Оригинал взят у
deadokey в
Усадьба УЗКОЕ, Москва (часть 2 из 4) Усадьбое Узкое - это Третьяковская галерея с санаторным лечением. Сразу же после войны в 1945 году пустующие стены главного дома Узкого украсили "трофейные" полотна западноевропейских мастеров XVII - XIX веков, происходящие из известнейших немецких музеев. В 1948 году, художественное собрание пополнилось за счет большой коллекции живописи, а также скульптуры, мебели, ваз, ковров и других раритетов, принадлежавших бывшему народовольцу, почетному академику Николаю Александровичу Морозову (1854-1946). Среди них были работы И.А.Айвазовского, В.Л.Боровиковского, И.Э.Грабаря, Б.М.Кустодиева, И.Е. и Ю.И.Репиных, Н.К.Рериха, А.А.Рылова, И.И.Шишкина и других художников XIX - 1-й половины XX веков. На заглавной фотографии картина Рундальцева М.В. "Итальянский юноша", 1908 год...
13 апреля 2013 г.
Усадьба
УЗКОЕ
Часть 2. Интерьеры главного дома усадьбы.
Стрешневы, Голицыны, Толстые, Трубецкие
М О С К В А
Усадьба УЗКОЕ. Часть 1. Прогулка в усадьбе Узкое.Усадьба УЗКОЕ. Часть 2. Интерьеры главного дома усадьбы.
Усадьба УЗКОЕ. Часть 3. Прогулка по усадебному парку Узкое.
Усадьба УЗКОЕ. Часть 4. Биллиардная, место смерти Владимира Соловьева.
Дом в Узком на сегодняшний день является одним из немногих деревянных зданий в черте Москвы, переживших 1812 г. Тогда он был ограблен французами. Оставленные или забытые ими в усадьбе ковер и подсвечник, впоследствии переделанный в лампу, долгое время сохранялись в Узком, как своеобразные реликвии Отечественной войны.
Никаких изображений или первоначальных чертежей господского дома в Узком не сохранилось. Серьезных натурных обследований и реставраций в доме не проводилось.
2.
3.
4.
Описи предметов, находившихся в основных жилых постройках Узкого, составленная в 1846 г., т.е. в период «александровской» реконструкции, позволяют достаточно четко уяснить предназначение имевшихся помещений. На месте нынешней Большой гостиной или залы в господском доме находилось тогда две: «гостиная в сад», выходившая на восточный фасад, и «гостиная к прудам», ориентированная на западный. Современная бильярдная уже тогда была кабинетом тогдашнего владельца сына П.А.Толстого - графа Владимира Петровича, рядом с ней были расположены спальня, уборная его жены графини С.В.Толстой и девичья (современные малая гостиная, библиотека и вестибюль). В южной части здания находились столовая и буфетная комнаты. Планировка второго этажа, в основном, повторяла нижний. Там также имелись «гостиная в сад «и «гостиная к прудам», кабинет графа, гардеробная графини и две находившиеся рядом с ними комнаты без определенного назначения.
В доме было много мебели красного дерева. В гостиной «с видом на пруды» стояли стол круглый раскладной красного дерева, диван большой красного дерева, два малых дивана, этажерка красного дерева, шесть стульев, две табуретки, тумба для лампы. Вся мебель была обита розовым ситцем. В «гостиной в сад» находились стол круглый красного дерева, обитый сукном, стол овальный красного дерева, два стола ломберных красного дерева, два дивана, стул с высокой спинкой, два плетеных стула, два кресла красного дерева, две тумбы красного дерева, два зеркала в рамах красного дерева, вся мебель была обита «розовым с цветами ситцем». На окнах «с видом в сад» - ситцевые занавески с кисеей.
