Сделав не давно пост про "Молокан"
http://mu-pankratov.livejournal.com/220214.html, поступила "заявка от радиослушателей"(с), написать что нибудь о хлыстах и скопцах. Ну чтож, хоть я и невесть какой специялист, напишу как я сам сабе представляю их соопчество и Веру. В принципе, все ети течения- родственны между собой, вышли из новообрядчества и представляют харизматиков- протестантов от Восточной Церкви (Православие). Молокане- боле лояльны к властям, не такие уж и харизматики, их даже называют- "сухие баптисты". "Сухие", в смысле -нет водного Крещения. Скопцы- ультра радикалы и о них попробую написать попозже... а вот по середке, самое многочисленное течение- Хлысты. Самоназвание -"Христововеры".
"Идет Слово от пророка, -
Катит Солнце со востока.
Поживем мы, братцы, вкупе, -
За нас батюшка заступит".
(Духовный роспевец)
Все истории о хлыстовстве начинаются с легенды о беглом солдате Даниле Филипповиче, в середине-конце 17 века, немного не мало, а он объявил сабе- Саваофом и стал утверждать- мол священные книги не нужны и учил, что для спасения души нужна только одна «книга» - Святой Дух. Рассказывают, что в подтверждение своего учения он собрал все священные книги в один мешок, нагрузил его камнями и бросил в Волгу. Своим последователям он завещал не касаться книжных писаний и верить только Святому Духу, сходящему на верующих во время молитвенных радений.
Ощутив себя Саваофом, Данила Филиппович водворился в деревне Старой, что находится неподалеку от Костромы. Именно сюда стали съезжаться для выполнения культовых практик «люди Божии», почитавшие Данилу Филипповича как Саваофа, а тот дом, в котором он временно проживал - как «дом Божий». Город Кострома тут же стал называться «Горним Иерусалимом», а находившиеся вокруг Данилы преданные женщины превратились в «богородиц».
Он оставил своим ученикам 12 новых заповедей, служащих хлыстам вместо Евангелия.
Первая заповедь: «Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня». Вторая: «Нет другого учения. Не ищите его». Третья: «На чем поставлены, на том и стойте».
Хлысты почитают Данилу Филиппова как своего основателя и величают «превышним богом», «верховным гостем» и «богатым гостем». Считается, что учеником и преемником Данилы Филиппова был Иван Тимофеевич Суслов, которому Данила Филиппов «дал божество» и сделал его «Христом». По тому же преданию, Данила Филиппов скончался (вознёсся на небо) 1 января 1700 года на сотом году жизни.
Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX века
Вероучение хлыстов- существуют Небо и Земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй - сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, особо не разъясняют. Подразумевают не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа, всё завязано на чуйственных ассоциациях. А вот учение о воплощениях Божества в человеке, раскрывается у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей.Чем лучше и достойней человек, тем выше в него войдет Божество. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других - Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним Христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путем естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.
Для человека ешо притягательна сия Вера, из-за размытия границы между нетварным и тварным. Любой Вася Пупкин из Рио-де-Житомира, старательно постившись и радея, имеет шанс что на него "накатит" и он станет -Христом или Богородицей.
Идеология Христововеров : тело - начало злое, душа - доброе. Поэтому идея об умерщвлении плоти, т.е. дурных помыслов и стремлений, понимается в буквальном смысле - умерщвление тела. Плоть умерщвляется любыми способами, как бы от него надоть поскорей избавиться, только бы душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения. Точных доказательств нету, но во многих синодальных опусах и докладах, писалось- что хлысты во время своих богослужений, наносят себе увечия. Но верить на 100% нельзя, так как хлысты не признавали власти и не молились за царя, а пропаганда тогда была жесткая, хотя бы небылицы про староверов.
Похожим образом высказывались о «душепереселении» и некоторые мистики западного христианства. Достаточно вспомнить легенду о святом Франциске Ассизском, который, основав три монашеских ордена, отошел в мир иной, но, по преданию, уведомил братию, что будет каждый год нисходить в этот день в ад, чтобы изъять из него одного из братьев по вере.
Никонианские старцы, через одного обещают встречу на небесах и помощь, да и в наши времена, достаточно вспомнить- Матронушку, которая обещает встретить каждого- там у Врат... или того же Бога-Кузю.
Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния екстаза. По утверждениям некоторых письменных источников, в ряде кораблей радения (пусть и не каждый раз) заканчивались сексуальными оргиями, так называемым "свальным грехом", что так же достоверно не доказано, однако во многих случаях такие слухи и клевета охотно принимались на веру людьми, враждебно настроенными к ним.
Радение проходят «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, припрыгивая. В принципе, ето все напоминает, любой рок-концерт, или массовые выступления болельщиков.
