Знание математики на уровне от квадратных уравнений и выше не нужно в реальной жизни 99.9% людей. Детей в школах следует учить мыслить абстрактно в заданной системе правил. Математика для этой цели вполне подходит.
Экзамен должен быть единым для всех. Справедливость важнее.
А если какая система и глубоко больна, то это советская система устных экзаменов в вузах.
Детей в школах следует учить мыслить абстрактно в заданной системе правил. Математика для этой цели вполне подходит. Шахматы для этой цели подходят гораздо больше. Вообще, ваша мысль присуща всем людям с хорошим математическом образованием, не применяющим математику в работе. На вопрос "зачем же вы это всё изучали" они отвечают "мы учились абстрактно мыслить". На самом деле математика содержит идеи, которые важны и как культурное явление. Слово "вероятность", скажем, в жизни употребляет гораздо больше человек, чем тех, кто действительно понимает, что это такое. Но эти-то идеи из школьной программы и исключены!
Про "справедливость важнее": максимизирующим справедливость решением является разогнать школы вообще и никого ничему не учить. Пусть учатся дома. А то у кого-то учитель хороший, а у другого плохой - несправедливо. К тому же мне вообще неочевидно, что стандартизация - единственный способ обеспечить справедливость.
Советская система была больна другой болезнью. Я и не говорю, что она лучше. Обе хуже.
Шахматы подходят меньше по ряду причин - не хочу вдаваться в подробности. Вы правы в том, что математика содержит идеи, которые важны и как культурное явление. Но в существующей системе невозможно донести эти идеи до всех. Поэтому общие оценки не должны быть с этим связаны. Есть достаточно спецшкол, ученики которых, посмеиваясь, сдают общие экзамены, а сами учат более продвинутый материал. В принципе, будет замечательно, если все школы станут такими. И надо как-то к этому стремиться. Но пока этого нет.
Задача, на мой взгляд, не максимизировать справедливость, а минимизировать несправедливость, не снижая качества образования. С точки зрения математики, единый экзамен выполняет эту задачу: он не отражается на спецшколах - главных поставщиках кадров для факультетов математики, но уравнивает проверку для всех остальных.
Экзамен должен быть единым для всех. Справедливость важнее.
Абстрактная идея всеобщей справедливости конечно очень привлекательна, но столь же близка к реальности как и сферический конь в вакууме. Нельзя с помощью одного и того же экзамена осуществлять набор на мат-мех и решать можно ли выдать аттестат прожженному гуманитарию. Единый экзамен не приспособлен ни к тому, ни к другому.
Нестандартный экзамен может быть только устным. И у него должны быть нестандартные критерии оценки. В общем, получается, как в старом анекдоте - "а зачем нам неудачники?" Хотя в целом всё, что ты пишешь, верно и правильно.
А, ну или он ещё больше будет похож на тот анекдот. Потому что для любого фиксированного набора нестандартных заданий есть вероятность того, что человек, отлично понимающий предмет, с ним не сконтачит. Единственным выходом, по-видимому, может быть адаптивный набор заданий. Иначе говоря, набор заданий, выдаваемый живым экзаменатором в реальном времени. Вот тут действительно появляется возможность объективной оценки.
Не понимаю, как ты себе это представляешь. Человеку дают задачу, он ее не может решить, тогда экзаменатор эму дает подсказку/другую задачу? Прекрасное средство обеспечения прозрачности, антикоррупционости и равных возможностей ;). И я не вижу, как это решает проблему возможного "неконтакта".
Вот, навскидку, форма письменного эказмена, которая мне нравится: в экзамене 4 сюжета, в сюжете несколько заданий на похожую тематику разной сложности, в зачет идут любые 2 сюжета. В таком случае составитель вполне может себе позволить включать нестандартные задачи и даже сюжеты.
Такой экзамен должен быть одинаковый на всю страну и доступен для сдачи всем желающим. Ну, как ЕГЭ. Пойнт в том, что должен быть изобретен формат, кототрый позволил бы отказаться от принципа "мы учим в школе от сих до сих и не спрашиваем на экзамене задачи, не аналогичные разобранным в классе".
