Еще раз о несостоятельности протестантской точки зрения на Библию

Oct 28, 2012 02:08



Недавно, на портале Богослов.ру опубликовали статью под названием “Запрещает ли 19 правило Трулльского собора Евангельские кружки?”, - где автор пытается доказать, что эти ‘’Евангельские кружки’’, о которых я писал ранее, не противоречат этому правилу. Признаться, данная ‘’апология ‘’ наивная, ибо автор противоречит сам себе.

Она приводит очевиднейшие факты, которые подтверждают, что нельзя интерпретировать Священное Писание по своему разумению, ибо « в Писании содержится высота и глубина мыслей, то посему требуются люди опытные и Богопросвещенные для испытания его, для истинного уразумения, для познания правильного». Но вдруг делает вывод, ‘’что это правило, адресованное проповедникам, о том, что нужно им при подготовке проповедей придерживаться православных догматов и учить в духе святых отцов. Однако группы чтения Священного Писания - совершенно другой формат, в рамках которого как раз проповедь и недопустима. Среди правил, по которым обычно проводятся группы Евангельских чтений, есть правило «не проповедовать», которое запрещает кому-либо из участников поучать других, как они должны видеть тот или иной отрывок или что они должны делать в том или ином случае. Участники не проповедуют и не учат,
а говорят о том, как конкретный отрывок касается их самих, то есть делятся своим опытом, мыслями и чувствами, которые вызвал Евангельский текст. Поэтому 19-е правило Трулльского собора никак не может запрещать размышлять над текстом Священного Писания в группах или в одиночку ”.

К сожалению, автор статьи или не знает методы ‘’Евангельских кружков ‘’, или умышленно умалчивает. Я приводил методики кружков г-жи Пономаревы, где она четко описывает, о том, как нужно проводить эти кружки:

1. Выбирается ведущий, который имеет опыт молитвенного чтения Св. Писания.

2. Ведущий молится.

3. Выбирается отрывок Священного Писания.

4. Читается по кругу по 1-2 стиха.

5. Вся группа молча молится, молитвенно вчитывается в отрывок 10-15 мин. За временем следит ведущий.

6. Далее по желанию любой из членов группы, поднимая руку, просит слово у ведущего.

7. Ведущий дает слово и определяет последовательность, если рук было поднято несколько.

8. Что желательно искать в этом чтении?

Что именно сегодня говорит именно мне этот отрывок.

«Хлеб насущный», свежий хлеб, а не когда-то пришедшие знания.

Это не ЗНАНИЯ, а ОТКРЫТИЯ.

Без ссылок и цитат.

Не проповедовать.

Говорить все, что приходит на сердце, хотя может казаться, что это всем знакомо, или не имеет отношения.

Все размышляющие равны вне зависимости от статуса, звания или образования размышляющего.

9. Как говорить?

Когда один говорит, другие не перебивают, не спорят, не обсуждают, просто говорят, что пришло ИМЕННО ЕМУ.

Молитвенно предстоять и вслушиваться в то, что Бог говорит через этого человека.

Не критиовать и не хвалить высказывания других даже внутренне на уровне мы- это оценочная позиция, т.е. мы судим.

10. Завершающая молитва благодарения всей группы.’’