“В результате этих движений, продолжающихся до полного изнеможения и до истерических припадков, - писал историк русской культуры П. Милюков, - дух "накатывает" на весь "корабль". Пророк начинает тогда пророчествовать - сперва всему "кораблю" общую "судьбу", а потом частную судьбу каждому члену отдельно”. В либеральную эпоху начала XIX века христоверие проникло и в высшие дворянские круги.В 1908 году вышла книга Д. Коновалова "Религиозный экстаз в русском мистическом сектанстве". Опираясь на допросы и показания хлыстов, хранившиеся в православных Духовных консисториях, автор исследовал телесные или физические явления сектантского экстаза. Из речевых экстатических феноменов Коновалов описывал стоны, слышавшиеся на радениях, а также "приступы насильственных криков". Они часто раздавались на радениях Тамбовских хлыстов.Пророки и чудотворцы Тамбовских хлыстов заявляли, что в состоянии экстаза говорят на каких-то языках, которых они сами не понимают. Также Воронежские христоверы во второй половине XIX века (группа В. Мокшина) в состоянии религиозного экстаза кричали и говорили "на разных языках"
Иоанн Кронштадтский с вождями секты иоаннитов, справа от протоиерея - Матрёна Киселёва (Порфирия), слева - Назарий Димитриев (старец Назарий). Оснаватели секты ионитов- объявили Кронштадского Исусом Христом...пардон -ИИсусом.
Массовые радения на слжбах с картины М. Альгейма. 1904 г.
В разных концах страны хлыстовцы назывались по-разному: самарские хлысты были известны как народ монтана, казанские - как кантовщики и сладкоедцы, ставропольские - как шалопуты, сибирские - как богомолы, костромские - как вертуны и ляды.
Хлысты соблюдают , как и староверы, ветхозаветные пищевые запреты: нельзя пищу с кровью, удавленину, звероядину, не ели мяса зверя- у кого лапа с когтем, рыбу без чешуи ,но так же и свинину, не употребляли спиртное, табак, не посещали крестины и свадьбы, другие увеселительные забавы. Как и в Древлеправославии- ходят "посолонь" (по Солнцу, по часовой стрелке), обязательно- ношение пояска (деление человека на чистое и не чистое).
Уникальность этого учения заключается в том, что, выйдя из народной крестьянской среды и распространившись по всей России, оно проникло в высшее общество.Ходила молва о том, что «старец» Григорий Распутин и его убийца, последний представитель рода Юсуповых, Феликс Феликсович принадлежали к хлыстам. Поеты- Клюев, Блок и многие другие. А уж - Иоанн Кронштадтский с его "православными" радениями и коллективными исповедями... его Пришвин называл наипервейшим хлыстом.(хотя и сам был таким)
Н.А. Бердяев
"Хлыстовство, как тип народной мистики и религиозной мысли, шире секты, называемой этим именем. ..Хлыстовство -- прежде всего экстатично, оргиастично... хлыстовство ищет радости, блаженства. И хлыстовство -- духовное христианство, [Впрочем, их трудно признать христианами.] У хлыстов есть "духовное пиво", экстатическая опьяненность, совершенно неведомая другим сектам. Хлыстовство -- дионисично, и истоков его нужно искать в древнем и исконном русском язычестве. Хлыстовство насквозь эротично. Экстаз хлыстов -- эротические экстазы. В ответвлении хлыстовства -- скопчестве -- религиозная проблема пола ощущается как огненная проблема. Для хлыстов не важна причина оргийного экстаза, важно следствие, сама энергия экстаза. Хлысты ищут радости, блаженства на земле, в теле и хотят сделать с телом что-то такое, чтобы оно не связывало, не мешало радованию духа. Ищут они этого на путях коллективных экстазов, в коллективном действе накатывает на хлыстов дух.. Хлысты -- скрытые дуалисты, они живут двойной жизнью -- в мире, в природном порядке, и в духе, в божественном порядке. Отрыв от быта и бытовой религиозности, выход из рода, отрицание плотской жизни есть у хлыстов. Хлысты устраивают радения, в коллективном экстазе на них накатывает дух. Они ищут внутреннего Христа, или Христа, рожденного внутри их. Злоупотребляют христианскими именами для обозначения опыта не христианского, мистического религиозно опыта Востока, языческого опыта, не ведающего человеческого лика. Хлыстовство - самое значительное явление в нашей народной мистике. Но оно -- двойственно. В хлыстовском опыте восприятие хлыстовского Христа хлыстовской Богородицы, всегда связанных с конкретными образами людей, находится на острие, так что возможен срыв стороны противоположные. Очень тонкая, едва уловимая черта отделяет эти два религиозные восприятия: этот Иван-- Христе перевоплощение Христа, или в этом Иване -- Христос. Хлысты ищут конкретной телесности в восприятии божественной жизни. Это ведет их к краю бездны. И вечно срываются в бездну, проваливаются в темную стихию. Всю евангельскую историю хотят хлысты перенести в себя, в свой корабль, своих братьев и сестер. Но это великое мистическое задание осуществляется ими не в глубине жизни духа, погружена в жизнь божественную, а на поверхности тела, погружение в природную языческую стихию. В хлыстовстве есть великая мистическая жажда, тоска по экстатической жизни духа. Но в хлыстовстве есть и языческая тьма и демонический срыв. Хлыстовская Россия погружена в темный, нечеловеческий Восток..."