"с именем Вячеслава Григорьевича Шварца никогда не сочетался эпитет "великий", но творчество художника стало важным этапом в развитии русской исторической картины. В.В. Стасов так определил его роль: "Я думаю, что как от "Свежего кавалера" пошла наша бытовая живопись, так и от "Ивана Грозного" Шварца пошла настоящая историческая живопись. В истории отечественной живописи художник стал "первооткрывателем" новых тем и одним из создателей историко-бытовой картины".
"Шварцы вели свою родословную от выходца из Дании, перешедшего в русскую службу в XVII столетии. История семьи повторяет известную схему: чужеземный род переходит в православие, верой и правдой служит новому отечеству и за пару столетий становится ярчайшим представителем русской дворянской культуры..."
"Творчество В.Г. Шварца было удивительно своевременным: картины художника на сюжеты из русской истории появились почти одновременно с историческими трудами С.И. Соловьева, Н.И. Костомарова, и И.Е. Забелина..."
Вехи творческого пути:
1860. рисунок углем "Иван Грозный под Казанью"
<
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/russian/shvartz/images/shvartz2.jpg>
1861. едет за границу в Берлин, Мюнхен, Аугсбург, Карлсруэ, Дармштадт, Франкуфурт на майне, Кёльн... в декабре представляет... картон углем "Иван Грозный у тела убитого им сына в Александроской слободе"... удостоен первой серебряной медали.
1862. получает ... предложение сделать иллюстрации к повести .. "Князь Серебряный". работает над рисунками к поэме... "Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова"
1863. приступает к работе над иллюстрациями. отправляется ... через Германию и Бельгию во Францию. Для усовершенствования... остается в Париже... работает над картиной "Иван Грозный у тела убитого им сына".
1864. возвращается в Россию... пишет картину "Русский ратник XVI века". экспонируется картина "Иван Грозный у тела убитого им сына". Награжден второй золотой медалью.
1865. пишет картины, ставшие примером историко-бытового жанра... получает звание академика.
1866. занят отбором произведений... для всемирной выставки в Париже... в числе экспонатов пять работ Перова, картины В. Пукирева, Н. Ге, К. Флавицкого, В.Шварца и др.
1867. уезжает в Париж... работает над картиной "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме".
1868. возвращение в Петербург... работает над картинами "Гонец. XVI век", "Стрелец времен царя Алексея Михайловича", "Вешний поезд на богомолье во времена Алексея Михайловича".
(Наследие семьи Шварц. Курск, 2008)
дополнения из других источников :
"В 1859 году, за представленный академии рисунок своей композиции «Свидание Святослава с Цимисхием», он был удостоен малой серебряной медали, через год после того получил вторую такую медаль за рисунок «Взятие Казани» и в 1861 году получил большую серебряную медаль за исполненный углем в натуральную величину картон: «Иоанн Грозный у тела убитого им сына», замечательный по драматичности сюжета, прекрасной композиции, силе выражения и археологической верности всех подробностей представленной сцены...
На упомянутой выставке международное жюри присудило ему золотую медаль за картину «Голштинские послы в посольском приказе»...
он оставил по себе прочную память в истории русского искусства как самый замечательный из воспроизводителей отечественной старины. ...в своих композициях он, как никто другой, ставил зрителя лицом к лицу с ее историческими и не историческими личностями, вводил его во все частности их быта, всецело воскрешал их нравы и характеры, и своим примером увлек многих художников на путь подробной и точной обработки русских исторических тем. ..."
<
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шварц,_Вячеслав_Григорьевич>
Шварц обратился к творчеству А.С. Пушкина и создал иллюстрации к его произведениям - "Смерть Олега" ("Песнь о вещем Олеге"), "Руслан и Голова" ("Руслан и Людмила"). Эти иллюстрации стали экспонатами музея А.С. Пушкина в Петербурге.
<
http://history-life.ru/post93235534/>
К осенней выставке в Петербурге Шварц окончил несколько картин: «Гонец. XVI век», и два больших станковых рисунка...На этой же выставке находились два больших рисунка Шварца: «Наречение царской невесты царевною» и «Соколиная охота при Иване Грозном»
<
http://klub-mastera.narod.ru/catalog/tvorcheskaya_karlovoi/Rasskaz_ob_akademike/>
нашла не все картинки:
здесь самые известные
>
вот еще картины:
>("Иван Грозный на соколиной охоте")
("Русский посол при дворе римского императора.")
("Гонец 16-го века")
("Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте")
("Князь Серебрянный в гостях у боярина Морозова")
и еще одна цитата:
"Середина XIX века - очень интересное время, когда, по сути, складывалось современное представление о всемирной истории, строились и перестраивались средневековые и античные руины, выглядевшие недостаточно средневековыми и античными, внезапно появлялось неимоверное количество исторических артефактов и вводилось в оборот множество древних текстов, до той поры известных лишь по названиям и обрывочным предложениям. Это понятно - в Европе строились национальные государства, национализм был начертан на знаменах прогрессивной буржуазии всех стран и нуждался в идеологическом обосновании. Немцы назвали ту эпоху «историзмом». Живопись «историзма» шла в ногу со временем, так что везде расцветала квазиреалистическая, тонко стилизованная «историческая» тематика. История, как литература, нуждалась в иллюстрациях своих концепций, и уже никого не удолетворяли античные персонажи в турецких тюрбанах, увешанные венецианскими драгоценностями. Требовалась достоверное соответствие новым историческим концепциям, каждая эпоха должна была получить свойственный только ей исторический облик."
<
http://alexander-pavl.livejournal.com/60822.html >