Любит наш народ призывать к поддержке. "Государство должно поддержать!", а дальше список: крестьян, строителей, изобретателей. Святое дело, конечно, но всегда надо понимать, чтобы кого-нибудь поддержать, придется кого-нибудь удушить. Рынок это же соревнование, вот и представьте судью, который поддержал Спартак, играющий с Динамо, добавив ему еще пару вратарей.
Допустим, есть у нас ГАЗ и АвтоВАЗ, просто для примера. Делают, допустим, примерно одинаковое дерьмо. Продают его за счет демпинга небогатым людям. И вот АвтоВАЗУ дают кредит, гарантированный государством. АвтоВАЗ за счет него снизит/не повысит цены, Волги станут критически дороже Жигулей и ГАЗ умрет.
ОК, допустим, справедливое правительство поддержит обоих, ну то есть всех отечественных автопроизводителей. Например, введя огромные таможенные пошлины на новые и подержанные иномарки. Начнем с того, что умрут отечественные импортеры, автосервисы, сотни предпринимателей, создавших свои бизнесы в этой отрасли разорятся. Исчезнут тысячи рабочих мест. Да и ладно, туда им и дорога, предателям.
Однако, отрасли, они тоже на рынке конкурируют. За портфельные инвестиции, например, за квалифицированные кадры. И вот уже инвестиции не поступили в предприятия сельхозтехники, и все перетекли в более прибыльную теперь отрасль автопроизводства. Поддержанные автопроизводители подняли зарплаты и переманили инженеров и рабочих с других заводов, из других областей. И эти заводы разорились.
Еще интересный вопрос, кто платит за банкет. Вот потребитель в США покупает иномарку Фольксваген Поло за
$12 000, в России та же машина отечественному потребителю обойдется в
$20 000. Разница в $8 000 -- это то, что лично вы заплатили АвтоВАЗу в качестве поддержки отечественного производителя, купив импортное авто за 600 000 рублей, т.е целую одну машину в самой дешевой комплектации. Все десятки миллионов отечественных потребителей иностранных автомобилей платят почти половину стоимости своей машины вороватым госпредпринимателям из АвтоВАЗа, малодисциплинированным рабочим АвтоВАЗа, безответственным пользователям Лад. Каждый покупатель иномарки оплатил как минимум одну Ладу.
ОК. Чорт с ними, с предателями. Зато патриоты гордо ездят на отечественных машинах. Но хорошо ли им от этого? Во-первых, они больше гибнут. Когда сталкивается Фольксваген Поло с Ладой,
шансов выжить в Ладе меньше. У Лады Калина в рейтинге безопасности всего одна звезда из 4-х против 4-х у Фольксваген Поло. То есть патриоты рискуют своим жизнями и жизнями своих детей. А еще у Лады хуже тормоза и подвеска, то есть она больше убивает пешеходов и пассажиров других машин, россиян, между прочим. Это все, кстати, доказано статистикой. На Дальнем Востоке смертность на дорогах меньше, хотя дороги такие же плохие, и по ним ездят такие же отмороженные водители, как и в остальной стране. Причина -- нет российских и советских машин.
А ведь если бы не поддержка отечественного производителя, то тот же Иван Петрович купил бы примерно за те же деньги Фольксваген Polo. А если учесть предэксплуатационный ремонт новой машины, постоянный эксплуатационный, то стоимость владения была бы еще и ниже. И он бы остался с нами, а не погиб вместе с семьей, ухудших демографическую ситуацию.
Ну так вот. "Протекционизм" защищает отечественного производителя, но убивает отечественного потребителя. Если не убивает, то заставляет его пользоваться товарами плохого качества, а за хорошее платить двойную цену. А производителю дает возможность переводить хорошие материалы на прохой товар без риска для разорения. Потому что снижает градус конкуренции, порог дряного качества, при котором в честных условиях он бы не выжил.
В то же время, в других странах, производители-бракоделы быстро умирают. Погибли сотни автопроизводителей в США, Германии, Великобритании. У них там происходит естественный отбор, эволюция, у нас здесь -- нет. Отставание нарастает. Подержка отечественного производителя -- это поддержка двоечников, снижение уровня отечественной промышленности, сознательный путь к неконкурентоспособности страны. Слышали выражение "
принуждение к инновациям"? У отечественного производителя нет стимула к инновациями, он не покупает патентов, не тратится на исследования. Потому что для него снижена конкуренция.