Я довольно неплохо представляю ситуацию с ЕГЭ по русскому, и она довольно-таки сходна на то, что ты описываешь. В идеале, сколько я представляю, дай бог чтобы выпускник писал плюс-минус грамотно, а учить с какого-то момента приходится всякой сравнительно оторванной от области практического применения теории, которая к тому же еще и меняется год от года. Могу подробнее расписать, но суть, думается, и так ясна
( ... )
Костя, с русским языком практически то же самое. И учили нас не языку, а подготовке к экзамену, на почве чего у меня с последней учительницей разгорались нешуточные споры.
И да, я тоже думаю, что это не математика. Но многие ученики думают совершенно иначе. Что, в конечном итоге, приводит к мысли о том, что математика - это совершенно скучно, неинтересно и никому не нужно. Поэтому нужно сдать экзамен и успокоиться.
Comments 25
Экзамен должен быть единым для всех. Справедливость важнее.
А если какая система и глубоко больна, то это советская система устных экзаменов в вузах.
Reply
Шахматы для этой цели подходят гораздо больше. Вообще, ваша мысль присуща всем людям с хорошим математическом образованием, не применяющим математику в работе. На вопрос "зачем же вы это всё изучали" они отвечают "мы учились абстрактно мыслить". На самом деле математика содержит идеи, которые важны и как культурное явление. Слово "вероятность", скажем, в жизни употребляет гораздо больше человек, чем тех, кто действительно понимает, что это такое. Но эти-то идеи из школьной программы и исключены!
Про "справедливость важнее": максимизирующим справедливость решением является разогнать школы вообще и никого ничему не учить. Пусть учатся дома. А то у кого-то учитель хороший, а у другого плохой - несправедливо. К тому же мне вообще неочевидно, что стандартизация - единственный способ обеспечить справедливость.
Советская система была больна другой болезнью. Я и не говорю, что она лучше. Обе хуже.
Reply
Задача, на мой взгляд, не максимизировать справедливость, а минимизировать несправедливость, не снижая качества образования. С точки зрения математики, единый экзамен выполняет эту задачу: он не отражается на спецшколах - главных поставщиках кадров для факультетов математики, но уравнивает проверку для всех остальных.
Reply
Абстрактная идея всеобщей справедливости конечно очень привлекательна, но столь же близка к реальности как и сферический конь в вакууме. Нельзя с помощью одного и того же экзамена осуществлять набор на мат-мех и решать можно ли выдать аттестат прожженному гуманитарию. Единый экзамен не приспособлен ни к тому, ни к другому.
Reply
Хотя в целом всё, что ты пишешь, верно и правильно.
Reply
С какого перепугу? обоснуй.
Reply
Потому что для любого фиксированного набора нестандартных заданий есть вероятность того, что человек, отлично понимающий предмет, с ним не сконтачит. Единственным выходом, по-видимому, может быть адаптивный набор заданий. Иначе говоря, набор заданий, выдаваемый живым экзаменатором в реальном времени. Вот тут действительно появляется возможность объективной оценки.
Reply
Вот, навскидку, форма письменного эказмена, которая мне нравится: в экзамене 4 сюжета, в сюжете несколько заданий на похожую тематику разной сложности, в зачет идут любые 2 сюжета. В таком случае составитель вполне может себе позволить включать нестандартные задачи и даже сюжеты.
Такой экзамен должен быть одинаковый на всю страну и доступен для сдачи всем желающим. Ну, как ЕГЭ. Пойнт в том, что должен быть изобретен формат, кототрый позволил бы отказаться от принципа "мы учим в школе от сих до сих и не спрашиваем на экзамене задачи, не аналогичные разобранным в классе".
Reply
Reply
И учили нас не языку, а подготовке к экзамену, на почве чего у меня с последней учительницей разгорались нешуточные споры.
И да, я тоже думаю, что это не математика. Но многие ученики думают совершенно иначе. Что, в конечном итоге, приводит к мысли о том, что математика - это совершенно скучно, неинтересно и никому не нужно. Поэтому нужно сдать экзамен и успокоиться.
Reply
Leave a comment