Именно так, высокопарно и пафосно, хочется про Тобольск говорить.
Очень, очень запал в душу. Это была моя давняя мечта. Как-то увидела тобольский кремль, и всё, заболела.
Город небольшой, меньше ста тысяч, современный вид импонирует - всё чисто, ухожено, и видно, что город будет благоустраиваться дальше. Про историческую составляющую можно говорить и говорить. А какие в Тобольске храмы! Неописуемой красоты! Белые, как лебеди, устремлённые в небо. Я вообще питаю слабость к белым крепостным стенам. В Казани всё бродила вокруг вокруг кремля, очень хочется в Псков, в Великий Новгород. Русский Север, его уникальный стиль, чистый, мощный, единственный в своём роде.
Мысли слегка разбегаются, впечатлений много, как их упорядочить?
Понятно, что Тобольск - потому что основан был на реке Тобол, там, где она впадает в Иртыш. Сейчас устье в другом месте, об этом в своё время.
Мы Тобол переезжали на поезде. Река равнинная, спокойная, но очень загрязнена. Это самый многоводный приток Иртыша, полторы тысячи км.
![](https://ia.wampi.ru/2021/09/30/IMG-20210917-WA0001.md.jpg)
Иртыш красив. Обрывистые берега, даже набережной, как таковой, в Тобольске нет. Есть речной порт, потому что город является крупным перевалочным пунктом. Сначала грузы доставляются по железной дороге, а потом водным путём на север. Один из таксистов сказал - Иртыш коварный, крутит и крутит на середине.
Не знаю наверняка, наверное, в подгорном Тобольске есть выход к реке. Мы любовались на Иртыш сверху, от Дома Наместника. Оттуда и фото.
![](https://ia.wampi.ru/2021/09/30/1632970682498.md.jpg)
А ехали мы из Тюмени на электричке "Императорский маршрут". Рано утром она уходит, езды часа четыре. Есть и обычная электричка, но мы выбрали "Императорскую", первый класс, как же иначе)
"Императорский маршрут" - это национальный туристический проект, такой электропоезд ходит в Екатеринбурге. Даже Томск краем своей истории там задействован.
От простой "императорская" электричка отличается двуглавым орлом на каждом вагоне и накидками на кресла с императорской символикой. Когда этот маршрут открывали, в стоимость билета первого класса входили напитки, сейчас - покупай сам. Видимо, накладно показалось. Зато раздают наушники и все четыре часа можно или смотреть фильм про семью Романовых, или по аудиоканалу слушать разные интересные факты про Тобольск.
Сразу скажу, к императорской семье я дышу ровно, умиления и восторгов не разделяю, детей вот жалко, это да. Но это же часть истории, поэтому сначала очень интересно было. Потом наскучило, я переключилась на аудио и услышала много любопытного. Например, про то, как строили железную дорогу в Тобольск.
Очень люблю старинные здания вокзалов, и наделась в Тобольске увидеть маленький, но уютный вокзальчик, как в Томске, например. Однако мои ожидания развеялись ещё в дороге.
Идея протянуть железную дорогу в Тобольск витала давно - водное сообщение было ненадёжным. Когда в начале 20-го века дорога протянулась до Тюмени, даже проводились какие-то изыскания на этот счёт. По легенде, идея была на корню зарублена тюменскими купцами, но я думаю, не всё так просто.
С освоением нефтяных и газовых месторождений вопрос встал уже очень остро, и в 1965 году начались строительные работы. И сразу стало понятно - будет сложно. Там ведь болота-болота. Пейзаж довольно унылый. Вода кругом, озерца, стаи уток. Видели даже трёх лебедей. Может, от стаи отбились, но думаю, они там на озёрах отдыхают. Короче, охотиться и рыбачить в этих местах хорошо, а железную дорогу тянуть - плохо.
Как уверял диктор в наушниках, именно тогда появился термин "выторфовка". Гребли, гребли этот торф, а он сползал обратно. А выгрести его нужно было на глубину 10 метров, да потом это всё укрепить. Вогнали кое-как в грунт металлические сваи (или что-то подобное), подогнали пескоструи и наметали с окрестностей грунта. Сколько техники утопили - никто не считал. Если тонула машина или трактор, его автоматически списывали. Есть там история, как трактор утопили рядом с деревней, а местный учитель это видел. Когда летом земля подсохла, он вывел на это место класс, они дружно отрыли трактор, высушили, разобрали по деталям, смазали, собрали обратно - и он заработал. Так у школы появился собственные трактор, и старшие школьники даже зарабатывали на нём, выполняя запросы от деревенских властей. Но это единственный случай.
В 1968 году сообщение открыли.
Здание вокзала простое и лаконичное, из стекла и бетона. В стиле эпохи. Я была разочарована, но успокоилась, когда водитель, отвозивший нас в город, сказал - мой тесть тут работал, говорит, лучше его не трогать, не реставрировать, на честном слове держится, на сплошном болоте стоит. Кстати, вокзал далеко за городом.
![](https://ia.wampi.ru/2021/09/30/IMG_20210914_113443.md.jpg)
Чуть-чуть про историю. В одном из музеев прочитала - Тобольск был основан как центр освоения Сибири. Вот так. А Сибирь - это всё, что за Уралом. Столицей Сибирского ханства был город Сибирь ( я читала про другое название, Искер), и правил там хан Кучум, тот самый. А потом пришли воины Ермака, разбили ханское войско на Чувашском мысу, и недалеко от Искера основали Тобольск. Тогда он стоял возле устья Тобола. Позже устье было перенесено в другое место, но об этом в своё время.
1587 год - основание города. Очень долго он был столицей Сибири, и хотя сейчас Тюменская область включена в состав Уральского федерального округа, от истории никуда не деться. Сибирь, она и есть Сибирь. Хотя, наверное, пройдёт немного времени, и тобольцы уже будут считать себя уральцами. Это неправильно, я так думаю. Тобольск был задуман как центр освоения Сибири, Пётр Первый, очень городу покровительствовавший, официально закрепил за ним статус столицы Сибири в 1708-м году. Екатерина Вторая указом создала Тобольское наместничество, куда, кстати, входила и Томская область. Короче, мне обидно, почему забрали такой чудесный город у Сибири, и пусть они пишут как хотят, а для меня Тобольск останется сибирской жемчужиной.
Хватит, пожалуй, на сегодня.