Мда, меня от несчастного Пифея уже тридцать три раза унесло, была бы память, стала бы энциклопедистом, этим, как его, Ливием. Или Флавием? А, нет, Плинием, майором. Ну, уж Сенекой-то точно. Или Липсием? Вот беда-то.
Дяденька Липсий зацепил мой мозг надолго. Дня на два. Но мозг же, ***, ленивый, ну или умный, типа, он все уже для себя понял, давай уже дальше двигаться, а я-то еще не поняла, и как мне заставить мозг выстроить стройную картинку, если он не хочет в конкретике разбираться, я не знаю. Ну, беда опять.
Ладно, буду тупо цитировать источники, вдруг что-нибудь пойму.
Варианты написания имени, помимо латинизированного Justus Lipsius: Joose Lips, Joost Lips (вики А), Iusto Lipsio (книга), Joest Lips (вики Н), Jodocus Lips (вики Г).
Вики Р достаточно лаконична, но интригующа:
"Юст Липсий (лат. Justus Lipsius, нидерл. Joost Lips; 18 октября 1547, Оверейсе - 24 марта 1606, Лёвен) - южно-нидерландский гуманист и знаток классической латыни, известный своими теориями относительно политики и нравственности. До наших дней дошла его огромная корреспонденция на латыни.
Родился в посёлке Оверейсе в окрестностях Брюсселя. Учился в иезуитском коллегиуме и в Лёвенском университете. Преподавал историю и право в Йене, Лейдене и Лёвене. Прославился на всю Европу авторитетными изданиями латинской прозы, в особенности Тацита (1574) и Сенеки (1605). Его издания классиков служили эталоном для многих поколений филологов.
В качестве писателя Липсий подражал лапидарному стилю Тацита, не одобряя завихрений цицероновской риторики. В 1589 году опубликовал политический трактат, в котором отстаивал необходимость рационализации государственного аппарата. В философских взглядах следовал за стоиками, особенно почитал Сенеку.
Имя Юста Липсия носит здание (en:Justus Lipsius building), в котором заседает Совет Европейского союза."
Б и Е собственные философские достижения Юста почти игнорируют:
"Липсий (Юстус Lipsius, 1547-1606) - знаменитый филолог, обучался у иезуитов, был профессором в Иене, Кельне, Лувене, после перехода в реформатство - в Лейдене, после возвращения в католицизм - опять в Лувене, где ему в 1853 г. воздвигнут памятник. Главные заслуги Л. - изучение римских древностей и критика латинских текстов, особенно архаистических и из серебряного века. Всего больше славилось его издание Тацита (Антверпен, позже 1600, 1607 и 1608). Собственный стиль его представляется соединением архаистической латыни с языком Апулея, Тертуллиана, Киприяна, Арбония и не остался без невыгодного влияния на позднейших филологов. В философии он, как видно из его книги «De constantia in malis publicis» (Антверп., 1575), был приверженцем стоиков. Письма его собраны им самим (Лейден, 1586-90) и Бурманном (Амстердам, 1725). Написал еще: «Antiquarum lectionum libri V» (Антв., 1575), «De una religione»; «Politicorum libri IV»; «Epistolicarum quaestionum libri V» (Антв., 1577). Его «Opera omnia» вышли в Антверпене (1585), полнее в Везеле (1675). Ср. Nisard, «Le tiumvirat litteraire au XVI siecle» (П. 1852); Amiel, «Un publiciste du XVI siecle, Juste L.» (П., 1884), и van-der Haeghen, «Bibliographie Lipsienne» (Гент, 1886 слл.)."
Если я правильно поняла, ЭСБЕ ссылается на издания 1852, 1884 и 1886 гг. Издание Юстом Сенеки не упоминается.
Памятник в Лувене поставлен в 1853 г., непонятно, в связи с чем.
Лувен, Левен, Лёвен - львиный, видимо.
Англо-вики более подробна в изложении биографии, но не акцентирует внимания ни на стоицизме, ни на издании древних. Правда дает ссылки на философские словари, мол, хотите - читайте. При этом не упускает случая для мелких уколов, вроде ненавязчивого упоминания о непринужденном мотылянии Л. между католиками, реформаторами и кальвинистами, а также о его призывах жечь и резать, несмотря на окружающую всеобщую веротерпимость.
"Фламандский филолог и гуманист. написал ряд работ, направленных на возрождение древнего стоицизма в форме, которая будет совместима с христианством. Наиболее известной из них является De constantia (О постоянстве). Его форма стоицизма повлияла на ряд современных мыслителей, создавая интеллектуальное движение Neostoicism. Он преподавал в университетах в Йене, Лейдене и Левене.
Родился в Оверейсе (Overijse), Брабант (Brabant) (в современной Бельгии). Родители отправили его рано в иезуитскую коллегию в Кельне (Cologne), но они боялись, что он может стать членом Общества Иисуса, поэтому, когда ему было шестнадцать лет, перевели его в университет Левена в Лёвене (University of Louvain in Leuven).