В двух гостиных размещенных на верхнем этаже («в сад» и «к прудам») имелась мебель: три шкафа библиотечных с книгами, стол овальный большой красного дерева, обитый сукном, горка, кушетка красного дерева, обитая холстиной, четыре кресла ясеневых, обитых красным ситцем, три кресла ясеневых, обитых светлой материей, стул ясеневый и восемь бюстов столик, диван широкий красного дерева, обитый полосатой материей, конторка красного дерева, и еще две березовые, угольник. По стенам висели картины и портреты, очевидно, фамильные. В кабинете В.П.Толстого согласно описи значится портрет некоего «графа В.В.», видимо, это отец его жены, герой Отечественной войны 1812 г. В.В.Орлов-Денисов.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Кабинет П.Н.Толстого на первом этаже северного флигеля имел достаточно скромную обстановку, в которой, однако, можно было удобно работать. На столе стояла чернильница (их не было больше ни в одном помещении) - графу приходилось достаточно много писать. Помимо обыкновенных по тому времени вещей в кабинете находились барометр и ящик с инструментами. На стене висели икона Богородицы и «картина цветком», выдававшая основное увлечение хозяина Узкого. После смерти П.А.Толстого, скончавшегося в 1844 г., в северном флигеле некоторое время в прежнем виде сохранялся его кабинет, со всеми вещами. Он был еще цел в 1846 г., очевидно, потому что для нового хозяина усадьбы его В.П.Толстого имел мемориальную ценность.
Кабинет самого В.П.Толстого в северном флигеле был размещен на втором этаже. Его украшали 18 картин. Рядом с кабинетом также находились гостиная, спальня, уборная графини - жены В.П.Толстого и девичья. Другая гостиная располагалась на первом этаже. В ней находились два больших зеркала в деревянных рамах и 13 картин, а также икона Митрофания Воронежского, канонизированного в 1832 г. Рядом с гостиной находилась буфетная и две комнаты без названия. Дублируемость помещений в обоих зданиях свидетельствует о том, что Узкое уже достаточно давно было рассчитано на две семьи: П.А.Толстого и его сына Владимира Петровича. Кроме того, в северном флигеле усадьбы жил статский советник Иван Михайлович Ираклионов со своей женой. На время своих длительных отлучек из Москвы В.П.Толстой оставлял И.М.Ираклионова за себя, а «средний дом» пустовал в ожидании хозяина.
12.
13.
Сразу же после войны пустующие стены большой гостиной и столовой главного дома Узкого украсили полотна западноевропейских мастеров XVII - XIX веков, происходящие из известнейших немецких музеев. По сообщению агентства АДН (ФРГ), в победном 1945 году в нашу страну из хранилищ побежденной Германии было вывезено более двух тысяч картин и пять тысяч других произведений искусства, а также тысячи листов графики, двадцать три тысячи старинных монет, двадцать тысяч книг.Тогда вывоз трофейных ценностей не казался победителям чем-то из ряда вон выходящим. Еще слишком свежи были раны, нанесенные войной.
Относительная немногочисленность "трофейных" полотен, попавших в Узкое, преимущественно большие их размеры, происхождение, временной и стилевой разнобой позволяют сделать вывод о случайности их подборки. По-видимому, эти картины являются частями больших собраний, которые были переданы Академии наук. А в Узком, в основном, оказались лишь те работы, которые из-за значительных габаритов было бы затруднительно разместить в небольших помещениях, либо те, которые не соответствовали тогдашним представлениям о нравственности, вроде картины итальянца Микеле Рокка (ок. 1670-1751) "Венера и Амур", сюжетной основой которой послужил античный миф о рождении красной розы. Картина Рокка, украшающая ныне большую гостиную, как и основная часть работ с "немецкой судьбой", была вывезена из Потсдама. Они находились во всемирно известном Сан-Суси и расположенном недалеко от него Новом дворце.
Наиболее ранняя по времени создания "потсдамская" работа, оказавшаяся в Узком - "Давид и Авигея", украшающая большую гостиную. Она принадлежит кисти одного из лучших рубенсовских учеников и последователей, фламандца Абрахама ван Дипенбека (1596-1675). В основу произведения лег библейский сюжет - прекрасная Авигея, жена грубого и своенравного богача Навала, чтобы умилостивить израильского царя Давида, собиравшегося наказать ее мужа за оскорбление, приносит провизию для царского войска. Впоследствии Авигея стала женой Давида, пленившегося ее красотой.
Живописец саксонского курфюрста Августа II - Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих (Дитриц, 1712-1774), бывший мастером имитации, представлен в Узком сразу двумя произведениями, которые также находятся в большой гостиной. Оба они имеют одно и то же название - "Общество в парке" (1738) и являются хорошими образцами стиля рококо. На одной из картин изображена и характерная парковая аллегория смерти со всеми ее атрибутами. Отсюда ее второе название: "И в веселье следует помнить о смерти".
