Atlas Shrugged, как известно, вторая по популярности книга в США, вокруг нее существует могучий культ, последователи которого сходятся в одном - этот роман их полностью изменил.
Надо сказать, не без опаски приступил я к чтению - ридеру еле памяти хватило всю книжку уместить. Прочитав несколько сотен страниц я вдруг осознал, что читаю какую-то пародию, это не настоящий Атлас, какой-то fan fiction или просто spoof. Совершенно невозможно чтобы это беспомощное творение было лучшей книгой! Я скачал еще несколько копий и сравнил - оказалось что это действительно, настоящий Atlas Shrugged. Просто он так написан - ну не умела Айн писать, а может неродной язык ограничивал. Пришлось смириться и пропускать особо муторные места.
Собственно говоря, мало кто считает Атлас хорошей литературой, но почему-то обычно его называют плохой фантастикой. Я не согласен - Атлас это фантазийный женский любовный роман. Из биографии Айн я почерпнул, что по большей части ее окружали всякие жалкие гуманитарии, в жизни ничего не сделавшие руками, ее муж был никчемный актер, которого она содержала, а любовник - студент-психолог. Большую часть жизни она откровенно нуждалась, да и в общем-то особо богатой так и не стала. Атлас - это ее мечта, где все наоборот. Там она прекрасная и богатая Героиня, и ее любят сразу три Героя - и все они богатые технари (там есть еще четвертый Герой, но он по образованию не инженер, а философ, поэтому права любить Героиню не получил). Некоторые смеются над ее увлечением крупным бизнесом и тяжелой промышленностью, но это просто фантазия, максимально удаленная от реальности - что может быть большей противоположностью студенту-гуманитарию в затхлой нью-йоркской квартирке, чем крупный индустриалист, мчащийся на могучем паровозе по просторам прерий.
То, что я читаю фэнтэзи, позволило легко смириться с некоторой одномерностью героев и злодеев. Ну да, они все вырезаны из картона - черного и белого, но это такой жанр! Мы же не требуем разносторонности и глубины от образов Кащея Бессмертного и Василисы Премудрой.
Главная неудача автора - описание анархо-капиталистического рая. Она очень старалась, и даже отошла от принципов реализма - пришлось выдумать какие-то вечные двигатели, и своей же этики - честным предпринимателям пришлось грабить внешний мир, включая других честных предпринимателей. Но все равно вышла безжизненная мертвечина - мрачное место, какая-то смесь дома престарелых и тоталитарной секты, место без детей и веселья, где все развлечение - это слушать по кругу один и тот же концерт.
Ну ладно, в конце-концов этот роман читают не из-за сюжета, а из-за идей. Когда автор вывалила на меня идеи в первый раз - я удивился. Обычные правые идеи, довольно близкие мне по большей части. Работать надо хорошо, думать надо рационально, деньги получать не стыдно и все такое. Обычные идеи - можно их придерживаться, можно отрицать, но как они могут кого-то потрясти? Наверное, надо быть пожилым хиппи, проведшим всю жизнь собирая подаяние, чтобы мысль о том, что зарабатывать себе на жизнь - хорошо и правильно могла удивить. Дальнейшее чтение меня убедило в том, что книга написана для раскаявшихся хиппи - одни и те же идеи, к которым добавился слабый раствор Ницше, стали повторяться на каждой странице, видимо чтобы они точно застряли в мозгу, разрушенном наркотиками и восточными духовными практиками.
Тут надо сказать что автор освоила только один способ донести мысль до читателя - один из героев залезает на трибуну и выступает с речью (всегда практически одной и той же). Мыслей немного, а роман длинный, поэтому героям приходится выступать в совершенно неподобающих местах и время от времени читать лекции друг другу, несмотря на то, что оппонент три страницы назад уже высказывал абсолютно такие же мысли. В конце концов адресаты кончаются и автор начинает вводить второстепенных персонажей, вся задача которых - выслушать краткое введение в объективизм и исчезнуть. Но все померкло перед последней проповедью Героя-Мессии - сто страниц (не шучу!), где те же самые идеи повторяются раз за разом без каких-либо вариаций вообще.
И тут я понял - на первый взгляд, это выглядит очень странно, и даже комично, что философия, прославляющая индивидуализм и рациональное мышление вбивается в голову читателю в виде длинных, повторяющихся проповедей, не оставляющих никакого места для размышлений или хотя бы минимального несогласия - или ты принимаешь все до буквы, или ты животное, недостойное жизни. Ни один из положительных героев ни на йоту не отходит от канона объективизма, не ведет никаких дискуссий и даже приходит к правильной картине мира не путем рациональных размышлений, а только послушав Мессию.
Разгадка проста - я как тот герой анекдота, пришел на чужую лекцию. Айн Рэнд сделала большое дело - превратила право-капиталистические, технократические идеи в легкоусваиваемую псевдорелигию, типа Сайентологии или Харе Кришны, специально заточенную для подростков, с нужной долей "цинизма" и "я не такой как все, все против меня". Поэтому роман и состоит из проповедей - ожидаемая аудитория это как раз пресловутые "иррациональные мистики".
Эта "философия" прекрасна своей практической неприменимостью - даже сама Айн Рэнд быстро опустилась до ревности в духе самой отвратительной злодейки из Атласа, когда другой человек отказался жить для нее, и с огромной радостью участвовала в работе государственной цензуры, когда предоставился случай. Ну и мы все знаем про ее любимого ученика Алана Гринспэна, который в точности следовал экономическим воззрениям объективизма - ввел золотой стандарт и отказался регулировать экономику.
Эту книгу надо обязательно всем прочитать в 17 лет, как прививку, чтобы склонные к забиванию головы мусором, забили ее наименее вредным, основанным на полезных идеях, а не чайками бахов или еще чем похуже. Очень хорошо если тинейджеры будут подражать героям Атласа (похудеют и пойдут в университет учиться на инженеров).
Ну а любовь к большому бизнесу и вся эта патологическая чушь про отношения между людьми сама по себе уйдет после первого увольнения и естественных гормональных изменений.