В прошлой жизни серии было высказано предположение, по-моему, довольно обоснованное)), что Митра и Атис одно и то же. Можно еще предположить их разнесение по территориям, Аттиса в Аттику, Митру в Азию, хотя святилища Митры разбросаны по всей Европе тоже.
Отождествление Митры с Адонисом, Апполоном, Гелиосом и Персеем пока оставлю в стороне.
Потому что, разглядывая картинки, нашла еще одну занятную параллель.
Парис называется. Тот, который с судом, Еленой и троянской войной.
Detail of the Judgement of Paris in the Mosaic of the Amores, in Cástulo (Linares, Jaén) Featuring Aphrodite, Hera, and Athena above and below Paris receiving the apple from Hermes.
вики Фригийский колпак, одежда, посох и яблоко в наличии. Еще присутствуют быки и собака. Быки редко, но собака всегда, даже на более поздних многочисленных картинах, где Парис уже не похож на Митру-Атиса. Собака, помнится, участвует в тавроктонии. Посох и яблоко входят в иконографический образ Атиса.
Честно говоря, я не знаю, кого в кого превращали и кто был исходником, и был ли исходник вообще.
Между прочим, у Париса имеется более развернутая биография, помимо суда, Елены и войны, и в ней есть место подкидыванию новорожденного на гору к пастухам (параллели с горой-Кибелой и подкидышем-Атисом), а также жена-подруга-нимфа Энона (Ойнона), которую он бросил ради Елены. Наказанием за спуск с горы в королевскую семью тут служит уже нечто более глобальное, чем безумие, то есть война и все умерли. Сам Парис умер тоже на горе.
"
Парис (Παρις, Αλέξανδρος, Paris) - второй сын Приама и Гекубы (Гекабы), с именем которого связана Троянская война. Еще во время беременности им Гекуба видела во сне пожар, грозивший испепелить всю Трою. Напуганные таким предвещанием родители по рождении ребенка велели отнести его на гору Иду и оставить там на произвол судьбы; но младенца вскормила медведица и воспитали в своей среде пастухи. Юный П. подрос и сделался пастухом идейских стад; в подруги он избрал нимфу Энону. В этой пастушеской обстановке застали его три богини, Гера, Афина и Афродита, пришедшие к нему за решением спора о том, кто из них прекраснейшая. Гера обещала ему господство над Азией, Афина - победы и военную славу, Афродита - обладание прекраснейшей женщиной; он предпочел последнее, приобретя этим себе и своему народу в Афродите постоянную покровительницу. Вскоре после этого Кассандра признала в нем брата и таким образом П. обрел свой родной дом. Вопреки предостережениям Эноны, П., по совету Афродиты, отправился в Амиклы, покинув любившую его нимфу."
Oenone (/ᵻˈnoʊniː/; Greek: Oinōnē - Οἰνώνη "wine woman").
"В греческой мифологии, Энона была первой женой Париса из Трои, которую он оставил для королевы Спарты Елены.
Энона была горная нимфа (ореада) на горе Ида во Фригии, горе, связанной с Богиней-Матерью Кибелой, альтернативной Рее. Ее отец был Cebren, бог реки. Само ее имя связано с даром вина.
Парис, сын царя Приама и царицы Гекуба, влюбился в Энону, когда он был пастухом на склонах горы Ида, будучи выставленным в младенческом возрасте (в силу пророчества, что он будет средством уничтожения города Трои), но спасен пастухом Agelaus. Пара поженилась, и Энона родила сына, Corythus.
Когда Парис позже оставил ее, чтобы вернуться в Трою и плыть через Эгейское море, чтобы похитить Елену, королеву Спарты, Энона предсказала Троянскую войну. Из мести за предательство Париса, она послала Corythus направлять греков в Трою. Другая версия гласит, что она использовала сына для разлада между Парисом и Еленой, но Парис, не признав своего собственного сына, убил его.
Единственное выжившие обширное повествование про Энону и Париса находится у Квинта Смирнского в Posthomerica, книга X.259-489, которое рассказывает о возвращении раненого Париса к Эноне. Смертельно раненный стрелой Филоктета, он просил Энону исцелить его своим травяным искусством, но она отказалась и изгнала его с презрением возвращаться в постель Елены и Парис умер на нижних склонах Иды. Затем, раскаявшись, Энона бросилась на его погребальный костер, который разожгли пастухи. Фрагмент из Bacchylides предполагает, что она бросилась со скалы, в Bibliotheke говорится, что "когда она нашла его мертвым, она повесилась", и Ликофрон воображал ее мчащейся сначала от возвышающихся стен Трои. Ее трагическая история составляет один из любовных романсов Парфения Никейского.
Овидий включает воображаемое укоризненное письмо от Эноны к Парису в его коллекции Heroides, текст, который был расширен рядом паразитных пост-Ovidian интерполяций, которые включают в себя изнасилование Эноны Аполлоном, что нигде не подтверждается в других источниках."
Вики-а как всегда с массой подробностей))
В
ЭСБЕ интересно про название острова.
"Энона (Οἰνώνη): 1) дочь бога троянской реки Кебрена или Эния, первая жена Париса, с которой он долго и счастливо жил на горе Иде. 2) Древнее название острова Эгины "
В
вики-ру - связь времен))
"Её упоминают также Вакхилид, Парфений, Конон. Овидий сочинил письмо Эноны Парису (Героиды V). Поэму «Энона» написал Теннисон."
