В процессе поисков информации про церковь Св. Марии в Утрехте открыла для себя мир художников-интерьерщиков.
Gerard Houckgeest,
Hendrick Corneliszoon van Vliet,
Bartholomeus Corneliszoon van Bassen и иже с ними.
Очень занимательно.
В убранстве церквей часто нет никаких христианских символов, считается, что все украшения были удалены кальвинистами. Но иногда все же встречаются неудаленные.
На картинах почти всегда изображены собаки и часто - раскопы. Пишут, что раскопы символизируют бренность существования.
Я не собиралась никуда углубляться, ограничившись только разглядыванием симпатичных картинок, но не удержалась и немножко поразбиралась с церквями Делфта.
Источник картинокТо сооружение, что в центре, называется
Новая церковь (Nieuwe Kerk), то, что слева выше -
Старая церковь (Oude Kerk).
Сразу бросается в глаза разнонаправленность зданий и возникает вопрос - а строительство культовых сооружений не должно учитывать направления сторон света?
Истории церквей вполне стандартны, но есть пара интересных моментов.
"Аудекерк была основана как Церковь Святого Варфоломея в 1246 году, на месте прежних церквей", причем уже при строительстве здание стало перекашиваться.
"К концу 14-го века увеличение боковых проходов до высоты нефа превратило здание в зал церкви, которая была переименована в Санкт-Ипполит."
Зачем церкви переименовывают, мне непонятно.
Еще была масса перестроек и достроек:
"Башня была закончена в 1350 году, когда она была уже под углом из-за проседания. Проходы были позже расширены и подняты до той же высоты, что и ступицы. Но в начале 15-го века - возможно, в конкуренции с Новой Церкви - новая серия расширений начались.Неф в итоге стал выше, чем проходы еще раз.
В начале 16-го века было решено, что церковь должна быть полностью построена из натурального камня, а не кирпича. Северный трансепт был добавлен, который до сих пор отличается от остальной части церкви. Но пожар 1536 года и Реформация в частности, означает, что дальнейшая работа не была сделана.
Форма Старой церкви теперь установлена, и будет оставаться неизменной в течение многих столетий. Но ряд крупных реконструкций будет по-прежнему проходить в течение следующих веков." (г-перевод)
Вишенка:
"В конце 18-го века этаж церкви рухнула. Были необходимы крупные реставрационные работы, и владелец каждой могиле было браться. После ожесточенной огня в 1921 году церковь была закрыта в течение почти трех лет. С 1949 по 1961 г. и, наконец, с 1997 по 2000 год, два полных ремонты были проведены на штукатурке, витражей и кровли."
http://oudeennieuwekerkdelft.nl/old-church/history/expansions Когда церковь стала называться Старой, мне неизвестно, может быть, во время Реформации, не знаю.
Какая может быть конкуренция между церквями, мне тоже не ясно.
И зачем перестраивать кирпичную громаду в натурально-каменную, непонятно абсолютно.
Кстати, у церкви есть старинный колокол:
"The most massive bell in the tower, cast in 1570 and called Trinitasklok or Bourdon, weighs nearly nine tonnes, and because of its strong and potentially damaging vibrations, is rung only on such special occasions as the burial of a Dutch royal family member in the nearby New Church. The massive bell is also sounded during disasters, when local air-raid sirens are sounded. This, however, does not happen during the siren's monthly, country-wide test, which happens every first Monday of the month." (
отсюда)
Русская вики менее подробна:
"В 1570 году на колокольню был помещён колокол «Бурдон» весом в 9 тонн, который используется во время похоронных процессий при погребении членов королевской семьи."
В результате раскопов, изображенных на картинах, в церкви появилось множество могильных плит.
Странно, что на некоторых нет надписей.
На других надписи занимают очень мало места. Плиты что ли производились стандартно промышленным способом?
А тут вот места даже не хватило.
Тут есть надпись, но вот гербам не повезло.