Только один способ есть заставить отечественного производителя делать товары мирового уровня -- принудить его продавать эти товары на мировом рынке. Российский рынок -- это часть мирового рынка, если нет протекционистских пошлин для иностранных товаров. Но он маленький, и затраты автопроизводителей, да и большинства других производителей на нем никогда не окупятся. Потому что транснациональные корпорации тратят рубль на исследования, проектирование, подготовкку производства и продают несколько миллионов экземпляров по всему мировому рынку, а местные тратят тот же рубль и продают дай бог несколько сотен тысяч. Россия маленькая страна, всего 140 млн. человек против 7 млрд. в мире.
Чтобы российский автопром не убивал нас, нужно, чтобы он продавал своим машины в Германии, США, Италии, Японии. Другого варианта нет. Все остальное -- самообман. Даже сборка на территории страны иномарок -- это самообман, если эти иномарки продаются только на местном рынке. Они должны продаваться тоже по всему миру. Например, всеволжский Форд Фокус должен продваться в Европе. Иначе нет у него будущего.
Почему все отечественные производители завыли от вступления в ВТО? Потому что они привыкли делать дерьмо и впаривать его отечественным потребителям. Которые не хотят пользоваться дерьмом. И после отмены таможенных пошлин конечно начнут покупать отличные иностранные товары.
Но вот ведь какой парадокс. Отечественный фермер купит не второсортный российский комбайн, а мощный, эффективный американский харвестер. Это даст ему меньше потерь, больше дохода. Он станет более конкурентоспособным со своим зерном и картофелем на российском рынке, у него появится шанс продавать свой продукт на мировом рынке, получать больше прибыли. И еще один парадокс. Отечественный производитель сельхозтехники купит себе отличные итальянские станки и станет делать более качественные комбайны. Скажу больше, отечественный станкостроитель купит швейцарские прецезионные станки и измерительные приборы и станет делать более качественные станки для производителей сельхозтехники. То есть возрастет общий уровень качества в национальной экономике, общая культура производства.
Закрытый рынок стремится производить дерьмо. Открытый рынок вынужден приводить качество к мировым стандартам и превосходить их. В сущности открытость, участие в мировой конкуренции без поблажек, это обязательное условие для того, чтобы национальная экономика производила качественные товары и услуги.
Всем противно сознавать, что "Сделано в России" синоним дерьма или вторичного чего-то, бэд копи. Примерно, как раньше было с Made in China. Но каждый производитель придумывает себе объективную отмазку. Однако же нет исторического будущего у лозунга "Дайте будем вечно делать дерьмо".
Поэтому ВТО -- это очень правильно. Не слушайте бракоделов и разгильдяев. Они должны или разориться, или продать свои предприятия тем, кто их реально модернизирует, доведет до современного уровня не только производство, но и управление, маркетинг, выведет на мировой рынок. Великолепный, показательнейший пример: Шкода и ВАЗ. Шкода продала акции и передала управление Фольксвагену, теперь она продается по всему миру, это такси в Испании, Люксембурге, это уважаемый бренд. ВАЗ сохранил суверенитет, удержав контрольный пакет за отечественными вороватыми чиновниками, опирается на чучхе, его никто не знает в мире.
"Нас никто там не ждет" -- это плач Ярославны. Никто, нигде, никого не ждет. В современном мире нет проблемы произвести. Есть проблема продать. США могли бы кормить едой весь мир, Китай одевать и обеспечивать промтоварами. Весь фокус в том, что право производить в новом прекрасном мире зарабатывается умением продавать.
А вот, как мне кажется, о чем должны задуматься отечественные производители, и в чем сплотиться. После вступления в ВТО особенно остро встает вопрос о конкурентоспособности отечественного государственного управления. А вот его еще пока не научились импортировать. Поэтому отечественные производители должны биться не за право продолжать переводить хорошую руду на дрянные трактора, а за лучшие в мире условия ведения бизнеса, самые дешевые кредиты, наименьшие налоги, наименьшее госрегулирование, наилучшую рекламу страны, борьбу российского государства против протекционизма в европах и америках.