про источники снова-1

Jan 24, 2016 23:24

Обычно мои заносы и уносы начинаются с какого-нибудь простенького вопроса, возникшего при прочтении некоего текста.
Типа, а когда? Или - а кто? Или с "самого главного вопроса - Чо?" - Есть чо? :)
Дальнейшие изыскания, как правило, напоминают мне дэнбрауновские опусы, только в отличие от детективной развязки, где все проясняется, у меня все запутывается окончательно и упирается в тупик, где никто ничего не знает толком (несмотря на умный вид :) ).

Устав от индейских арт-хаусов, решила почитать-таки книжку Бикермана про хронологию. Вроде, по первым абзацам судя, должна быть занимательной.
Действительно, занятно.



"Итак, везде предполагалось, что день начинается утром. Так было в Греции и в Риме, в Вавилонии и в Египте, так принято и в нашем обиходе.
...Но для нужд календаря за полный день считается обычно то, что принято соответствующими календарными системами. Народы, которые в качестве основной меры времени использовали лунные месяцы (см. стр. 14), например афиняне (Varro, ap. Gell. Noct. Att., III, 2), галлы (Caes., B.G., VI, 18), германцы (Tac., Germ., 11), иудеи, считали за полный 24-часовой день период времени от одного вечера до следующего вечера. В английском языке как пережиток лунного календаря сохранилось выражение fortnight -- "две недели"*. Там же, где, как в Египте, календарь не зависел от Луны, началом дня было принято считать рассвет. Зороастрийцы, которые осуждали счет времени по Луне как ложный, утверждали, что день -- это период времени между двумя восходами (ср.: H.S. Nyberg, Texte zum Mazdayasnischen Kalender, -- "Uppsala Univ. Arsskritt", 1934, c. 11). Вавилонские астрономы, однако, исчисляли луны в полночь (O. Neugebauer, -- PAPhS, 107, 1963, c. 529).
По каким-то причинам, которые римлянам были уже неизвестны, римский dies civilis** также начинался в полночь (Plut., Quaest. Rom., 84)."

Опять бедные римляне выглядят донельзя странно.

"Различные периоды естественного дня различались по движению Солнца (например, "утро") или же в соответствии с использованием дневного времени (например, "обеденное время"). Соответствующие греческие выражения собраны у Поллукса (I, 68), а латинские -- у Цензорина (24; ср.: W. Sontheimer, -- RE, IVA, стб. 2011). Требования войны вызвали разделение дня и ночи на стражи (phylakai, vigiliae). Вавилоняне, Ветхий завет и Гомер (II., X, 253; Od., XII, 312) различали три стражи днем и три другие стражи ночью, в то время как греки и римляне позднее приняли египетскую систему из четырех страж (Eurip., Rhes., 5), которая была также широко принята и в гражданской жизни для обозначения частей ночи (ср., например: Asclep., Anth. Pal., V, 150). Тем не менее в Иерусалиме при римлянах часы ночи различались по петушиному крику (см.: H. Cosmala, -- "Annual of the Shedish Theological Institute", II, 1963, с. 118). Деление на часы впервые отмечается в Египте. Уже примерно около 2100 г. до н. э. египетские жрецы пользовались системой из 24 час.: 10 час. дня, 2 часа сумерек и 12 ночных час. Эта схема, основанная на десятичном счете, около 1300 г. до н. э. была заменена более простой системой, в которой дню и ночи отводилось по 12 час. Вавилоняне также отводили дню и ночи по 12 час. Греки, согласно Геродоту (II, 109), усвоили эту систему от вавилонян. Греческое слово hora, от которого через латинское hora произошло и английское hour -- "час"***, первоначально значило "промежуток времени, пора, период", а позднее стало значить и "подходящее время;  назначенное время"  (например,   Arist.,  Ath.   Ро1., 30, 6; Sappho, ap. Hephaest. de re metr., 11, 3, -- D.L. Page, Poetae Melici Graeci, 1962, фрагм. 976 в значении "свидание любовников")****.   Значение "час" впервые засвидетельствовано у греческого   слова во второй   половине IV в. до н. э. (Пифей в:  Geminus, Elem., Astro., 6, 9;  Arist., fr. 161).   В это же время появляется и выражение "полчаса" (у Менандра)."