К 1850 году относится создание картины Людвига Фогеля "Итальянские пифферари" (музыканты), которая находится в гостиной. Это жанровая уличная сценка, подобные которой впоследствии так старательно выписывали наши отечественные передвижники, зачастую копируя немецких мастеров - своих учителей.
Полотно другого художника XIX века - Карла Людвига (1839-1901) "Римская военная дорога в Альпах" (1890), образец исторического жанра, ныне украшает санаторную столовую. На фоне красивого горного пейзажа движется отряд римских легионеров. На него смотрят старик, девушка и мальчик, помещенные на переднем плане картины.
В большой гостиной Узкого находится и полотно работы придворного живописца Августина Тервестена-старшего (1649-1711) "Искусство под руководством Мудрости (Минервы) изображает Красоту (Венеру)" (1689), происходящее из бывшего королевского замка Шарлоттенбург, называющегося так по имени курфюрстины Софии - Шарлотты. Это произведение покинуло место своего пребывания в один из первых послевоенных месяцев, поскольку позже Шарлоттенбург отошел в американский сектор оккупации и до воссоединения Германии входил в состав Западного Берлина. Судьба этой работы свидетельствует, что вывоз наиболее ценного из Германии начался сразу же по окончании военных действий.
Перечень "трофейных" работ, находящихся в Узком, не исчерпывается этими произведениями. По всей вероятности, к ним можно отнести еще часть живописи, находящейся в других помещениях санатория, в том числе картины, украшающие малую гостиную. Авторы двух из них - портрета дамы в тюрбане, работы итальянской школы конца XVIII века, и гитариста - немецкой школы второй половины XVIII века - неизвестны. Третья же картина - историческое полотно английского живописца Вильгельма Хендрика Шмидта (1809-1849) "Прощание английского короля Карла I с семьей накануне казни", очень редкое по своей тематике. Особенно выразительны фигуры самого короля и его детей - дочери и сына (будущего Карла II). Рядом с ними стоит священник. В открытой двери видны фигуры стражников, ожидающих короля, чтобы вести его на эшафот.
Безусловно, "трофейным" нужно считать и "Итальянский пейзаж" 1892 года, находящийся в темном углу малой столовой (помещении, смежном с большой столовой). Его автор, профессор Берлинской Академии художеств Альберт Хертель (1843-?), был одним из лучших колористов берлинской школы. Подобные виды южных стран с тонким пониманием передачи характера и впечатления от природы были наиболее известным его "амплуа".
14. В.Л.Боровиковский. "Портрет неизвестной дамы".
15.
16.
17. Столовая.
18. Сосиски, гречка, капуста, каша, колбаса, масло, запеканка.
19. Вход в погреб.
20. Второй этаж санатория. В каждой комнате висят разные картины.
21.
22.
Приведение в порядок интерьеров закономерно обусловило повышение статуса "Узкого". Уже в 1947 году находившийся в усадьбе дом отдыха был переведен на положение санатория и остается в таком качестве вплоть до сегодняшнего дня. В следующем, 1948 году, художественное собрание существенно пополнилось за счет большой коллекции живописи, а также скульптуры, мебели, ваз, ковров и других раритетов, принадлежавших бывшему народовольцу, почетному академику Николаю Александровичу Морозову (1854-1946), знаменитому своим долголетним заключением в Шлиссельбургской крепости (1882-1905). Ему принадлежали работы: И.А.Айвазовского, нобелевского лауреата Л.С.Бакста, В.Л.Боровиковского, В.К.Бя-лыницкого-Бирули, А.Ф.Гауша, А.Я.Головина, И.Э.Грабаря, Г.И.Гуркина (Чорос-Гуркина) - национального живописца Алтая, Н.Зарубина, А.А.Кайгородова, Б.М.Кустодиева, Л.Ф.Лагорио, А.Б.Лаховского, Я.Леснера, Г.Лесовика, М.В. Нестерова, Н.А.Околовича, А.П.Остроумовой-Лебедевой, И.Е. и Ю.И.Репиных, Н.К.Рериха, М.В.Рундальцева, А.А.Рылова, А.П.Рябушкина, М. И.Соломонова, П.Спесивцева, М.А.Федоровой, Н.А.Чахрова, И.И.Шишкина, В.Ф.Штейн и других художников XIX - 1-й половины XX веков. Таким блестящим созвездием имен гордился бы любой художественный музей, даже Третьяковская галерея. Н.А.Морозову принадлежало и несколько произведений неизвестных художников, в том числе картина "Рождество Христово" генуэзской школы XVII века.
