С папой в Италию в январе. Рим, день третий. Авентин и Сан Пьетро-ин-Винколи.
Mar 11, 2018 02:30
(...и будто слышу певучий голос, не из моего детства) " Во славном во городе во Рыме При том царе Онории Молился, трудился Орхимиан-кпязь. Он и так-то молился со слезами, Умолял он у Господа Бога: «О Господи Боже, Спас милосливый, Создай ты нам единую чаду: При молодости лет - на погляденье, При старости лет - на призренье, При последнем конце - на помин души. " Из Голубиной книги .Стих об Алексие человеке Божьем.
От базилики Санта-Сабины мы направились к базилике свв. Вонифатия (Бонифация) и Алексия человека Божия.[Про свв. Вонифатия и Алексия в стихах и не только] Про св. Вонифатия расскажу совсем кратко. Жил он в III веке и управлял имением знатной римлянки Аглаи. Как-то Аглая послала его в город Тарс, что в Киликии, чтобы выкупить мощи мучеников (зачем? не спрашивайте). Св. Вонифатий прибыв на место, увидел не мощи, а живых людей - мучеников за веру; он впечатлился, открыто исповедовал христианство и..скоро присоединился к страдальцам. Претерпел страшные мучения (вспоминаем фрески в Сан Стефано Ротондо и содрогаемся), ну и в конце концов ему отрубили голову. Про Сан Алессио, святого Алексия человека Божьего я расскажу с цитатами из Голубиной книги (сборник духовных стихов XI-XIX вв.) уж очень они красиво звучат. Родился Алексий в IV в. в богатой римской семье. Подошло время и родители обручили его со знатной невестой. Да только: " И говорит Алексей, Божий человек, Своей молодой княгине: «Ох ты, молодая княгиня, На тебе мой золот перстень и шелковый пояс. Я пойду во те земли турецкие Богу молиться и трудиться!» "
Ушел Алексий и семнадцать лет провел в Сирии (ныне -Турция) питаясь подаянием, проводя дни в молитве и ведя жизнь праведную и аскетичную. И вот раз от чудотворной иконы Богородицы раздался глас, прямо указующий на него: «Введи в Мою церковь человека Божия, достойного Царства Небесного; его молитва восходит к Богу, как фимиам благовонный, и Дух Святой почивает на нем, подобно венцу на главе царской» (из вики). Смущенный, Алексий бежал и волею судьбы оказался опять в городе Риме.
Становился в маленький кораблик. На море погода восставала, Понесло корабль за сине море, Принесло во Римское царство Ко святей соборной Божьей церквы. Алексий пришел в свой дом, но не открылся родным и остался никем не узнан. Ему дали ночлег, а после из сострадания оставили жить под лестницей. Так он провел еще семнадцать лет, слушая стоны своих родных, которые его оплакивали (видать не было у него памятного следа на ноге от клыков кабана, эх: "..Но только она подошла к господину, рубец ей Бросился прямо в глаза. Разъяренного вепря клыком он Ранен был в ногу тогда, как пришел посетить на Парнасе Автоликона по матери деда (с его сыновьями)" -Одиссея, Песнь 19)
"В 411 или 417 году во время воскресной литургии в соборе святого Петра глас Божий указал молящимся: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». В следующий четверг тот же глас указал народу: «В доме Евфимиана человек Божий, там ищите»." (вики). Кинулись в дом... да поздно - Алексий уже скончался у себя под лестницей; лежал, а в руках держал свиток, в котором и была описана вся его жизнь."Помирает Алексей, Божий человек. И по всём городу, по в Рыму Росным ладаном запахло. Стали люди-то догадываться: «Чтой-то у нас во городе во в Рыме Росным ладаном запахло? Надо разослать по церквам, по кельям: Нет ли у нас святого человека?» Вот и нашли его в этой келье, Позади каменных палат ли тех, А в руках рукописанье. "
Вероятно подвиг его велик, но мне как-то ужасно жаль его родных :(..
Базилика основана около 4 в., а может быть и позже - точная дата неизвестна, - и, возможно, прямо на месте дома, где жил св.Алексий. От древности ничего не осталось - она серьезно перестраивалась и реставрировалась в XIII и в XIX вв. Фасад пристроен в XVI-XVII вв, типичная романская колокольня построена в XII в.