Как мы видим, в роли ‘’Епископа‘’ группа выбирает человека, ‘’который имеет опыт молитвенного чтения Св. Писания’’. Далее они выбирают несколько стихов и ‘’вымаливают’’ у Господа, чтобы Он растолковал им эти места (а труды Святых Отцов,- которые растолковали нам чуть ли не каждое слово Библии, признанные Вселенской Церковью, пусть пылятся в библиотеках МДА), и после ‘’говорят все, что приходит на сердце‘’, - все можно говорить, а вот как понимает св. Иоанн Златоуст - это не популярно… Казалось бы, понимай как можешь, но в конце все же прочитай вслух св. Златоуста или св. Феофана, чтобы не утонуть в самомнения, - неужели для них нет и пяти минут? Да и где мы найдем у древних подобные модернистские методики? Я думаю так можно понимать Священное Писание, можно, но только протестантам, так как они появились в 16 веке и отвергают Священное Предание и Святых Отцов,  но нам, чадам Апостольской Церкви, зачем так рабски подражать тем, кто не имеет благодати Святого Духа? Я думаю, подобные методики показывают нам какое они имеют отношение ко Святым Отцам, на столько они для нас дороги и авторитетны. Отцы всегда предостерегали, порой настойчиво предупреждали, что нельзя понимать Писания от ума своея, нам надо одеть ‘’очки ‘’ (Святых Отцов), и под их призму читать о понимать Слово Божие. Какие губительные плоды приносят подобные методики, хорошо описывает св. Игнатий Брянчанинов: Вы спрашиваете, почему необходимо чтение святых Отцов! не довольно-ли Словом Божиим руководствоваться, одним священным Писанием, - чистым Словом Божиим, в котором нет примеси слова человеческаго? 
     Отвечаю: непременно нужно при чтении писания, чтение святых Отцов Восточной Церкви. Вот что говорит святый Апостол Петр о священном Писании: «Всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает» (Русский перевод: никакого пророчества в писании нельзя разрешить самому собою). «Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаемы глаголаша святии Божий человеиы» (2 Петр, 1, 20-21). Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес священное Писание, и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи, - святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание священнаго Писания, необходимо чтение святых Отцов. Если Вы ограничитесь чтением одного священнаго Писания, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно Вам будет избегнуть заблуждений; потому что «душевен человек не приемлет яже Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». «Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (Кор. 2, 14, 11). 
     Особенно ненавидят отеческие Писания еретики всех времен: писания Отцов открывают прямой смысл священнаго Писания, который враги Истины хотели-бы исказить для утверждения своих лжеумствований. Ересиарх Евтихий выразил свое нерасположение к Отцам на поместном Константинопольском соборе. «Священное Писание», лукаво сказал он, «следует больше уважать, нежели отцов», - и сказал потому, что тогда писаниями святых патриархов Александрии Афанасия Великаго и недавно почившаго Кирилла ясно обличалось его заблуждение богохульное. Вселенская Церковь, напротив того, всегда питала особенное уважение к Отеческим Писаниям: этими Писаниями сохранилось единение церковное, для котораго необходимо всеми принятое, истинное, благодатное изъяснение Писания. Вселенские соборы всегда начинались с чтения тех отеческих Писаний, в которых с особенною подробностию излагались догмат или предание, разсмотрение которых составляло предмет совещаний собора. И опираясь на отеческие Писания, собор обличал ересь, произносил провославное учение и исповедание. Точно также и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались отеческими Писаниями, только тогда они переходили к чтению преимущественно священнаго Писания, когда уже достигали особеннаго духовнаго преуспеяния. «Глубоко море Писания», сказал св. Иоанн Лествичник: «и не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в одежде, и касаться богословия страстному» (Сл. 27, о безмолвии). Эта опасность, это бедстие, очевидно, заключается в произвольном толковании, в ложном понятии Писания, отчего многие иноки впали в гибельное заблуждение. 