Мне лично кажется, что тут несуразица на несуразице сидит и нелепицей погоняет.
У египтян уже две тыщи лет часы отмеряют, а в Ерусалиме все еще петушиные крики слушают, гордо игнорируя римскую стражу раз-два.
А стражу, кстати, по крику петуха отсчитывали или как?

"Час в древности был, однако, не 1/24 частью полных (астрономических) суток, как в настоящее время, а 1/12 частью фактического времени от восхода до захода или же от захода до восхода Солнца. Продолжительность часа, следовательно, колебалась в зависимости от широты и времени года
...С возникновением солнечных и водяных часов стало возможным и более точное измерение времени. Самые древние из сохранившихся водяных часов (примерно 1600 г. до н. э.) и солнечные часы (около 1450 г. до н. э.) были найдены в Египте. Согласно Геродоту (II, 109), греки научились пользоваться солнечными часами у вавилонян. Более поздние известия (Favorinus, ар. Diog. L., II, 1) приписывают изготовление первых греческих солнечных часов Анаксимандру Милетскому (около 550 г. до н. э.) или же его ученику Анаксимену (Plin., N. Н., II, 187). В Риме первые солнечные часы были сооружены в 293 г. до н. э. (Plin., N.Н., VII, 213).

Современные часы одинаковой и постоянной продолжительности были установлены и введены в обиход астрономами и космографами (ср.: Strabo, II, 5, 36, с. 133). Существовало две системы деления дня: на 12 равных частей, как это делали вавилонские жрецы, и на 24 части, как это делали египетские жрецы. Эллинистические астрономы переняли египетское деление календарного дня, но, следуя вавилонской системе счета, разделили египетский час на 60 равных частей. Они пользовались водяными часами, в которых заранее определенное количество воды всегда протекало в одинаковый промежуток времени. Средневековые астрономы использовали ту же систему, соответственно которой были размечены и механические хронометры, так что мы до сих пор делим час на 60 минут. Тем не менее час переменной продолжительности продолжал употребляться в повседневной жизни, а в некоторых районах Средиземноморья он сохранялся еще в XIX в."

Час от часу не легче.

Ну, ладно, что там с источниками нынче?
С Цензорином я уже разбиралась, решила разобраться с кем-нибудь еще, например, с упомянутым Пифеем.

"Пифей (ок. 380 до н. э.- ок. 310 до н. э.) - древнегреческий купец, путешественник, географ, происходивший из западносредиземноморской колонии Массалия (современный Марсель).
Пифей около 325 года до н. э. совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы. Книга Пифея «Об океане» с описанием его путешествия до наших дней не дошла, однако на неё ссылаются Страбон, Плиний Старший, Полибий и другие античные авторы, часто чтобы опровергнуть его данные. Античные историки называли его лжецом и фантазёром.
Пифей плавал вокруг Британии, а также побережья Балтийского моря, на котором добывали янтарь. Британию он описал как треугольный остров и посчитал размеры его сторон (преувеличив их, но пропорции были верны). Он был первым греком, описавшим полярный день, полярное сияние и вечные льды. Споры вокруг острова Туле, находящегося за полярным кругом (по описанию Пифея, полярный день там длится целый месяц), не утихали много веков." (вики)

Как это прекрасно - книга не дошла, но споры не утихали веками.
Географы диванные :)



Издание Страбона 1516 года (внутри таится Пифей). Лист с выходными данными как бы.

Туби орноттуби континед, увы.

чтение с интересом, история, тексты, цивилизация

Previous post Next post
Up