Утвержают, что это та самая лестница. Все что ее окружает датируется XVIII в. Пронесли в соборну Божью церкву, Со славою света погребали Во славном во граде во Риме У святой соборной Божьей церквы, У свята Нифанья-чудотворца. Лико его пишут на иконы, Житье Олексиево во книгах. Кто Олексия воспоминает, На всяк день его, света, на молитвах, Тот сбавлен будет вечныя муки, Доставлен в Небесное Царство. Ему уже слава и ныне, Во веки веком, аминь.
Коллаж с персонажами тамошнего рождественкого вертепа-презепе
Мадонна Сант-Алессио, по церковному преданию её написал св.Лука. Именно она указала на Алексия, как на святого и человека Божьего. Привез ее из Эдессы или сам Алексий, во что мне сложно поверить, или в 977 году митрополит Сергий Дамасский. Исследователи датируют образ XII-XIII в и считают что он написан византийскими мастерами.
Выйдя из церкви мы пошли на расположенную рядом маленькую смотровую площадку.
"Предо мною -- не купола, не черепица со Св. Отцами: то -- мир вскормившая волчица спит вверх сосцами!" И.Бродский
Покажу вам январский цветочек :)
Потом пошли в мой любимый апельсиновый садик (парк Савелли), который рядом со св.Сабиной. Виды оттуда изумительные.
Колокольня Санта-Сабины
"Хотите - рисуйте, хотите - глядите... не хотите ни того, ни другого - воздух сам лезет вам в рот. Приглянет солнце (а оно глядит каждый день) - и ничего уже более не хочешь; кажется, ничего уже не может прибавиться к вашему счастию." Н.Гоголь из письма П.Плетневу 1837 г.
"Эта вечная зелень, венчающая холмы и руины Рима, волнует и очаровывает сердца северных людей" вот в этом полностью соглашусь с П.Муратовым :).
Мы немного устали и поэтому к Тибру не пошли, а направились к ближайшей станции метро.
Прыгнули в метро и совсем скоро были в отеле, где могли полежать, отдохнуть и попить вволю чаю. Уже через час-полтора, мы снова были готовы к подвигам.. вышли и для начала отправились к ближайшей достопримечательности - церкви Сан Пьетро ин Винколи (святого Петра в оковах). О ней я уже писала здесь Вверх по крутой лестнице
Идем смотреть надгробие папы Юлия II выполненное по проекту Микеланджело (1505-1532 гг).
Микеланджело сам выполнил только одну статую - Моисея (1513-1515 г.). Два слова о "рожках" - они возникли в результате неверного перевода Библии на латынь. В результате выражение "потому что излучало свет лицо его" превратилось в "потому что рогато было лицо его"
По мнению З.Фрейда (статья "Моисей Микеланджело") Моисей изображен в тот самый момент, когда проведя на горе Синай 40 дней, он спустился со скрижалями Завета и вдруг увидел (или услышал), что его народ, за спасение которого он только что радел перед Господом, начал поклоняться золотому тельцу. Моисей хочет вскочить и немедленно разбить скрижали, но смиряет свой гнев, ради своего народа (другого не будет), ради своего Предназначения. Его поза полна гнева, энергии, на лице его ярость и презрение, но одновременно есть и ощущение покоя. Самый пик аффекта (по выражению Фрейда) уже прошел. "...наделенная исполинской силой фигура становятся воплощением высокого духовного подвига, на который способен человек, - подвига подавления своих страстей, повинуясь голосу высокого предназначения."
Главная реликвия базилики это оковы святого Петра (ин винколи - в оковах). Одна цепь (23 кольца) это та, который апостол был скован в Мамертинской тюрьме, а вторая часть (11 колец) была привезена из Иерусалима , (см. Деян. 12). Про перипетии попадания второй части в Рим можно прочитать в посте уважаемого sibeastera. При папе Льве I (390-461) оковы "встретились" в Риме и чудесным образом соединились.
Надгробие Чинцио Альдобрандини с веселыми скелетиками
Надгробие кардинала Cinzio Passeri Aldobrandini
Мозаика...Святой Себастьян, да-да тот самый, которого обычно изображают в виде красивого юноши в набедренной повязке и с кучей стрел. Конец VII в. Пишут, что образ выполнен для избавления от чумы.
Здесь прервемся. Надеюсь продолжить, если мне позволит тов. Яндекс...(рррр)