Для начала надо заметить, что средневековый ландшафт довольно сильно отличался от теперешнего. Во-первых кругом был лес, причем буквально везде и лишь кое-где мелкими островками встречались пашенки да нивки и небольшое поселение рядом. Деревеньки и селения были очень разрозненными, города встречались и того реже. Чаще всего был замок и вокруг распаханные территории и селение крестьян. Иногда в роли замка выступал монастырь, который очень долгое время был укреплен не хуже замков.
Лес вокруг селения так же служил своего рода дополнительным укреплением, потому как был густым и труднопроходимым, с множеством болот и топей, заблудиться в лесу было очень легко и весьма опасно.
Дорог между поселениями как таковых не было, в лучшем случае лесные тропы, а чаще дорогами были реки да берега вдоль них для сухопутных путешественников. Конечно, из остатков былой роскоши кое-где оставались римские дороги - прямые и даже мощеные, но это скорее в виде исключения. А в основном плохие дороги, проложенные с наименьшим сопротивлением ландшафту - оврагами да низинами.
И тем не менее народ путешествовал даже с такими трудностями. Однако, не совсем понятно как именно управляли пространством средневековые люди, поскольку карт не было либо они были весьма символическими. Надо заметить. что сухопутных карт практически до конце Средневековья не было, тогда как мореходные карты были как минимум с 13 века и весьма точны. Сохранились некие сухопутные карты времен Средневековья, однако, они были весьма схематичны и к реальности относились весьма и весьма условно.
Указателей так же не было, а путеводители представляли из себя список населенных пунктов.
Расстояние же измерялось весьма условно. Небольшую длину обычно измеряли в частях тела - локоть (пядь, палец) у славян, например, и фут у англичан. Более значительные расстояния измеряли ещё в более условных понятиях - день пути, очевидно, что таковой мог быть очень разным даже пешком, тем более если путь был проделан на муле или лошади. Хотя подавляющее большинство все же ходило пешком. Как пример вполне могут служить славянские сказки: день шел, два шел, на третий дошел.
Для измерения надела использовались весьма своеобразные величины привязанные к сдельно-повременным понятиям. Например, земельный участок мог измеряться в днях, которые требуются для его распашки (морген у скандинавов)
Определить же границы надела, чаще всего, было весьма затруднительно. Маркировка территорий была описательной (хорошо, если раздел проходил по реке или озеру, но чаще всего все тот же лес служил и границей, то есть такой рубеж мог быть в любой момент пересмотрен). Маркировка границ государства была ещё более общей и расплывчатой и практически всегда было простым перечислением епархий, аббатсв, графств и т.п. Кстати, расстояния так же могли измеряться в землях-аббатствах-графствах, помните, славянское сказочное за тридевять земель?
Надо заметить, что для подавляющего большинства средневековых людей пространство не делилось по неким географическим признакам. Север-юг-запад-восток пришли уже в Позднее Средневековье с изобретением компаса. Деление на материки - Европа, Азия, Африка - было известно, конечно же, но пользовались таким делением только в определенных кругах. Для обычного средневекового человека земля делилась по признакам вероисповедания - христианский мир, мусульманский мир, языческий мир. Либо по национальному признаку: земля галлов, земля бриттов, земля готтов. За морями-океанами были ещё чьи-то земли - это знали все, правда, никто не знал что за люди там живут да и люди ли вовсе. Например, есть описание неких загадочных людей, которые имели огромные уши: на одно ложились спать, а другим укрывались. :)
Не смотря на все выше перечисленные трудности, средневековый человек путешествовал. И путешествовал довольно много.
Самым частым видом путешествия была... война. Почти всегда война носила сезонный характер - с мая по сентябрь. Соответственно практически каждое лето рыцари снаряжали войска для военных действий: повезет так с королем, а не повезет, так и с соседом повоевать будет в самый раз. Война, надо заметить, не всегда имела завоевательные цели и далеко не всегда можно было отделить войну от других проявлений, например викинги в равной степени как воевали, так и торговали. Крестовые походы не были военным мероприятием в чистом виде, а так же могут претендовать и на паломничество, и на миграцию (многие безземельные рыцари, а в следствии майората их было очень много, шли в Святые земли с определенной целью получить надел и остаться там жить и править). Часто армия собиралась для того, чтоб просто напугать предполагаемого соперника, побряцать оружием вдоль его границ и затем милостиво позволить ему откупиться (самый яркий пример, когда во время Столетней войны французы высадились на побережье Англии и прошлись маршем вдоль него, собирая дань за обещание не нападать).
Королевский двор так же постоянно перемещался. Во-первых государственная система была устроена так, что монарх должен был судить на местах, справлять законы и указы и постоянно показывать местным феодалам, готовым в любой момент взбунтоваться, свою силу и власть. Во-вторых были и более банальные причины - существовавшая в Средневековье инфраструктура просто не могла такое количество оглоедов прокормить и королевский двор, аки стадо, надо было постоянно перегонять на новые пастбища. :) Кстати, очень интересная мера наказания порой практиковалась к провинившимся феодалам: им могли запретить приближаться к королевскому двору ближе, чем на сколько-то чего-нибудь. И вот появляется ещё одна группа средневековых путешественников, которые передвигаются, но не вслед за королевским двором, а подальше от него.
Путешествовали так же монахи и ученые мужи. Чаще всего путешествовали из обители в обитель в поисках новых знаний, нового опыта, новых книг. Так же монахи путешествовали с миссионерской деятельностью.
Я уже упоминала чуть выше о паломничестве - очень распространенное явление в Средневековье. В какой-то момент каждый христианин должен был совершить хождение к святым местам. Правда, паломничество было очень вариативным и, если некоторые действительно шли к Гробу Господню, то крестьяне, например, могли паломничать без отрыва от производства... вокруг ближайшей церкви, а можно было за определенную плату делегировать кого-нибудь вместо себя.
Активно путешествовали купцы, банкиры, студенты, подмастерья, нищие, скотоводы и даже, казалось бы оседлая группа населения, крестьяне и земледельцы. Как показывают приходские записи, население деревень практически обновлялось каждые десять-двадцать лет. И люди не умирали, а именно уходили на новые, более сытные места. :)