Сначала признаюсь, что тема этнического национализма мне не вполне понятна. Но хотел поделиться некоторыми текущими соображениями об административном делении РФ.
Совершенно очевидно, что нынешнее деление не нравится никому. Практически невозможно найти ни одной группы людей с выраженной позицией, которую бы оно устраивало.
Вот примерный набор мнений по этому вопросу:
1. Имперцы. РФ -- недоСССР или недоРИ. Надо бы еще присоединить Белоруссию, Украину и Казахстан. Собственно политика Путина -- это восстановление СССР в его старых границах, под началом Москвы, но на основе экономического и военного союза. Отсюда и проекты типа Таможенного союза и прочей евразии. Разумеется при этом национальная автономия как институт неприкосновенна.
2. Этнонационалисты. Русские -- обиженый народ, у него нет своего национального государства. У чеченцев есть, у марийцев есть, а у русских нет. Невозможно защищать национальные (т.е. этнические) интересы русского народа. Нужно создать Русскую республику.
3. Антиимперцы. РФ -- недоСССР или недоРИ. Надо разрушить его имперскую сущность и создать множество русских республик -- Сибирскую, Московскую и проч. Будет много европейских национальных государств, цивилизованных, со свободными гражданами, озабоченными собственным развитием, развитием своих территорий, а не колонизацией.
4. Нерусские националисты. РФ -- недоСССР или недоРИ. Надо накапливать силы, учиться, создавать институты, и при удобном случае выходить из РФ.
Ну примерно так.
Давайте разберемся, что такое национальная республика в составе федерации. Это, господа, резервация. Что такое резервация в США -- это земли, зарезервированные за индейскими племенами. Туда нельзя ходить белым, там действуют не римское право, а древние законы племен, там молятся своим богам, имеют свои представления о гигиене и медицине, устройстве вселенной. И эта территория навечно закреплена за индейцами.
Наш аналог индейцев -- северные народы. Им нужна их территория для охоты, у них есть свои древние традиции, они не в состоянии понять и освоить европейский образ жизни, он их убивает. Если уж совсем не толерантно, то их образ жизни так трогателен и забавен для европейца, что его хотелось бы сохранить как пример разнообразия мира, чтобы наблюдать и удивляться. В общем, это человеческий ланшафтный зоопарк.
Немногим от этого отличаются и республики типа Марийской, Карельской. Чуть труднее понять это, если говорить о Чечне или Татарстане. Но это тоже резервации, человеческие ланшафтные зоопарки. Если принять во внимание, что вся остальная территория страны не закреплена за какой-то конкретной народностью, а принадлежит просто гражданам.
Вот вам пример для понимания. В больших супермаркетах есть детская комната, в ней все устроено для того, чтобы взрослые могли там оставить детей, пока делают покупки. Какая же несправедливость, детская есть, а взрослой нет, не так ли? И ведь взрослого туда не пустят поиграть, дискриминация! Но дело все в том, что супермаркет не для детей, он для взрослых. Он весь для взрослых.
Ребенок в нем тоже может делать покупки, но только если он ведет себя не как ребенок, а как взрослый. Выбирает товар и платит за него настоящими деньгами. Если человек позиционирует себя ребенком -- шагом марш в детскую комнату. В торговый зал можно идти только отказавшись от своей детской сущности и став человеком без возраста, но с кошельком -- покупателем.
Так и с национальными резервациями. Если ты позиционируешь себя татарином -- чемодан, вокзал, Казань. Там много игрушек для татар. Если ты гражданин -- вся Россия принадлежит тебе, здесь не играют в этнические игрушки, здесь живут европейцы, по европейским стандартам, без всяких скидок на этническое происхождение.
Почему, в рамках этой концепции у русских нет своей республики? По той же причине, по которой в супермаркете нет комнаты для взрослых. Весь супермаркет для взрослых. Вся Россия для русских. За исключением резерваций, в которых живут люди, все еще пребывающие в своем этническим детстве. В детской комнате взрослые должны быть осторожны, вокруг же дети, рассыпаны игрушки, нужно смотреть под ноги и не материться. В национальной республике граждане, выросшие из своего этнического детства, должны быть тактичны, вокруг же этнические дети и их священные игрушки.