А это -тадам- могила Вермеера.
Почувствуйте разницу :))
Источник картинок Новая церковь.
"Первое деревянное здание церкви было построено в 1351 году и было посвящено Деве Марии. Строительство каменного церковного здания началось в 1396 году, в 1420 года церковь была построена, строительство колокольни продолжалось до сентября 1496 года. Новой покровительницей церкви стала св. Урсула."
И эту переименовали, и про второе переименование в Новую тоже не пишут.
"3 мая 1536 года в башню церкви ударила молния, вызвавшая сильный пожар, в результате которого были уничтожены орган, колокола и витражи, обвалилась крыша верхнего нефа. 12 октября 1654 года церковь была сильно повреждена в результате взрыва на пороховом складе (среди прочего были утрачены витражи), но уже весной следующего года была восстановлена и вновь действовала. В 1872 году молнией был разрушен шпиль башни. Современная башня имеет высоту 108,75 м и является второй по высоте после башни Утрехтского кафедрального собора. Реставрационные работы проводились в 1920-х, 1960-х и 1980-х гг. В 1930-е гг. были установлены новые витражи. Большинство витражей выполнены Виллемом Конейненбюргом. Сейчас ведётся очередная реставрация."
Русская викиАнглийская вики почему-то зациклена на колоколах и почти ничего не пишет про историю.
"Церковь является усыпальницей представителей оранской династии. Первым в ней в 1584 году был погребён Вильгельм I Оранский (его надгробие находится в самой церкви и было выполнено Хендриком де Кейзером в 1614-1623 гг.). Прочие члены королевской семьи погребаются в склепе, расположенном в крипте церкви."
Обнаружила, что в английском языке и Вильгельм и Виллем пишутся одинаково просто - William.
И что прозвище единственного обладателя надгробия в Новой церкви - Молчаливый, а по-английски - Тихий (Silent), и история получения прозвища темна и противоречива)).
Family in the Nieuwe Kerk with the monument of Willem the Silent, by Dirk van Delen, 1645
Через этого
Делена обнаружила голландского "Вазари" по имени
Arnold Houbraken.
"Книги Арнольда Хоубракена продавались хорошо в течение всего 18-го века. Jacob Campo Weyerman опубликовал свою обновленную версию (1729-47) в последовательной форме, которая была опубликована целиком в 1769. [3] Гравюры Хоубракена лиц художников в некоторых случаях единственные сохранившиесяие портреты этих людей.
Первый, опубликововаший продолжение работы Хоубракена был Йохан ван Гол в 1750-51. [4] Хотя эти книги, изданные хорошо, с изменением моды, в ходе 19-го века Хоубракен впал в немилость у искусствоведов, особенно когда его эскизы были найдены пристрастными, неправильными, или даже клеветническими. Хоубракен был очень осторожен, чтобы проверять и дважды проверять свои источники, и сегодня многие из его личных суждений до сих пор стоят до нашей современной критики. Претензии к его мнению из-за написания имен художника или обвинений, что он был националистом и считал всех этих художников, как "нидерландские" должны быть убраны на основании того, что различные границы между Нидерландами, Германией, и Фландрией были далеки от решения в период, в течение которого он писал, и орфографические конвенции в отношении имен в Нидерландах были введены только наполеоновским указом в 1790-е годы. За исключением тех случаев, когда художник умер совсем молодым, или чьи творчество погибло во время различных войн, очень немногие художники были включены в Schouburg, работы которых не висят в международных музеях сегодня.
Первый историк современного искусства, опубликовавший обновление его работы был Adriaan van der Willigen, в 1866 [5] С тех пор он остается ценным ресурсом для искусствоведов."
Не буду углубляться дальше)).
Книжка Хоубракена со списком художников
тут (2 издание, 1753 г.) и
тут (1 издание, 1721 г.)
А что это за Тамстердам? :))
Вот ведь сколько написалось, а хотела кратенько совсем)).