про королеву-2

Sep 13, 2016 04:33

Оказывается, я перепутала год Археологического сборника и он 2013 года, на самом деле, а не 2015.
Я еще удивилась, как быстро в новостях оказалось. Ан нет, не быстро :).

Теперь про базилику Сен-Дени,
при раскопках в которой был обнаружен нетронутый саркофаг Арегунды, и где ее вроде бы погребли в каком-то году шестого века нашей эры.
Но в действительности опять про источники, потому что откуда, интересно, еще можно узнать про строительство восьмивековой давности?



(вики)

Считается, что нынешнее сооружение соорудил аббат Сугерий в 1135-1144 гг, положив начало готике как таковой (за которую во второй половине 19 века ратовал Раскин, поскольку она ближе к природе, чем классицизм. Призывал вернуться к корням в Сен-Дени, надо полагать).
Некоторые утверждают, что Сугер не построил базилику с нуля, а перестроил построенную Дагобертом-1 в 636 или Пипином Коротким в 754, вики-а не совсем понятно излагает.

Но в любом случае базилика построена позже, чем Арегунда покинула сей мир.

Попутно выяснилось, что рекомый Сугер тоже голова.
В смысле, помимо готического отцовства, еще "могущественный советник" двух королей, королевский биограф и просто историк.



На востлите нашлась книжка "Сугерий, аббат Сен-Дени. Жизнь Людовика VI Толстого, короля Франции (1108-1137)" в переводе Стукаловой Т. Ю. с ее же просто замечательным введением.
В котором сказано:

"Хорошо известно, что в средние века человек старше 40 лет был уже стариком, а к 60 годам большинство сходило в могилу. Однако именно в этом преклонном возрасте Сугерий начал свой великий путь биографа королей, «создателя» готического стиля и регента королевства. Он оставил нам - его потомкам - три главных памятника «aerae perennius»: свои сочинения, свою административную и финансовую реформу и свои художественные достижения"

"В 1140-1141 гг. Сугерий составил «Ordinatio» - распоряжения об основании фундамента нового собора св. Дионисия и выделении средств на его строительство, - а в 1144 г., после 11 июля, «Книжечку об освящении церкви св. Дионисия», в которой рассказывает об истории храма, возведенного при короле Дагоберте в VII в., о предпринятом им строительстве нового собора в аббатстве, о торжествах по случаю его освящения и великолепных дарах, принесенных королем и высшими баронами королевства. И последнее его произведение - «Книга о делах управления», - написанное в 1145-1149 гг. и, по всей видимости, незавершенное, повествует о деятельности Сугерия как администратора и хозяйственника на посту аббата Сен-Дени."

"Во Франции первая «романтическая» биография Сугерия в трех томах увидела свет в 1721 г. (Gervaise F. A. Histoire de Suger. Vols. 1-3. Paris, 1721.)"

"Автограф Сугерия не сохранился. На сегодняшний день известно восемь рукописей «Жизни Людовика Толстого». Поскольку у нас нет возможности лично с ними ознакомиться, описание рукописей дано здесь по А. Вакэ с добавлениями и уточнениями М. Бюра. <...>
Манускрипт А - лучшая рукопись, которой сегодня располагают историки, происходящая из аббатства Сен-Дени. Она датируется второй половиной XII в. (согласно А. Вакэ, около 1160 г.), и, как полагает О. Молинье, список был сделан с автографа Сугерия; в XIII в. к тексту были добавлены глоссы. Он был включен в роскошный том in-folio, содержащий на 266 листах серию нарративных текстов, относящихся к истории папства и Франции; «Жизнь Людовика Толстого» расположенная в конце его, занимает 232-266 листы. Эта рукопись была описана и изучена П. Виолле в 1874 г."

