Удалось проиллюстрировать свою давнейшую теорию о воротниках на русских кафтанах. Несколько лет прошло, я столько раз говорил об этом на форумах и просто в разговорах, а притворить идею в жизнь удалось недавно, и только сейчас запечатлеть на фото.
Обойдёмся без исторических ремарок, сразу к делу: на рисунках шведа Эрика Пальмквиста, посетившего Россию в последней четверти XVII века, русские стрельцы изображены в полном обмундировании. Вот наиболее показательные изображения:
голова,
полуголова,
сотник,
рядовой стрелец. Из числа верхней наплечной одежды на них надеты кафтаны, а под ними зипуны. Воротники кафтанов у одних стоячие высокие, у других отложные, у третьих с лацканами. Я предположил, что фасон кафтанов одинаковый. Разницу во внешнем виде (за исключением отделки) составляет особенность конструкции стояче-отложного воротника, позволяющая расправлять его описанными способами
.
Теория подтвердилась на практике. На горловину овальной формы по-прямой нашивается прямая полоса шириной около 8-10 см. Срезы расправляются и по необходимости подшиваются для придания конструкции жёсткости, нашивается подкладка. И всё. Иллюстрация ниже. Полагаю что на болшинстве кафтанов известных по другим миниатюрам иностранцев показаны воротники подобной конструкции.
На первом фото воротник поднят вверх. Шею облегает хорошо, если предполагаемые пуговицы застёгнуты до верха. Второе фото - то же самое, только воротник отвёрнут, тогда видно подпушку. На третьем фото пуговицы не застёгнуты на груди, чтобы получились лацканы.
Также в процессе пошива я сделал наблюдение не относящееся к воротникам. Чтобы на рукавах кафтана образовывались красивые складки, длина их должна простераться ниже колен. При этом нужно учесть, что рукава суживающиеся к концам равномерно могут оказаться узкими для людей крепкого телосложения. Как вариант можно поступить следующим образом: сужение начинается от ластовицы под мышками, плавно идёт приблизительно до 1/5 общей длины (продиктовано удобством ношения исподней одежды), и затем стремительно суживается до запястья, чтобы рукава не спадали с кистей рук. Этот момент известен по погребальным рубахам XVI-XVII веков царя Фёдора Ивановича и царевича Ивана Ивановича.
Кафтан сшит из плотного сукна, имеет неполную льняную подкладку до пояса. Снимки крупные в
альбоме.
Добавлено:
Развитие темы - «
Ещё раз об особенностях конструкции воротников на русских кафтанах XVI-XVII вв.»