В его коллекции сохранились работы, которые по причинам политического характера могли бы не уцелеть в государственных хранилищах. В первую очередь, это картина ученика И.И. Шишкина Григория Ивановича Гуркина (1870-1937) "Озеро горных духов" (ее еще называют "Алтай") (1915), находящаяся на втором этаже перехода, соединяющего главный дом "Узкого" с южным флигелем. По легенде, в этом озере, находящемся в Алтайских горах, обитают злые духи, жестоко расправлявшиеся со всеми, кто пытался их увидеть. На самом же деле смельчаки, стремившиеся подойти к озеру поближе, гибли от исходящих из него ртутных испарений.
23. Переход во флигель.
24. Ледник, 1780-е годы.
Все имущество Н.А.Морозова было завещано его супругой и наследницей, Ксенией Алексеевной (1880-1948), Академии наук. По решению тогдашнего Президента Академии Сергея Ивановича Вавилова оно было распределено следующим образом: художественное собрание было передано в Узкое, 22 рукописи и документы поступили на хранение в Архив Академии, где находятся вплоть до настоящего времени. Распространено мнение, что Н.А.Морозов завещал свое собрание именно санаторию. Однако ни в одном из его завещаний Узкое не упомянуто, а единственной наследницей объявлена жена.
В 1955 году консультант Президиума Академии наук Николай Павлович Пахомов (1890-1978), в свое время участвовавший в составлении описи имущества Н.А.Морозова в квартире на Большой Калужской улице, составил экспозиционный план размещения памятников искусства - картин и мебели в основных помещениях санатория: малой гостиной, бильярдной и вестибюле. Его предложения были без каких-либо возражений одобрены заведующим сектором живописи Института истории искусств АН СССР (ныне ВНИИ искусствознания) членом-корреспондентом Виктором Никитичем Лазаревым (1897-1976), одним из крупнейших отечественных коллекционеров.
Немедленно началась реализация экспозиционного плана. В соответствии с ним наиболее интересная часть мебели сосредотачивалась в малой гостиной. Вдоль стен до сих пор стоят столы, диваны, кресла, тумбочка для часов и шифоньер из красного дерева со множеством выдвижных ящиков, выполненный в последней четверти XVIII века. Картины, размещавшиеся в этом помещении, это в основном наиболее старая часть собрания Н.А.Морозова - "Портрет графини Елены Ивановны Сивере" работы В.Л.Боровиковского (1802), пейзажи молодого И.А.Айвазовского, И.И.Шишкина и неизвестных художников. Здесь же находятся три "трофейные" картины западноевропейских школ - В.Х.Шмидта и других мастеров (в экспозиционном плане все они ошибочно отнесены к собранию Н.А.Морозова). Два пейзажа А.А.Рылова, помещенные в вестибюле дома, были предназначены стать как бы связующим звеном между малой гостиной и бильярдной - бывшим кабинетом, где умер В.С.Соловьев. Один из них впоследствии был заменен картиной Л.С.Бакста "Березы" ("Стволы берез", 1903).
В бильярдной, с того времени получившей еще одно название - "Морозовская гостиная" - размещено много работ А.П.Остроумовой-Лебедевой, дружившей с четой Морозовых. Это их портреты, виды Борка, портрет актрисы Ольги Никандровны Каратыгиной (1909) - супруги композитора и музыкального критика Вячеслава Гавриловича Каратыгина и т.д. Здесь же на стенах висят три картины Б.М.Кустодиева, выдержанные в его характерной лубочной манере - "На Воробьевых горах" (1919), "Масленица" (1929) и "На Волге" (1922), два эскиза театральных декораций А.Я.Головина, акварель Альберта Николаевича Бенуа, пейзажи Л.С.Бакста "На набережной Невы", И.Э.Грабаря "Пейзаж с коровами" (написана в 1921 году в бывшей подмосковной усадьбе Апраксиных - Ольгово), Н.Зарубина "Осеннее время в Нормандии" (1913) и декорация к пьесе Метерлинка "Принцесса Мален" работы Н.К.Рериха (1912-1913), а также некоторые другие произведения.