Публикация его Variarum Lectionum Libri Tres (1567), которую он посвятил кардиналу Granvelle, принесла ему назначение в качестве Латинского секретаря и визит в Рим в свите кардинала. Там он оставался в течение двух лет, посвящая свое свободное время изучению латинских классиков, сбору подписей и изучению рукописей в Ватикане. После того как он вернулся из Рима, он опубликовал вторую часть смешанных критических статей (Antiquarum Lectionum Libri Quinque, 1575); по сравнению с Variae Lectiones на восемь лет раньше, это показывает, что он продвинулся от идеи чисто умозрительных исправлений к исправлению путем сравнения (he had advanced from the notion of purely conjectural emendation to that of emending by collation).
В 1570 он путешествовал по Бургундии, Германии, Австрии и Богемии, в последней университет Йены занимает его как учителя более чем на год, в положении, которое подразумевает соответствие лютеранской церкви. На обратном пути в Лёвен, он остановился на некоторое время в Кельне, где должен был вести себя как католик.
Затем он вернулся в Левен, но Восьмидесятилетняя война вскоре вынудила его укрыться через Антверпен в Северной Голландии, где в 1579 году недавно созданый Лейденский университет назначил его профессором истории. Он занимал должность ректора университета в течение четырех сроков и был движущей силой роста и инноваций в ранние годы.
Одиннадцать лет, что он провел в Лейдене были периодом наибольшей производительности его. Именно в этот момент он подготовил своего Сенеку и усовершенствовал в последующих изданиях свего Тацита, и выпустил ряд других работ. Некоторые из них были чисто ученые, некоторые были коллекциями классических авторов, другие были общего интереса. Одним из этого последнего класса был трактат о политике (Politicorum Libri Sex, 1589), в которой он показал, что, хотя общественный учитель в стране, которая исповедовала веротерпимость, он не отошел от государственных максим Alva и Филиппа II. Он писал, что правительство должно признать только одну религию и искоренить инакомыслие огнем и мечом. Это признание подвергло его атакам, но предусмотрительные власти Лейдена спасли его от нападающих, опубликовав заявление, что выражение Ure, seca ("Жечь и резать") было метафорой для энергичного лечения.
Весной 1590, оставив Лейден под предлогом принятия воды в Спа, он отправился в Майнц, где примирился с Римско-католической церковью. Это событие глубоко заинтересовало католический мир, и приглашения от дворов и университетов Италии, Австрии и Испании посыпались на Липсиуса. Но он предпочел остаться в своей стране и, наконец, поселился в городе Лёвен, как профессор латыни в коллегии Buslidianum.
Он не рассчитывал учить (He was not expected to teach), и назначение тайным советником и историографом Испанского короля Филиппа II дополнило его незначительную стипендию. Он продолжал публиковать диссертации, как и прежде, главные были De militia romana (1595 г.) и Lovanium (1605), предназначеная в качестве введения к общей истории Брабанта.
Lipsius умер в Левене. Через годы улица от Wetstraat в Эттербеек квартале Брюсселя, названа его именем. В 1990-е годы, строительство нового дома Совета Европейского Союза построено через дорогу. Название Юстус-Lipsius было дано новой соседней улице. Почетный остается: штаб-квартире ЕС в настоящее время проживает в здании Юстус Липсиус.
Имя Юстус Липсиус привлекло новое внимание общественности в 1995 году, когда оно было выбрано для нового здания штаб-квартиры в Брюсселе Совета Европейского Союза. Это потому, что новый комплекс был построен, где была улица его имени. Он также был недавно выбран, чтобы появиться на монете 10 евро отчеканенные в Бельгии в 2006 году" (отредактированный г-перевод, не судите строго)
Ну, пишут, типа здание совета названо так по соседней улице, ничего такого особенного :).
Ну, подражал стилю Тацита, которого же и издал, и придерживался стоико-сенекиных взглядов, которого тоже издал в наилучшем виде, причем уже после своих стоических исследований.
Ну, связал стоицизм с христианством, породив широкое движение Christianized 'Neostoicism';.
Ну, изданный Тацит описал биографию изданного же Сенеки, все это не больше, чем совпадения :).
Из вышеизложенного становится отчетливо видна значительная роль Л. в жизни Лейденского университета.
(Где-то когда-то я читала про роль Лейдена вообще в общеевропейской жизни, но энциклопедист у меня мозг, а со мной он не любит делиться содержимым своих чердачных сокровищ. Ну и пусть себе хранит, жадная говядина :))
Попутно выяснила, что Восьмидесятилетняя война у нас называется
Нидерландской революцией и пару занимательных фактов - что Оранский был в союзе с османами, "лозунгом гёзов стал «Лучше турки, чем Папа» и они даже имели красное знамя с полумесяцем, напоминающее турецкое знамя" <А у турков уже тогда было такое знамя?>, что "Сулейман даже утверждал, что считает себя религиозно близким протестантам «так как они не поклоняются идолам, верят в единого Бога и воевали против папы и императора»", ну и что иконоборчество это не только ценный мех Византия в какой-то там древности, но и темпорально)) более близкая Голландия XVI века.
