(no subject)

Sep 19, 2016 03:21

Разбираясь в истории Пантеона-Сен-Женевьев, обнаружила некоторое количество непонятного.

Практически все источники в интеренете увязывают построение нового храма с обетом заболевшего Луи-15, данного в 1744 году.
Вики-фр в этом случае ссылается на Жана Фавье (1932-2014), французского медиевиста (архивиста, палеографа, первого хранителя в Национальном архиве с 1958 по 1961 г. и т.д.). Не знаю, откуда эту информацию взял сам Фавье. "Архивист-палеограф" немедленно вызывает ассоциации с уже небезызвестным Флери.

В 1755 к работе над проектом здания приступил Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot (1713-1780)),  чья реабилитирующая готику работа была опубликована в 1841 г.
Проект Суффло, как утверждает г-перевод французской вики, содержал в себе в себе отпечатки четырех стилей - готики, византийского, классики и греко-римского.
Кое-кто называл это эклектикой, тем не менее нынче принято называть стиль Пантеона неоклассикой.
Вики-фр говорит, что "купол барабана, с его внешним перистилем является ссылкой на Темпьетто Браманте" (Темпьетто построена в 1502, на минуточку), другие тексты упоминают вдохновляющий собор Св. Павла в Лондоне.

Решив уточнить стильный пантеоновский список, разнящийся в разных источниках, опрометчиво открыла "Всемирную историю архитектуры" (2007, перевод с английского 2011).
Статья "Св. Женевьева" начинается с того, что иезуиты, посланные святой церковью в Америку много писали о жизни коренных американцев, продолжается описанием труда Руссо "Дискурс об искусстве и науке". Стиль объявлен неоклассическим, несмотря на "барочный купол". "Контраст между внешней каменной суровостью и яркостью и воздушностью интерьеров задумывался как образное воплощение трансформируюшей силы Возрождения". Как хочешь, так и понимай пожалуйста.

Краткое изложение дискурса Руссо в нескольких предложениях чудесно. "Это была мощная, хотя и противоречивая критика всего, что в течение веков создала к тому времени французская интеллигенция". Мда.
Предшествующая статья "Марк-Антуан Лозье" поведала про священника Лозье, который в промежутках между проповедями, обличающими Луи-15 в "сомнительных развлечениях" и призывающими "отдать должное религии", написал в 1753 г. "Эссе об архитектуре", в котором в частности "клеймил использование пилястр, которые стали "фишкой" эпохи Возродения". Так прям и написано - "фишкой", да.
Потрясающая книга. Не знаю только, благодаря авторам или перевочдикам.

В 1758 году были начаты непосредственно строительные работы. При рытье котлована под фундамент были обнаружены пустоты от добычи то ли камня, то ли глины, но совершенно точно римского времени. "Земля была подорвана галереями, которые пробурены шестнадцать веков назад, галло-римскими гончарами для извлечения глины. Насчитали по меньшей мере семь скважин глубиной 25 метров и сотни других, меньшей глубины."(г-перевод все той же вики-фр)

Под храмом имеется крипта, "суммарная мощность составляет около 300 мест. Одна из гипотез для объяснения этого - что Людовик XV хотел сделать мавзолей для Бурбонов."
Но непонятно, построил ли ее Суффло или это были древние склепы, как сказано в католической энциклопедии 1913 года, или что.

В 1764 году Луи пришел заложить первый камень "перед грандиозным расписанным холстом, изображающим портал будущего здания"
Есть картина художника Pierre-Antoine Demachy 1765 года, изображающая это знаменательное событие.
Правда, на ней нет холста с портиком, есть готовый портик.



(источник картинки)

Не знаю, что и думать.

чтение с интересом, архитектура, история, храм, тексты, цивилизация

Previous post Next post
Up