     Напрасно еретики выставляют свое мнимое уважение к Священному Писанию - ложное, лицемерное: что за уважение к слову Божию, когда предоставлено каждому, как-бы он порочен ни был, понимать и толковать его произвольно? святая Церковь, принимая благодатное толкование священнаго Писания святыми Отцами, этим самым доказывает свое глубокое уважение к Священному Писанию: она чтит его, как должно чтить слово Божие. Она научает чад своих не быть дерзкими относительно Слова Божия, удерживает их от гордостнаго своеволия и безчиния, повелевает воспитываться чтением святых Отцов и при руководстве их проникать в чудный свет слова Божия, поражающий слепотою тех, которые осмеливаются воззреть на него без должнаго приготовления, умом нечистым и сердцем грехолюбивым. Стоит только обратить внимание на богослужение Восточной Церкви, чтоб убедиться в ея глубоком благоговении к Священному Писанию. Евангелие - всесвятая книга, заключающая в себе слова, произнесенный к человекам Самим воплотившимся Богом - всегда присутствует на святом престоле, живо изображая Самого Христа. К всенародному чтению его допускаются одни священный лица; когда оно читается - все внимают ему, как говорящему Христу: когда оно выносится из алтаря, - предшествуют ему зажженныя свечи. Выносится оно и полагается на аналог среди храма: тогда все присутствующие православные христиане благоговейно преклоняют пред ним колена, как пред словом Божиим, со страхом и любовию лобызают его. А в это время еретик, только что хвалившийся уважением своим к Священному Писанию, соблазняется на благоговение чад святой Церкви пред Евангелием, насмешливо называет их поклонение слову Божию идолопоклонством, поклонение бумаге, чернилам, переплету; несчастный слепец! он видит в этой книге только бумагу, чернила, переплет, - не видит Евангелия Христова. Всенародное чтение апостольских посланий совершается диаконами и чтецами; чтение прочаго священнаго писания совершается чтецами посреди храма. Церковныя же песнопения, сочиненныя святыми Отцами, содержат в себе полный курс догматическаго и нравственнаго богословия. Слава Богу, сохранившему Церковь Свою в чистоте и святыне! Слава святой Восточной Церкви, единой святой и истинной! Все предания, все обычаи ея святы, благоухают духовным помазанием! Да постыдятся все, противомудрствующие ей, все отделяющиеся от единения с нею. 
     Имейте благоговение к Священному Писанию, благоговение, должное для истиннаго сына истинной Церкви; имейте должную доверенность и благоговение к писаниям отеческим. Тот же самый Дух Божий, который действовал в пророках и апостолах, - действовал в святых учителях и пастырях церковных: свидетель этого догмата снятый апостол: «Положи Бог, говорит он, в Церкви первое апостолов, второе пророков, третие учителей» (1 Кор. 12, 28). 
     Сообразно словам апостола, словам священнаго Писания я указание Церкви - первое место в благочестивом чтении Нашем должны занимать писания апостолов. Между писаниями апостолов первое место занимает Евангелие. Чтоб чравильно понимать Новый Завет, читайте святых учителей Церковных, читайте и псалтырь и прочия книги Ветхаго навета. Очищайте себя евангельскими заповедями и благочестивыми подвигами. Сообразно чистоте души, является ей Бог, открывается ей Божие слово, для плотских очей чрикрытое непроницаемою завесою слова человеческаго.’’ 
ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ)
Письма к мирянам, Письмо № 230, О святоотеческих творениях и св. Писании

Как мы видим, подобные протестантские методики противоречат Православной традиции, и крайне вредны и бесполезны для православных христиан. Пусть каждый сам выбирает, что ему ближе…

P.S.  Священное Писание, вероятно, является вершиной церковного Предания, но высота, на которую возводят нас Писания, познается лишь благодаря той высокой горе, которую эта вершина увенчивает. Оторванная от контекста всего Предания, твердая скала Священного Писания превращается просто в глиняную массу, которой может быть придана любая форма в зависимости от желания того, кто за это берется. Нельзя говорить о почитании Священного Писания, если его неправильно используют или искажают, даже если это делается во имя возвышения его же авторитета. Мы обязаны читать Библию, это святое Слово Божие! Но для того чтобы понять, что оно хочет нам сказать, давайте смиренно сядем у ног святых, которые показали себя "делателями Слова, а не только слушателями" (Иак. 1:22) и доказали собственной жизнью, что они достойные толкователи Писания. Если же у нас возникают вопросы касательно писаний апостолов, то обратимся к тем, кто знал апостолов лично - к таким, как святые Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский. Давайте спросим у Церкви и не будем впадать в самообольщение и самообман. Джон Уайтфорд

Псевдоправославие

Previous post Next post
Up