Именно созданная Н.П.Пахомовым экспозиция побудила поэта Б.Л.Пастернака, отдыхавшего в Узком в 1957 году вместе со своей подругой О.В.Ивинской, назвать усадьбу "домом невиданной красы".
25. Гуркин Г.И. (ученик Шишкина И.И.) "Алтай", Россия, 1916 год.
26.
27.
Экспозиция по своему типу относится к ансамблевым, то есть воссоздающим или реконструирующим интерьеры. Она выполнена с учетом визуального восприятия предметов, временных и стилевых особенностей произведений и функций самого здания. Произведения искусства из Борка, попав в привычную для них временную и стилевую среду, создают иллюзию подлинной исторической обстановки главного усадебного дома. Как правило, именно в таком качестве их и воспринимают те, кому случается побывать в Узком в роли отдыхающего или просто посетителя, гостя. Таким образом, у экспозиции есть зрители, имеется даже импровизированное описание части собрания (в его роли выступает статья Н.П.Пахомова "Дар шлиссельбуржца", находящаяся на стене в бильярдной с 1969 года по инициативе Владимира Борисовича Бирюкова - родственника Н.А.Морозова и сотрудника музея, устроенного в Борке). Основы "пахомовской экспозиции" сохраняются и в настоящее время.
Не вошедшие в экспозицию картины, мебель, предметы быта рассредоточены по отдельным помещениям. Некоторые размещены в служебных комнатах и номерах отдыхающих, что, конечно, затрудняет знакомство с этой частью собрания. Несмотря на довольно благоприятные условия хранения, не все художественные ценности, находившиеся в усадьбе, сохранились. Уже 20 ноября 1948 года списали по акту две фарфоровые вазы с видами, датируемые 1-й половиной XIX века, которые ранее принадлежали Н.А. и К.А.Морозовым. Воможно, они разбились во время транспортировки собрания в Узкое.
28.
29.
30.
31.
32.
До 1957 года была списана принадлежавшая Н.А.Морозову картина художника Г.Лесовика с видом церкви в Борке, оцененная по тогдашним меркам всего в 200 рублей. В то же время сгорели принадлежавшие санаторию "Узкое" работы советских художников - Герасимова и Фадеева "Полевые цветы" и "Сирень". Исчезли две картины В.В.Мешкова - "Возвращение рыбаков" и "Весна". Этот грустный мартиролог можно продолжить …
В 1986 году из бильярдной была похищена небольшая акварель А.Н.Бенуа "Река" (1909). Уцелела парная ей работа "Закат". 1993 год ознаменовался исчезновением сразу двух произведений: преступники забрали из малой гостиной картины - овальную - "Морская гавань" работы неизвестного художника XIX века и "Морской вид со шхуной" кисти И.А.Айвазовского (1857). Последняя всегда очень импонировала Н.А.Морозову. "Особенно мне нравилась висевшая на площадке лестницы, ведущей наверх, картина Айвазовского, представлявшая море с утесистым берегом вдали, а около берега - корабль, убравший все свои паруса, готовясь к буре", - писал он из Шлиссельбурга своей племяннице Нине в августе 1900 года, вспоминая родной Борок.
Во избежание дальнейших утрат из малой гостиной были убраны жирандоли с хрусталем, так как отдыхающие полюбили разбирать на сувениры в память об Узком старинные хрустальные подвески.
Последняя по времени кража произошла в 1995 году. Из той же многострадальной малой гостиной похитили пейзаж И.И.Шишкина "Лесное озеро" (1872). После этого уцелевшие работы И.А.Айвазовского "Вид Константинополя" (1854), И.И.Шишкина "Березовый лес" и неизвестного художника "На баркасе" были убраны во избежание дальнейших краж.
33.
34.
35.
