ВОСКРЕСЕНИЕ - СОШЕСТВИЕ ВО АД
Конец XIX - начало XX века
Сызрань
106,8 × 82,0 см
Дерево, левкас, темпера
Художественные особенности произведения типичны для одного из самобытных старообрядческих центров иконописи XIX века - Сызрани. Сызранские иконописцы ориентировались на традиционный иконописный стиль и воспроизводили «греческую» манеру письма, под которой понимали древнерусскую художественную традицию до церковного раскола в середине XVII века. Их иконы отличаются сдержанным колоритом, строгой композицией, удлиненными пропорциями фигур. Один из ярчайших признаков сызранской иконы, присутствующий и на представленном поизведении, - широкая, обычно черная рамка золотым орнаментом на пологой лузге, отделяющей ковчег иконы от ее полей. Лики написаны в графичной манере в подражание образцам XVI-XVII веков и обычно имеют темный оттенок. Типичен также вытянутый шрифт надписи на верхнем поле.
В иконе использовано развернутое изображение Воскресения Христово в виде Восстание из гроба и Сошествие во ад, дополненное сюжетно связанными с основным событием сценами. Такая композиционная схеме сложилась и получила популярность в русской иконописи XVII столетия, особенно в Поволжье.
Повествование на иконе начинается от фигуры восставшего из гроба Христа в верхней части композиции. Христос стоит на краю гроба, вокруг которого спят сторожащие гробницу воины. Слева от Спасителя начинается шествие ангелов к вратам ада, где завязывается битва с бесами. В левом нижнем углу изображена красная раскрытая пасть Левиафана. Здесь же Христос, спустившийся в ад и попирающий адские врата, выводит из нее праведных, которые идут вправо вверх к воротам рая, около которых стоит благоразумный разбойник. Выше, уже в раю, он представлен беседующим с пророками Илией и Енохом.
Сложная основная схема изображения дополнена всего двумя сценами. В верхнем левом углу иконы представлен апостол Петр у пустого гроба Спасителя «виде едины ризы лежаща». Внизу справа - явление Христа апостолам на Тивериадском озере после Воскресения.
Икона из собрания Ф.Р. Комарова - редкий среди икон Сызрани пример крупноформатного произведения.Старообрядцы Средней Волги принадлежали в своем большинстве к беспоповцам и не имели храмов, но устраивали домашние моленные. Икона была создана для большой моленной, очевидно, по заказу состоятельного купца-старообрядца.
(Н.Комашко)