Именно благодаря имени Донасье́на Альфо́нса Франсу́а де Са́да, вошедшего в историю как марки́з де Са́д, который родился 2 июня 1740 года, мы сейчас имеем в научном и бытовом употреблении понятие "садизм" - сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли и/или унижений, которое впервые было применено в работах сексолога Рихарда фон Крафт-Эбинга (впоследствии слова «садизм», «садист» стали употребляться и в более широком смысле).
Я не буду останавливаться на биографии французского аристократа, писателя и философа.Не буду рассказывать о его приключениях (об этом довольно полно рассказывается в различных источниках (например,
http://pomnipro.ru/memorypage1796/biography).
Остановлюсь на его мировоззрении, марки́з де Са́д:
1) Отрицал традиционного для его времени деления общества на дворянство, духовенство и третье сословие. У де Сада существуют лишь сословие властителей и сословие рабов.
2) Отстаивал идею о том, что убийство является благом для общества, иначе народы погибнут целиком и полностью от перенаселения и нехватки ресурсов. Аналогичные идеи были у Томаса Мальтуса.
3) Проявлял интерес к поведению человека, с которого сняты все ограничения, начиная от социальных, и заканчивая религиозными.
4) Отрицал существования Бога, а также всех моральных норм и правил, как предписанных церковными канонами, так и общечеловеческих принципов поведения в семье и обществе. В качестве доказательства можно привести многочисленные описания сцен инцеста, сопровождающегося особой жестокостью и заканчивающихся убийством жертвы, подвергаемой насилию.
5) был ярким представителем Либертинажа, направления нигилистической философии, отрицающей принятые в обществе нормы (прежде всего моральные). Либертины (либертены) - так называли в XVII - XVIII вв. сторонников свободной, гедонистической морали. Эти, как правило, представители высшей знати и их клиентелы, создавали тайные сети дружеских связей, основанных на общности эротических вкусов. Во Франции существовала особая либертенская субкультура.
6) В романе «Жюстина» сформулировал революционный для его времени принцип относительности морали.
Конечно, для кого то Маркиз де Сад, только эротическая литература, но, на самом деле, его наследие несколько глубже и открывает перед читателем не только сексуальные сцены, но и психологию, мировоззрение автора, эпохи. Открывает перед нами вход в подсознание... Подсознание того, о чем не принято говорить в приличных компаниях...
Год литературы в России продолжается!
Мои некоторые посты, посвященные Году литературы:
Год литературы. Губернаторы читают стихи... Какие прозвища дали русским и россиянам другие народы... Этнофолизмы современности. Кто хорошо смеется? Анекдоты о руководителях страны, как объект исследования... Книги с переплетом из человеческой кожи хранятся в университетской библиотеке Гарварда Славянская письменность и культура. Исторический дискурс в 20 век. 75 лет Иосифу Бродскому. Нравственный манифест поэта и гражданина... Трах-тибидох или какой национальности старик Хоттабыч Читаем Пушкина. Евгений Онегин отказал Татьяне, чтобы не стать педофилом В посте использовано изображение -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F0%EA%E8%E7_%E4%E5_%D1%E0%E4 Оригинал на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/06/275.html