За время существования экспозиции в ней произошли определенные изменения. Некоторые вещи поменяли свои места благодаря сотрудникам санатория, которые по своему разумению внесли коррективы в работу специалиста высочайшего класса, каким был Н.П.Пахомов. Так, находившиеся в малой гостиной этюд А.П.Рябушкина "Боярин" и бюст Н.А.Морозова работы скульптора Н.Конгисера были впоследствии помещены в бильярдную. Зато освободившееся место было занято портретом Ленина - карандашным рисунком работы Сергея Соколова, выполненным в 1952 году (он убран в 1994 году). Это было самое дорогостоящее произведение Узкого, оцененное в девять тысяч рублей по ценам 1957 года, то есть значительно дороже произведений классических русских художников. Для сравнения - "Портрет графини Е.И.Сиверс", выполненный В.Л.Боровиковским, был оценен в пять тысяч рублей. В бильярдную поместили карандашный рисунок работы И.Е.Репина, изображающий вице-президента Академии художеств графа Ивана Ивановича Толстого. Были произведены и некоторые другие изменения в экспозиции. Часть их была обусловлена последствиями пожара 1969 года, возникшего на втором этаже главного дома усадьбы и, к счастью, быстро ликвидированного.
Поскольку художественное собрание Узкого не имеет какого-либо особого статуса, закреплявшего бы его неделимость, бичом этого историко-культурного комплекса стала передача ценностей различным организациям с баланса на баланс. Государственному Русскому музею была передана бронзовая скульптурная группа "Дети Трубецкие" работы Паоло Трубецкого. Хрустальная с бронзой люстра на шесть свечей времен Павла I и портрет Н.А.Морозова, выполненный в 1906 году учеником И.Е.Репина - Н.А.Чахровым, были переданы в Президиум Академии наук. (Портрет был впоследствии оттуда похищен). Некоторые вещи были распределены в фонды Дома-музея Н.А.Морозова в Борке, ныне находящегося в ведении Института биологии внутренних вод РАН. Он был организован в 1946 году в том самом флигеле, где было суждено родиться и умереть ученому-шлиссельбуржцу. Четыре помещения - гостиная, комната самого Н.А.Морозова, столовая и летний кабинет-библиотека с пятью тысячами книг сохраняются как мемориальные. Из Узкого в Борок для музея вывезены рояль фирмы "Ратке", каминное зеркало, платяной шкаф красного дерева, китайская ширма с вышивкой, чайный столик, небольшой старинный комод, находившийся рядом со своим владельцем во время его последнего заключения в 1912-1913 годах в Двинской крепости за публикацию сборника стихов "Звездные песни" (М., 1910), а также кое-какая живопись, в том числе четыре портрета Щепочкиных - деда - Алексея Петровича, бывшего Мологским уездным предводителем дворянства (в этом уезде и находился Борок), и бабки Веры Егоровны (по два изображения каждого из этих лиц). Оба они умерли в один день. Эту чету Щепочкиных убили собственные дворовые люди, взорвавшие бочку с порохом под полом барской опочивальни в Борке.
36.
37.
38.
В 1987 году старинный буфет, находившийся в столовой санатория, был передан Центральному музею музыкальной культуры им. М. И. Глинки и ныне украшает собою экспозицию его филиала - музея Ф.И.Шаляпина. Буфет действительно принадлежал великому певцу. Он был передан в Узкое его дочерью Ириной Федоровной Шаляпиной.
Утраты художественных ценностей из Узкого наглядно показывают необходимость научного изучения всего имеющегося собрания и издания по его результатам альбома-каталога. Безусловно, это открыло бы новые, ныне неизвестные страницы истории отечественной и западноевропейской живописи, ознакомило бы с собранием самые широкие читательские круги и прекратило бы заказные кражи.
39.
40.
41.
42. Неизвестный художник "Портрет дамы". Западная Европа, XIX век.
43. Неизвестный художник "Гитарист". Западная Европа, 1-ая половина XIX века.
44. Айвазовский И.К. "Корабль", Россия, 1857 г.
Ссылки
Источник: Коробко М.Ю. Господский дом подмосковной усадьбы Трубецких Узкое: новые исследования и документы// Провинциальные дворянские усадьбы: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей. По итогам Всероссийской научной конференции Тверь - Торжок, 10-12 июня 2010 года. Тверь, 2010. С. 190-208. Коробко М.Ю. Усадьба Узкое: историко-культурный комплекс XVII-ХХ веков. Глава II. Санаторий Академии наук. Продолжение в следующей части...
Спасибо, есть что добавить?