В статье вики-фр про Сугера есть ссылка на издание его сочинений 1867 года, тоже с введением и библиографией. Библиография начинается с 1625 года.
В принципе, по-моему, вполне достаточно)).
Ну не считая упоминаемых вики-а разрушений 1771 года, "неуклюжей реставрации" 1839 года и таких же ремонтных работ 1840-х.

Но еще нашла случайно странный текст - Дойч Лоран. "Метроном. История Франции под стук колес парижского метро"
Не знаю, что и думать про него.

"Как не ощутить волнения перед этим полем надгробий из лежащих фигур, которые обрели бессмертие за века королевской власти в известняке или мраморе? Вы видите их, говорите с ними, притрагиваетесь к ним, а они лежат в вечности, но сохраняя прежнюю гордость. Вот Дагобер, основавший этот некрополь, вот Пипин Короткий, Роберт Благочестивый, Людовик X, Карл V, Франциск I и другие… Более семидесяти из них пристально смотрят на нас. Могилы были осквернены во время революции, но большая часть скульптурных изображений чудесным образом уцелела."
<...> КУДА ИСЧЕЗЛИ КОРОЛЕВСКИЕ ОСТАНКИ?
В 1793 году Конвент постановил «уничтожить пышные надгробья монархии в Сен-Дени». Под руководством комиссара в черном фраке и шляпе с трехцветной кокардой рабочие вскрыли склеп Бурбонов. Три тяжелые плиты закрывали вход, и кирки стали разбивать прочную стену, которая не поддавалась в течение нескольких часов. Наконец, камни обвалились, и рабочие вошли в длинную крипту, где покоились пятьдесят четыре дубовых гроба. Все они были последовательно вскрыты. Общее изумление вызвали усы Людовика XIII, лицо Людовика XIV показалось странно почерневшим, от разлагающегося тела Людовика XV исходил ужасный запах…
Вскоре состоялось анахроническое свидание неподкупного Робеспьера и доброго короля Генриха IV, убитого сто восемьдесят три года назад. Время совсем не повредило черты монарха, но квадратная борода стала всклокоченной, седой, тусклой. Тело, обвязанное лентами, стояло, вытянувшись и опираясь на церковную колонну. Робеспьер, затянутый в свой сюртук с длинным воротником с отворотами, напудренными волосами и превосходными белыми буклями, пристально вглядывался в королевское лицо, чьи глаза оставались упорно закрытыми. Что хотел выяснить инициатор революционного террора в этой встрече, бросающей вызов времени?
<...> В конечном счете, тело Вер-Галана, как и все прочие, было брошено в общую могилу к северу от церкви, на уровне нынешнего сада Пьер-де-Монтрёй.
Эксгумированные при Реставрации, королевские останки, изъеденные известью, были благоговейно перенесены обратно в крипту.
<...> КУДА ДЕВАЛИСЬ СОКРОВИЩА СЕН-ДЕНИ?
Аббатство выпотрошили во время революции, но грабители были очень разочарованы своей добычей: лишь несколько унций золота и серебра. Однако инвентаризация, произведенная в 1634 году, установила наличие около ста пятидесяти пяти объектов высокой ценности. Оружие древних королей, короны, украшенные драгоценными камнями, реликвии святых в пышных раках, евангелия с бесценными миниатюрами составляли, согласно документам эпохи, большую часть этих сокровищ.
Люди авантюрного склада или жаждущие богатства вообразили, что сокровища Сен-Дени были где-то закопаны… "

Во-первых, никто до Дагоберта не упоминается, а во-вторых - что это за мумия Генриха-4, обвязанная лентами, с неповрежденным от времени лицом? То есть, их бальзамировали, что ли? Тогда почему удивляются современные исследователи находке забальзамированного легкого во вновь обретенных органических остатках Арегунды? И придумывают какие-то неудобоваримые объяснения, типа от медной пряжки пояса бальзамирование случайно получилось?
Непонятно.

археология, чтение с интересом, история, храм, тексты, цивилизация

Previous post Next post
Up