На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 2.

Dec 27, 2022 02:23

   Мало-помалу я продолжаю Великий Новгород. :)
Церковь Уверения Фомы на Мячине (1463 г.). Закатные лучи, почти никого и травы по пояс.



    Это уже утро следующего дня и очень симпатичный храм сщмч. Климента, 1520 г. с чудно декорированным барабаном. Поребрики и бегунки (см. ниже).


Рядом стоит тоже очень красивый храм Димитрия Солунского, 1381-1382 г.


Знаменский собор 1682-88 г. много раз перестраивался.


Святые ворота.


Прямо напротив Знаменского собора на зеленой лужайке растет красуется церковь Спаса Преображенья на Торговой стороне, более известная как Спаса на Ильине (1374 г.). Церковь известна фресками Феофана Грека, 1378 г.  Хочется сразу устремиться внутрь, но все же, давайте сначала обойдем ее и полюбуемся.
"Отличается эффектным сочетанием величавой строгости форм и затейливостью нарядного декора, в котором использованы узоры народного характера (бегунок, сухарики, розетки), а также традиционные культовые мотивы (кресты-«голгофы» и пр.)." (ссылка). Очень рекомендую пройти по ссылкам и посмотреть, что такое бегунец (так правильно), поребрик (не путать с бордюром :)), сухарик (или дентикул) и бровка.


"Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления - бровки." (вики)


"Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание - голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. " (вики)






Ну а теперь внутрь :). В церкви сейчас музей, так что ориентируемся на часы работы (время года, погоду) и покупаем билеты.  Попасть сюда необходимо, потому что такого количества фресок Феофана больше нигде нет, а впечатление они  производят очень сильное.  Увы, к прекрасно сохранившимся фрескам в барабане не пускают (не обманывайтесь наличием лестницы) и разглядеть их практически невозможно. Очень рекомендую статью Ирины Языковой о Феофане Греке (ссылка), я буду много ее цитировать в посте (если не сказано иное). Также очень рекомендую посмотреть два коротких фильма Л.В. Нерсесяна здесь и здесь, где кроме короткой и прекрасной лекции можно увидеть фрески в наилучшем качестве и максимальном увеличении.

"Переступая порог небольшого, но вытянутого вверх хра­ма, вы оказываетесь буквально перед огненным взором Христа-Пантократора, изображенного в куполе: из Его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Мощный образ доминирует в пространстве храма и заставляет вспомнить слова из Св. Писания: Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29) или Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12:49). На этом построен живописный язык Феофана - мастер использует всего две краски - охру и белила, и пишет с большой экспрессией. На охристом фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов - это образ божественных энергий, которые пронзают плоть мира, сжигают всякую неправду, разделяя творение на свет и тьму, небесное и земное, духовное и душевное, тварное и нетварное." (И.Языкова)
Почти монохромная палитра фресок по данным археологов и реставраторов является замыслом автора, "это метафорический язык, который передает действие божественных энергий".








Царица Александра. (?)




Анфим Никомидийский. (?)


Свт. Спиридон Тримифунтский.




Великомученица Варвара.


Преподобный Никифор Катавадский.


"Самым необычным в церкви Спаса Преображения являются росписи так называемой Троицкой камеры - небольшого помещения на хорах, предназначенного для индивидуальной молитвы." (И.Языкова).


Преподобный Арсений Великий и Иоанн Лествичник.


Троица. "Ав­раам и Сарра не столько принимают, сколько созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы. Фигуры написаны охрой, а белилами обозначены смысловые акценты - очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи (ленты) в воло­сах, вспышки света на ликах и в глазах. "(И.Языкова).  Что такое тороки.


Даниил Столпник. "Преподобный Даниил Столпник предстает с руками, выставленными вперед, на кончиках его пальцев энергичные мазки белил - он словно касается света, ощущает его физически. Свет скользит свободными потоками по его одежде, пульсирует на завитках волос, отражается в глазах. "


"Преподобный Симеон Дивногорец с разведенными в стороны руками принимает поток света, сходящий на него. Световые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в его тело. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображен свет - святой созерцает Бога, наполняется нетварным светом. У преподобного Алипия Столпника руки сложены на груди, глаза закрыты, он слушает свое сердце, как и советовали исихасты: «Опусти ум свой в сердце и тогда молись»."
Слева направо: Симеон Столпник, Симеон Дивногорец и преподобный Алипий.

"И, наконец, образ преподобного Макария Египетского: удлиненная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем. Он единственный изображен не на столпе, он сам как столп света. На белой фигуре выделяются написанные охрой лик и руки, выставленные вперед ладонями, раскрытыми вовне. Это поза приятия благодати, открытости перед Богом. Свет сияет на лике, но глаза не написаны вовсе, потому что святому не нужны телесные очи, он внутренним (духовным) взором видит Бога, он не смотрит на мир внешний, он весь внутри. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет, подобно апостолу Павлу: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Макарий Египетский - образ исключительной силы, не имеющий аналогов ни в византийском, ни в древнерусском искусстве. Это яркая иллюстрация исихастского мистического опыта: подвижник в процессе богообщения погружается в Свет, в Божественную реаль­ность, но при этом не растворяется в нем, как соль в воде (как учат, например, восточные религии), а сохраняет свою личность, которая, очищается и преображается. Исихасты называли это теозисом (греч.), обожением."


Святой Варсонофий (деталь).


"Его образы обладают титанической мощью. Но он так же отказывается от сложной проработки формы, подчёркивая быстрый, но выразительный рисунок. Это не только тёмные контуры, но и активные световые блики - движки. Свет, создаваемый обильно положенными белилами, играет важнейшую роль в живописи Феофана. Световая проработка формы в иконописи Византии всегда имела внутренний смысл. Это был символ Божественного Света, пронизывающего человека и весь мир. " (вики)
Фото телефоном и фотоаппаратом.
Архангел Михаил.






Богоматерь из Благовещения.




Бросим еще один взгляд на Спаса. Надпись гласит: "Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных и разрешити сыны умершвенных, да проповедает имя Господне в Сионе" (Пс.,101:20-21).

И ангел.


Продолжение будет.
На СеверА, лето 22. Старица.
На СеверА, лето 22. Старая Русса.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 1.

Картинки, путешествия, Великий Новгород, картинки, архитектура, живопись, интересное, РФ

Previous post Next post
Up