилье (с приличной долговечностью, оснащенностью и отделкой), при условии
- массовой застройки,
- дешевого кредита,
- дебюрократизированной системы,
- удешевления строительных материалов (через снижение внутренних налогов и повышение экспортных пошлин)
даже в условиях существенно более высокой чем сегодня оплаты труда в строительном секторе (что необходимо), может стоить, без учета стоимости земли, в районе 1 000 шв. франков за 1 м2 (из-за нестабильности рубля, будем фиксировать стоимость в этой валюте).
Необходимость создания транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, конечно, может существенно повысить стоимость квадратного метра, но эту инфраструктуру можно строить за счет бюджета агломерации (об этом - ниже).
Агломерационная область
Для реализации проекта необходимы существенные изменения действующего законодательства и нормативной базы. Необходимо - в рамках конституционной реформы - прописать возможность создания под новые и обновляемые агломерации новых субъектов федерации под названием
Агломерационная область. Агломерационные области будут выделяться из существующих субъектов федерации в самостоятельные административные единицы.
Для Агломерационных областей необходим упрощенный порядок перевода сельхозземель, земель лесного и водного фондов в земли поселений, а также в земли промышленности и тд., для чего необходимо будет внести соответствующие изменения в Земельный, Лесной и Водный кодексы.
Также необходимо будет изменить Налоговый и Бюджетный кодексы с целью дать их администрациям право оставлять значительную часть образующихся на их территории налогов у себя и распоряжаться ими с большой степенью самостоятельности.
Финансирование
Для финансирования проекта, а также шире - экономики страны, предлагается создать государственно-общественный (безприбыльный)
Кредитно-страховой фонд РФ, который станет основным источником проектного финансирования в РФ. Получая длинные безпроцентные кредиты от ЦБ - Госбанка РФ, он будет выдавать целевые длинные низкопроцентные кредиты:
- гражданам, на приобретение/строительство нового жилья в Агломерационных областях,
- администрациям Агломерационных областей на приобретение/строительство социального жилья, с последующей его передачей гражданам в социальный найм,
- министерствам и ведомствам, государственным организациям, на приобретение/строительство служебного жилья в Агломерационных областях для своих сотрудников,
- администрациям Агломерационных областей на создание транспортной, инженерной и социальной инфраструктур,
- строительному бизнесу в Агломерационных областях на формирование основного капитала и пополнение оборотных средств (в том числе под эскроу-счета дольщиков),
-
Мега-корпорации РФ,
губернским общинам, региональным
корпорациям развития территорий и прочим хозсубъектам на создание новых рабочих мест в Агломерационных областях.
Хотя, разумеется, Кредитно-страховой фонд РФ станет, пусть и очень важным, но не единственным источником инвестиций. Классические инвестиционные институты, наряду с хозсубъектами, реинвестирующими часть собственной прибыли, также внесут свой вклад в инвестиционную активность в Агломерационных областях.
Возврат инфраструктурных кредитов
Да, транспортную, инженерную и социальную инфраструктуру надо создавать одновременно с жильем на дешевые государственные кредиты, которые будут потом отдаваться администрацией Агломерационной области из собираемых на территории налогов.
Возврат жилищных кредитов
Администрация Агломерационной области, построив жилье на предоставленный Кредитно-страховым фондом РФ кредит, передаст это жилье гражданам в социальный найм, с определенной арендной платой. Эти то арендные выплаты и станут основным источником возврата кредита фонду. Плюс, частично, обслуживание этих кредитов возможно также за счет дотирования из местных и региональных бюджетов, которые будут получать средства не только из собранной налоговой массы, но еще и в виде дивидендов с
общественного капитала.
Рабочие места
Базовыми работодателями в новых городах и пригородах агломераций станут корпорации
Губернских общин и
Мега-корпорация РФ. Частный и частно-акционерный бизнес, очевидно, также внесет немалый вклад в инвестиционную деятельность в агломерациях. Тем более, что дополнительные ресурсы они получат от региональной Корпорации развития территории.
