В Русской православной церкви слово "инок" часто используется в очень узком смысле: как определенная ступень в "карьерной лестнице" монахов.
Но у этого слова может быть и более широкое значение - это человек, ведущий "иной" образ жизни. Иной, в смысле, не такой как обычно. Под обычной жизнью я сейчас понимаю жизнь "во имя мiра сего".
И как мне кажется, дело тут вовсе не в черном длинном одеянии, длинной бороде и монастырской прописке. Можно стать монахом, оставаясь при этом мiрским по сути человеком, а можно стать подлинным "иноком", будучи формальным мирянином. Ведь "иноком" любой христианин должен быть просто по определению. Разве может в этом умирающем мiре иначе вести себя человек, надеющийся стать гражданином Совсем Другого Царства?
Ненависти и злобы у настоящего христианина-инока не должно быть ни к этому умирающему мiру, ни к своим братьям по плоти, которые предпочитают краткосрочные радости земной жизни Небесному Царству, отказывающиеся, подобно ветхозаветному Исаву от первородства за чечевичную похлебку,
Никакой ненависти, скорее - грусть. сожаление и сочувствие. И готовоность принять в свои ряды брата, понявшего наконец, что к чему и "протрезвевшего".
Ведь опьянеть можно не только от вина. Можно опьянеть и от молодости, от здоровья. Но как и при алкогольное опьянении неизбежно наступит похмелье - старость, болезни, смерть.
Поэтому для инока вполне естественным является желание - дистанцироваться от этого пиршества. Христианин-инок всегда помнит, что это - "страна чужая", где запросто можно напиться и отстать от своего корабля, как моряку в чужом порту.
Программа-максимум поведения христианина в "чужой стране" должна была бы быть явлена в виде жизни монашеской. Насколько монашество сегодняшнее выполняет эту задачу - судить не возьмусь Потому, что судить нам не положено. Христос не велел. Поэтому, отказ от вынесения суждений о том, как Небесный Доктор работает с другими "пациентами", является как раз показателем того, что человек пошел на поправку и стал "христианином" в чуть большей степени, чем раньше.
Не будем судить. Просто предлагаю ознакомится с тем, что, по мнению классика, должно являться добродетелями подлинного инока:
"Презрение к видимому.
Нестяжательность,
Небрежение о плоти,
Пост,
Безмолвие,
Благочиние чувств,
Охрана зрения,
Отсечение распри о чем-либо в веке сем,
Краткость в словах,
Чистота от злопамятства,
Рассудительная простота,
Незлобие и простосердечие.
Признание настоящей жизни пустой и суетной и близости жизни истинной и духовной.
Не быть знаемым или осуждаемым от людей.
Не связывать себя дружбой или единением с каким-либо человеком.
Место жительства иметь безмолвное.
Убегать всегда от людей.
Пребывать в молитве и чтениях.
Не любить почестей.
Не радоваться подаркам.
Не привязываться к жизни сей.
Мужественно переносить искушения.
Свобода от мирских желаний.
Свобода от разведывания и памятования о мирских делах.
Заботиться и размышлять всегда об одной истинной стране.
День и ночь непрестанно проливать слезы.
Хранить целомудрие.
Быть чистым от чревоугодия.
Вот, говоря кратко, добродетели инока, свидетельствующие ему о совершенном омертвении его для мира и о близости к Богу.
Посему во всякое время должно нам заботиться о сих добродетелях и приобретать их. Если же кто скажет: какая нужда определять их в частности, а не сказать о них вообще и коротко? - то отвечаю: сие необходимо, чтобы, когда радеющий о жизни своей взыщет в душе своей какой-либо из сказанных добродетелей и найдет себя скудным в чем-либо из перечисленного, познал он из этого недостаток свой в какой-либо добродетели и описание сие служило для него в виде напоминания. Но когда приобретет в себе все здесь определенное, тогда дано ему будет ведение и о прочем, не упомянутом мною. И будет он для святых человеков виновником славословия Богу. И здесь еще, до исшествия своего из жизни, уготовит душе своей место упокоения. Богу же нашему да будет слава во веки! Аминь."
Исаак Сирин "Слова подвижнические" .выборка из Слова.63: "И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение." (Матф.19:16-22)
"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". (Матф.10:37-39)
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко." (Матф.11:28-30)