Что будет, если мы создадим Русскую республику? Мы таким образом создадим резервацию для этнических русских. В ней будут культивироваться особые русские отличия. Как мы уже все понимаем, это водка, медведи и балалайка. В остальном русские -- это просто обыкновенные европейцы. У русского интересы такие же как и у немца. И никаких русских шариатов не бывает, никакого русского пути. Желательны обыкновенные европейские правила -- независимые суды, справедливые законы, в которых нет национального, религиозного или полового ущемления и все такое. Вот водка, медведи и балалайка в Русской республике станут культом. Их не моги чеченец обидеть в Русской республике. Это наши святые этнические игрушки. А, да, еще духовность и православие можно закультивировать. Как у ненцев оленеводство.
Если у русских есть Русская республика, тогда в Татарстане русскому один путь -- чемодан, вокзал, Кострома. Нечего вылазить из своей резервации.
Так вот, современный нормальный национализм -- это феномен культурный. Когда вы, будучи русским, правда любите и цените и сохраняете в памяти и передаете детям русскую пляску, частушку, пельмени, Чехова. Но не бывает русского сопромата, русского парламента, русского уголовного кодекса, русского министерства иностранных дел. Они примерно такие же, как немецкие, французские, испанские. В политическом устройстве страны интересы гражданские несоизмеримо выше этнических, несоизмеримо. Мы хотим чтобы были справедливые суды, честные менты, благоприятный климат для предпринимательства, качественное преподавание наук и ремесел, качественная медицина, а не барыни-сударыни на Манежной.
Если есть особые чеченские законы, это всего лишь фиксирует определенный уровень отсталости чеченского народа. Когда чеченский народ разовьется до среднемирового уровня, то у него не будет никакого этнически особенного уголовного кодекса, этнически особенной этики, правил поведения. Будет бережно сохраняемая национальная кухня, старинные этнические наряды, танцы и песни, а в остальном чеченцы не будут отличаться ни от грузин, ни от французов, ни от русских, ни от японцев.
Таким образом, цивилизационно обоснованной реформой административного деления России может быть только территориальное, внеэтническое деление. Московская губерния, Грозненская губерния, Казанская губерния, Саранская губерния, Йошкар-Олинская губерния. Гражданин России при этом будет себя чувствовать равным образом дома в любой из этих губерний.
Самоуправление территорий будет общедемократическим. Мы хотим хорошие дороги там где живем, поэтому наши депутаты на федеральном уровне защищают интересы нашей территории. Внутри территории наши губернские депутаты решают все вопросы, которые можно решить без федерального центра, и тратят на это наши региональные налоги, которые остаются в губернии.
Этнические права защищаются, как культурные права. Татары могут создать татарскую школу не только в Казани, но и в Рязани. Чеченцы могут танцевать лезгинку в своих чеченских культурных центрах в Йошкар-Оле. Законы везде, в каждой территории отражают не этнические особенности населения, а уровень цивилизационного развития страны и планеты. Почему планеты, потому что страна подписывает международные обязательства, которые выше суверенных законов, а эти обязательства отражают уровень развития всепланетарной цивилизации. Таким образом, не только русским, но и татарам и якутам и чеченцам территориальное, а не национальное деление выгодно. Оно расширяет площадь легального и комфортного пребывания каждого отдельного гражданина.
Ну и предпоследнее. Множество русских республик -- это нелепость. В перспективе в пару сотен лет это разумеется приведет к формированию множества русских этносов, вариаций языков. И будет вам как в бывшей Югославии. Черногорца от серба могут отличить только сербы и черногорцы, но поди ж ты, граница, таможня.
А теперь последнее. Я так понимаю, сломать имперскую концепцию можно только одним способом -- признать национальность не политическим, а культурным феноменом. Культура очень важна, но политические механизмы к ней не имеют отношения. Политическое устройство -- это вопрос правил, а культурные особенности и традиции -- они для удовольствия, развлечений, наслаждений.