Еще немного про парижский Пантеон.
В
тексте департамента истории архитектуры и археологии парижской мэрии "Place du Pantheon (5 arr). Historique" увидела картинку с планом части Парижа. Подпись гласит: "Fig. 3 - En 1748, lors de la première consultation pour une place en l’honneur de Louis XV, Soufflot projète l’aménagement du sommet de la montagne Sainte-Geneviève avec une place semi-circulaire (В 1748 году, на первой консультации за место в честь Людовика XV, Soufflot проектирование расположение в верхней части горы Сент-Женевьев с полукруглым пространством)".
Нашла
этот план, который был включен в книжку "написанную Pierre Patte (1723-1814), архитектором герцога Zweibruecken, и опубликованную в Париже в 1765 году, под названием 'Monumens eriges en France a la gloire de Louis XV'. Эта коллекция планов является столь важным и такой фундаментальной ценности, что кажется удивительным, как мало она была оценена или даже известна, пока Роберт Брюк в последнее время (в 1908 г.) не акцентировал его важность.
(wonderfully illustrated book written by Pierre Patte (1723-1814), architect of the duke of Zweibruecken, and published in Paris 1765, under the title: 'Monumens eriges en France a la gloire de Louis XV". This collection of plans is so important and of such fundamental value that it seems surprising how little it was appreciated or even known, until Robert Bruck recently (in 1908) emphasized its importance. Many esthetic blunders in city planning would have been avoided if the great body of French thought represented in Patte's book had found more serious students among civic designers /Werner Hagemann & Elbert Peets, The American Vitruvius: An Architects' Handbook of Civic Art (New York: 1922), p. 67)"
(
отсюда)
Во-первых, я к этим затерянным во времени книжкам-и-картинам несколько подозрительно отнушусь. Но может, это до американцев так долго доходило, не знаю.
Во-вторых, я не поняла, что хотел сказать автор мзрийский департамент, от слова совсем.
Книжка издана в 1765 году, откуда всплыл 1748 год, не поняла. На плане проект Суффло обозначен буквой А и это не в "верхней части горы", а на острове. Церковь Сен-Женевьев уже присутствует в правом нижнем углу в виде креста с одним вытянутым концом, то есть, к тому времени Суффло уже изменил свой первоначальный план в виде равноконечного креста по просьбам трудящихся требованию церковников. А на картине Demachy того же 1765 народ столпился перед вполне себе античного вида храмом, обзываемым сейчас почему-то "портиком на холсте в натуральную величину".
Или на плане другая Сен-Женевьев, но такая же крестообразная?
В 1748 году никакого проекта Суффло для нового храма не существовало же еще?
Ничего не понятно.
В этой прославляющей Луи-15 книжке, все памятники, кстати, в римско-имперском стиле и мало чего христианского в символике обнаружила. Как-то меня терзают смутные сомненья в молитве Луи Св. Женевьеве о выздоровлении)).