Рабочие места в сфере торговли и услуг будут создаваться как губернскими общинами, так и существующими сетями за счет их собственных инвестиционных возможностей, а также - мини- и микро-бизнесом в формате самозанятости.
Преимущество новых и обновленных агломераций
Строительство агломераций по такому принципу позволит, с одной стороны, снизить стоимость жилья и прочей недвижимости, с другой - дать гражданам деньги на его приобретение, с третьей, обезпечить жителям рабочие места и готовую инфраструктуру.
Развитые инфраструктуры и городская среда, относительно невысокая плотность населения, внимание к экологическим вопросам, грамотная планировка - все это обезпечит приличное качество жизни и поможет развитию и экономики, и науки, и образования, и культуры, и спорта, и т.д.
Новые агломерации - Новая Большая политика
Надо понимать, что это будут, по сути, экспериментальные территории с особым статусом, предназначенные для "обкатки" новых технологий: производственных, управленческих, финансовых. Фактически, речь идет о создании некоего "каркаса" обновленной, модернизированной России.
Объемы и темпы строительства
В новые агломерации плюс в новое жилье в уже существующих, очевидно, смогут переселиться более 100 млн. человек.
Почти любой большой проект начинается с малого. Даже после принятия принципиального решения о его старте, вряд ли инвестиции польются рекой. Поэтому надо понимать, что проект стартует относительно скромно и продлится несколько десятилетий. Со временем, очевидно, средними будут темпы в 5 миллионов новых жителей в год, около 200 млн. м2 жилья ежегодно (
сегодня - 83,8 млн. м2).
Общие затраты, на круг, очевидно составят порядка 100 тыс. шв. франков в расчете на 1 нового жителя - включая дороги, недвижимость, инфраструктуру, рабочие места и пр.
То есть, в среднем, под этот проект необходимо будет ежегодно аккумулировать порядка 500 млрд. шв. франков.
Результирующая
Ясно, что осуществление этого проекта потребует привлечения серьезнейших финансовых, организационных и политических сил. Уже одни только изменения законодательства и нормативной базы, которые необходимы для успешного развития проекта, заставляют думать о некоей чуть ли не революции в деле развития страны. Видимо, полноценный проект возможен лишь при условии существенной корректировки парадигмы социально-экономического развития России.
Понятно, что мы на такое замахнуться не можем. Но нам известна поговорка: "Вода камень точит". Рано ли поздно ли, но этот проект будет востребован. Так что доводить его до ума надо.
Для начала, на мой взгляд, необходимо сформировать команду профессионалов, которые займутся доработкой идеи, превращением ее в реальный проект и собственно его осуществлением - для начала, строительством хотя бы небольшой "пилотной" агломерации.
В этом случае, скорее всего, придется работать на старой нормативной базе, но заложить в специально созданном внебюджетном фонде расходы на создание социальной и инженерной инфраструктуры.
И поскольку действующее законодательство предусматривает возможность создания новых поселений только на межселенных территориях, которые есть лишь в глухих медвежьих углах, вдали от цивилизации, первую агломерацию нужно создавать на базе какого то небольшого городка, пристраивая к нему новые районы. Для справки: см.
ст.ст. 10, 11, 12 и 13 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. Если это удастся, если пусть даже небольшая агломерация будет построена, можно будет идти дальше, прежде всего, искать политической поддержки проекта на самом верху. Ведь тогда мы сможем предложить нечто реальное, то что можно "пощупать", а не пытаться объяснить что-то кому-то "на пальцах". А это важно.
А уже имея стабильную базу, останется работать и ждать, когда власти всерьез займутся делом развития страны. Мы, со своей стороны, сможем предложить им на тот момент некоторые готовые организационные, технические и управленческие решения.
На главную страницу блога