А, да, еще узнала, что восстание началось из-за НДС десятины - налога на продажи. "В условиях Нидерландов, где товары многократно перепродавались через посредников, пока доходили до потребителя, "десятый пфенниг" означал огромную нагрузку на всю экономику. Ввиду этого требование Альбы вызвало решительный протест как протестантов, так и католиков."
Ничто не ново под луной :).
Поскольку это левый занос и нет желания в него углубляться, предположу, что в результате этого восстания потери оказались несколько больше, чем рекомая десятина, и на этой минорной ноте вернусь к полюбившемуся полонезу Огинского филологу Л. (Оставляя вероятность, что на самом деле все было совсем не так, но это абсолютно не важно)
Вот во всей этой катавасии Ю. Липс и издавал свои и древние опусы.
Нем-вики сообщает, что папа Юстаса был королевский судья и оставил сыну очень богатое наследство, что в Кёльне Юстас женился на вдове, что в Лейден он отправился из-за Orthodoxie (что бы это значило?) и что там он стал звездой университета, как Isaac Casaubon und Joseph Justus Scaliger. (Какие знакомые имена :) )
"В 1581 он насмехался над своими противниками в памфлете Satyra Menippaea. Но несколько лет спустя, после выхода De una religione und Politicorum sive civilis doctrinae libri IV, его жизнь стала невыносимой. Он покинул Лейден и пошел через Майнце в Льеж (Luttich)."
(И пришлось вернуться в католичество и в львиный город Лёвен.)
Этимология Льежа, кстати, забавна
"Это имя германского происхождения и восстановим как * liudik-, от германского слова * liudiz "народ", который находится, например, в голландском lui(den), lieden, немецком Leute, староанглийском leod (английское Lede) и исландском lýður ("люди"). Он находится в латыни как Leodicum или Leodium, на среднем голландском ludic или Ludeke."
Собственно, получается, Юстас пошел из города Люди в город Люди :)).
Этимология Майнца не просто забавна, она доставляет несказанно:
"Римская крепость или Castrum Mogontiacum, предшественник Майнца, была основана римским полководцем Друзом, возможно, уже в 13/12 г. до н.
...Несмотря на то, что город расположен напротив устья реки Майн, название Майнц не от Майна, сходство возможно из-за диахронической аналогии. Main родом из латинской Menus, название римляне использовали для реки. Лингвистический анализ многочисленных форм ясно показал, что имя "Майнц" - это упрощение Mogontiacum. [6] Имя появилось из кельтского, тем не менее, оно также стало римским и было выбрано за особое значение. Римские солдаты, защищающие Галлию, приняли галльского бога Mogons (Mogounus, Moguns, Mogonino), о значении которого этимология предлагает два основных варианта: "Великий", аналогично латинскому magnus, который был использован в таких именах, как Alexander magnus, "Alexander the Great" and Pompeius magnus, "Pompey the great"; или бог "might" -- олицетворял как он появляется в молодых слуг любого типа ли благородного или неблагородного рождения (personified as it appears in young servitors of any type whether of noble or ignoble birth) <я не могу это отредактировать(((>."
Видимо, в Лёвене появилась потребность в менее древней, но собственной истории, и потому Юстас "в конце 90-х годов открыл Wachtendonckschen псалмы, один из старейших старых голландских текстов".
Профессиональная деятельность Юстаса в вики-Н выглядит так:
"Помимо Эразма Роттердамского, Липсиус считается самым важным Epistolograph (письмописателем) гуманизма. ...Он писал, вопреки сложившемуся Ciceronianism, в стиле, который был основан на brevitas Тацита.
...Кроме того Л. работал над изданием важных древних текстов. Он стал известным, когда опубликовал первое критические полное собрание сочинений Тацита (Антверпен 1574 издания в 1581, 1585, 1588); Другие издания сделали доступными исторические труды Ливия (1579), Цезаря (1585) и Веллея Патеркула (1591).
...Его ... диалогический трактат о стойкости передает важные элементы стоицизма в современной ситуации, чтобы дать комфорт и стабильность во время кризиса. ...Последующие релизы... пытаются представить стоическое учение более систематически. <В смысле, он сначала формулировал стоические идеи, до издания Сенеки> В "Politicorum Libri" (1589) устанавливает политическую-этическую доктрину, являюшейся важной основой для современной теории государства и считается пионером абсолютизма.
(stellen die politisch-ethische Lehre vor, sind ein wichtiger Grundstein fur die moderne Staatslehre und gelten als Wegbereiter des Absolutismus) <тоже не могу внятно перевести, но смысл примерно ясен, вроде бы>
...В 1588 году, Мишель де Монтень переписывался с Л., который называет Монтеня "французский Фалес".
Благодаря его сочинениям по военному делу, в которых он доказал необходимость постоянных армий, основал научный характер войны".
<Надеюсь, я правильно поняла, что Фалесом Л. называет именно Монтеня, а не наоборот (korrespondierte Michel de Montaigne mit Lipsius, der Montaigne den „franzosischen Thales“ nannte) :)>
(Фалес Милетский - это такая отдельная песня, оёёй :) )
Конца-края что-то не видать пока :((
И чтобы не забыть, с чего же вся эта белиберда началась, дата из книжного предисловия опять.
Так когда там календами перестали дни считать?