Ю.И. Чувашев
«Жупел» станковизма или В чем нас обвиняют?
С некоторых пор на заседаниях Ученого совета МГУП и на собраниях администрация университета, члены Попечительского совета, кое-кто из наших коллег по ФГИ, касаясь системы обучения студентов на кафедре Рисунка и живописи (по-видимому, увлекшись борьбой) стали выдвигать в качестве самого неотразимого и бесспорного аргумента утверждение, что названная кафедра ставит своей целью подготовку художников-станковистов: живописцев и графиков. Цитаты: «Мы не позволим превратить факультет в рассадник станковизма…» «Они требуют открыть отдельную мастерскую станковой графики (это на факультете, дающем квалификацию оформления печатной продукции!)», а также совсем комичные утверждения, что кафедра РиЖ выдвигает требования «...в недрах отраслевого специализированного вуза осуществлять выпуск живописцев, развивать школу живописи». И тому подобное. Последняя фраза принадлежит уважаемому председателю Попечительского совета МГУП С.А. Кондратову. Что тут можно сказать? Во-первых, у нас давно уже не отраслевой вуз, а университет, во-вторых, откуда возникла фантазия на тему «школа живописи» - неизвестно. Кажется, эта загадка не под силу даже Шерлоку Холмсу. Вместе с тем, напрашивается предположение, что неспроста столь упорно и часто выдвигаются обвинения в уклоне кафедры в сторону «станковизма». Похоже, этому тезису, посредством многочисленных повторов пытаются придать значение бесспорного, реально существующего факта.
Для начала - не вижу смысла признавать существование этого факта или открещиваться от него. Давайте попробуем разобраться, какой смысл скрывается за терминами «станковый», «станковизм», какой непростительный грех инкриминируется кафедре РиЖ, а также - и это очень важно - как к этому вопросу относились наши выдающиеся предшественники - создатели школы?
Известно, что изобразительное искусство подразделяется на две разновидности, генетически связанные между собою: искусство станковое и искусство прикладное. Искусство станковое (от слова «станок», «мольберт») возникло в эпоху Возрождения. Синонимами термина «станковое искусство» являются выражения: «высокое искусство», «чистое искусство», «гранд-арт», просто слово «Искусство» с большой буквы и т.п. Ничего предосудительного не наблюдается. Но попробуем представить себе фразу: «Мы не позволим превратить факультет в рассадник высокого искусства» - звучит интересно и недвусмысленно.
Все стены знаменитых мировых музеев, таких как Эрмитаж, Лувр, Третьяковка, Уффици и другие заполнены произведениями станкового искусства. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Сезанн, Матисс, Пикассо, Суриков, Серов, Левитан и множество других великих художников - станковисты.
Однако, обратимся к нашей традиции. В. Фаворский выполнял целые серии станковых гравюр, рисованных портретов, других произведений станковой графики. А. Гончаров всю жизнь занимался станковой живописью. Называл себя в шутку «воскресным художником» - писал в выходные дни; А. Васнецов - монументалист, прикладник и известен среди специалистов своей станковой живописью ничуть не меньше, чем монументальной. М.Митурич - замечательный книжный иллюстратор, не менее половины своего времени отдавал станковым формам живописи и графики. Выпускники факультета давних лет - В. Горяев, Ю.Копейко, Г. Маковеева, многие другие, создавшие наряду с вышеупомянутыми мастерами золотой фонд отечественной книжной иллюстрации выступали и выступают в качестве станковистов - графиков и живописцев. Вместе с тем, А.Бородин, выпускник факультета, является сегодня одним из самых знаменитых станковых графиков страны. Выше были названы имена только академиков, и то далеко не всех, окончивших наш факультет. Можно привести очень длинный ряд имен замечательных художников книги, в том числе и дизайнеров, не чурающихся станковых форм графики и живописи в своем творчестве. Узкая специализация - скорее редкое исключение, чем правило. Тому есть причины. Станковое искусство своего рода экспериментальная лаборатория, камертон, посредством которого каждый художник стремится проверить свое творчество, поскольку станковое искусство исторически вбирало в себя и порождало самые передовые и глубокие художественно-пластические идеи своего времени.
Один любопытный пример. 1924 год, ВХУТЕМАС. Три студента полиграфического факультета - так тогда именовался наш факультет - Андрей Гончаров, Александр Дейнека и Юрий Пименов организуют «Объединение трех», названное в афише «Группа полиграфического искусства», выставляют станковые картины. В 1925 году эти студенты вместе с другими молодыми художниками учреждают знаменитое объединение ОСТ - Общество станковистов, участвуют живописными произведениями и графикой на всех его выставках. Сейчас их полотна, выполненные еще в студенческую пору, входят в постоянные экспозиции Третьяковки и многих других музеев. Это не мешало им активнейшим образом заниматься оформлением книг, журналов, выполнением плакатов и другой печатной продукции, напротив, придавало их творчеству особый масштаб. Все трое, наряду с многими своими сверстниками - классики отечественного искусства 20 века.
Как к их деятельности относились педагоги, и, в частности, ректор ВХУТЕМАСА, В.А. Фаворский? Они приветствовали движение своих учеников, ряд педагогов участвовал в выставках ОСТа, некоторые, например, Д. Штеренберг, вступили в это общество. Вот так.
А сейчас - о кафедре Рисунка и живописи. Вся ее деятельность строго регламентируется существующим учебным планом, и рабочими программами по дисциплинам кафедры (в рамках Госстандарта), в которых для заданий станкового характера, к сожалению, не остается времени. Ни одного подобного задания не существует. Что касается мастерской станковой графики, выполняемой в технике эстампа, то об этом пока приходится только мечтать. За последние шесть лет нам удалось осуществить всего один-единственный проект в этой области. Речь идет о серии станковых литографий «Пушкиногорье» (20 листов) с участием семи студентов. Это была вторая часть их дипломной работы. Опять же вопрос оппонентам: а что, станковая литография не является печатной продукцией?
Этого проекта не было и нет в программах, и он состоялся лишь благодаря энтузиазму профессоров Б.А Диодорова, Н.Л. Воронкова и автора этих строк. На его исполнение потребовалось два года. Когда проект был завершен, он получил высокую оценку как со стороны руководства МГУП, так и со стороны художественной общественности. Что же случилось сейчас - атакуете нас за станковизм, который нам, к тому же, просто недоступен? Где предмет нападения, к чему относятся негодующие восклицания по поводу угрожающего факультету зла - «станковизма»? Да ни к чему, к пустоте. Просто очень хочется…
Потрудитесь, господа взволнованные критики, внимательно прочитать программы по дисциплинам кафедры; программы эти неукоснительно соблюдаются всеми членами кафедры. Вы убедитесь, что для ваших хлестких, но бессмысленных тирад нет никаких зацепок, не то что поводов. Все ваши страшилки - для хоть какого-то зыбкого оправдания ваших атак на кафедру РиЖ. А сопутствующие страшилкам «аргументы» лишь выразительно говорят об уровне ваших знаний и культуры - и соответствующей им художественной невосприимчивости.
Click to view