Было уже послеобеденное время, когда мы наконец стартовали из Костромы в Великий Устюг. 606 километров пути, навигатор показывал, что ехать придется 8 часов, забегая вперед, скажу, что мы доехали за 7. Мы очень боялись, что дороги в Вологодской области станут совсем плохими, гораздо хуже чем в Костромской, а ведь ехать по ним придется в темноте, ну и погода может приподнести неприятные сюрпризы, все же едем на север. Но все оказалось совсем не так страшно: и дорога была не столь разбита, и очень часто мы были на шоссе совершенно одни, так что можно было включить дальний свет и выбрать свой особенный путь. Снег шел не больше получаса, а потом совсем перестал и растаял. На заправках можно было купить кофе и разные снэки, так что наш путь был тяжел, но не ужасен. По приезде в город мы завалились спать в отель, условившись, что утром сразу отправимся смотреть Троице-Гледенский монастырь, чтобы если в тот же день не удастся попасть внутрь, то оставить время для второй попытки. Что же нас так туда манило?
[Немного (!) истории] Название Великий Устюг произошло от устья реки Юг, протекающей по костромской и вологодской областям (а вовсе не от утюга, как я думала в детстве), и город стоит на месте, где реки Юг и Сухона сливаясь образовывают Северную Двину, которая уже течет на север прямо в Белое море. Положение посреди торговых путей с севера на юг, из Европы в Россию, из Архангельска в Москву и объясняет появление в этих краях такого сильного и богатого города. Великий Устюг и сам с незапамятных времен торговал рыбой, да пушниной, да лесом, славился промыслами. Татары сюда не дошли, зато междоусобиц было вдосталь - тут и вечный спор с Новгородом Великим, и вражда с соседней Вяткой... ...Но прежде Устюга в этих краях в IX - X вв. возник другой город - Гледен. Впрочем, местная легенда называет отцом-основателем князя Всеволода Большое Гнездо, а значит город возник на две сотни лет позже. Все это очень туманно, но зато точно известно, что в 1438 г. Гледен был полностью разорен вятичами (об этом стараются из деликатности не напоминать туристам из Кирова-Вятки :)). Уцелевшие горожане перебрались в Устюг, а на месте города основали поначалу деревянный Троице-Гледенский монастырь, позже, в XVII-XVIII вв. монастырь был отстроен в камне, так, как мы его видим сейчас. "Сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем - тёплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата... Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 году были завершены работы по созданию местными мастерами жемчужины обители - нового иконостаса в барочном стиле, длившиеся восемь лет." (вики). После революции на территории монастыря располагались по очереди: дом престарелых, детский дом, и даже пересыльная тюрьма. Но монастырь уцелел, и даже, непостижимым для меня образом, сохранилось чудо - резной деревянный иконостас (1776-1784 гг).
Итак, встав пораньше, мы приехали в дер.Морозовица, где и стоит Троице-Гледенский монастырь. Хорошее название деревни, правда? Встретила она нас хрустящим морозцем :).
Тысячелистник цветет.
А вот телефон К. воспринял эти краски вот так.
Прелестный резной домик. Рекомендую тапнуть, перейти на фликр и увеличить, тогда вы увидите волков, лис, коня, глухарей, медведя, самолеты и прочее кто больше?.
Проулочек между домами.
Показался монастырь.
Деревенский колодезь.
Черный котик и Святые ворота XVIII в. На воротах висел телефон, по которому мы смогли заказать индивидуальную экскурсию в собор ("мы приехали из Москвы специально смотреть иконостас, очень просим пустить, такси оплатим, обратно в город отвезем").
Пока дама-экскурсовод к нам ехала мы обошли весь монастырь.
Очень живописная сторожевая башня, 1759-1763 гг.
Видна Северная Двина.
Подмороженная рябина.
Северные (хозяйственные) ворота.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной, 1729-1740 гг.
Рябина прямо полыхает.
Ну наконец дождались и вошли внутрь собора Святой Живоначальной Троицы. "Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы - братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н. Евстратьев....Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов - устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса...и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев." (ссылка). Общий вид.
Бог-Отец
Чудом удалось пройти за ограждение (обсуждали детали реставрации). И вот вам другой ракурс.
Евангелисты: Иоанн с орлом,
Марк со львом,
Лука с тельцом,
Матфей с ангелом.
Ангелы.
Изумительная резьба по дереву.
За ушкО и на солнышко
Диковинный цветочек
В книжке1915 г. очень поэтично написано "и летящим хоралом маленьких херувимов". (ссылка)
Затейливая резьба.
В следующей серии мы с вами посмотрим остальной Великий Устюг и рассмотрим, среди прочего, следующие интереснейшие темы :)): 6 иконостасов в одной церкви, это как? Бывают ли изразцовые капители? А если вдруг, внезапно, прямо сейчас, наступит зима и повалит снег, что тогда? А правда, что дымковскую игрушку делали в Робеспьеровке? Купец из Любека и русский святой, неужели это один человек? Можно ли писать о Великом Устюге и не написать о деде Морозе? Не переключайтесь ;))) На Север. Кострома.