Существуют некоторые изображения с запутанной принадлежностью. Атис? Или Парис? Или Александр? Да, с ним тоже путают, но про него картинок я не искала).
Это все равно еще не все по теме, Континьед еще будет))
Пока картинки про Париса.
А для любителей игр в слова пара придумок)) : "Мит(ф)ра это миф" и "Атис, Портис и Арамис".
Marble head from a statue of Attis, the shepherd loved by Cybele. The bust is modern. 2ndC. Excavated/Findspot: Tenuta di Palombaro (probably) (Italy,Lazio,Tenuta di Palombaro (Latium)).
Из пространного музейного комментария становятся известны интересные подробности:
В описании Таунли: "Голова Attys с фригийским или мистическим головным убором; Найдено недалеко от Рима" Место находки дается более конкретно, как Villa Colombaro в двух салонных каталогах (Parlour Catalogue owned by Simon Towneley and TY 12/5), но как Villa Palombara в GR 2. Голова была известна как Paris by Jenkins and Hamilton, и появляется под этим именем в документах Таунли по крайней мере до 1781 года, около 1786 она появляется как 'Paris or Atys' (TY 10/3), а в 1787-8 это просто 'Atys' в списке рисунков ca.1786 и TY 12/3, но 'Athys' в TY 12/5. Эллис записывает альтернативный Адонис (The Townley Gallery of Classic Sculpture in the British Musuem. ii, 18).
Куплено у Гамильтона в 1773 году за £ 40 (TY 10/2, 25r FO;. TY 10/5-6; TY 12/1), записывается как £ 45 в «Сводном каталоге» (FO 17R.) И TY 10/3 (FO. 30), а также 30 £ в TY 10/7.
Смит заметил, что грудь и верхняя часть головного убора восстанавлены. Первое, по крайней мере, была работа Albacini, и кажется маловероятным, что он оставил бы последнее нереставрированным. Получение Albacini 10 экю за восстановления «Paris» датировано ноябрем 1774 (TY 8/97). Оплачено Дженкинсом, который включил сумму в векселя Таунли от 1 июля 1775 года (TY 8/74/14): 'F [или] поддакивать [т.е. Карло] для Pettino F [или] в Париже ". Таунли сделал копию счета (TY 8/75/3) и вошел деталь в «Сводный каталог» (FO. 60r). Она была также записана в TY 10/3 (FO. 10) при £ 2.10s.
Голова была среди тех, которые остались у Дженкинса, когда Таунли отправился в Англию 11 ноября 1773 года (письмо от Дженкинса от 13 ноября, TY 7/319). Дженкинс написал 22 мая 1774, что она по-прежнему остается для отправки (TY 7/333). Она была в конечном счете отправлена в 1775 (TY 7/341).
Bm Two studies of the bust of Atys. Drawn by William Chambers. 1768-1805
Bm Statue of an attendant of Mithras wearing Phrygian cap and cloak; Parian marble; later restored as Paris. 2ndC (?). Excavated/Findspot: Tiber, River, grotto (near)
Статуя последователя Митры во фригийской шапке и плаще, позднее восстановленная как Парис.
Bm Head of Athena wearing an Attic helmet, mistakenly restored as an Attis wearing the Phrygian cap. Luna marble, Roman artwork after Classical Greek models, Hadrian era.
Голова Афины в аттическом шлеме, ошибочно восстановленная как Аттис во фригийском колпаке.
вики Bust of Attis, villa Chiragan
вики Head of marble male figure wearing conical cap, perhaps Attis (Atys) or one of Dioskouroi; nose and chin lost. 2ndC. Excavated/Findspot: Temple of Aphrodite (Africa,Libya,Cyrenaica,Temple of Aphrodite (Cyrene))
Голова в конической шапке, возможно Атис или один из Диоскуров.
Bm Wall Fragment with the Judgment of Paris
Roman, made in Pompeii, A.D. 45-79. Fresco; found in the House of Jupiter at Pompeii. Soprintendenza Speciale per i Beni Archeologici di Napoli e Pompei.
викиМеркурий восхитителен))
Relief fragment from limestone for the Dea Caelestis-Nutrix of the Roman province of Africa proconsularis (Tunisia)
Четыре голых человека представляют четыре сезона (слева направо): зима (с киркой и гусем), весна (с цветочной гирляндой и корзиной цветов), лето (серп и сноп пшеницы) и осень (виноград и корзина), в нижней панели, суд Париса: Парис сидит на скале в передней части дерева, Меркурий (с крыльями на голове и кадуцеем) протягивает ему яблоко, которое он должен дать победителю судебного решения, за Меркурием следует обнаженная Венера, потом Юнона-Juno со скипетром и чашей и Минерва с щитом и копьем; ранее стела, вероятно, увенчивалась изображением грудного вскармливания богиней плодородия Caelestis-Nutrix ребенка, среди полученных полей изображения будет иметь поле для донора, а также поле с быком как символ жертвы, но знаки показывают, что рельеф был незаконченным там.
вики Символика этого изображения зацепила мозг и он принялся фантазировать))
Символы: зима - Меркурий, гусь, жезл; весна - Венера, сердце (тут нет, но на других картинках есть), цветок; лето - Юнона, чаша (скипетр тоже, но надо что-то одно), серп; осень - Минерва, копье и щит, виноград. Какие-то параллели с картами Таро и игральными тут есть прямые, другие неявные, дальше я не знаю пока.
Предположительное присутствие Природы с грудным ребенком и жертвенного быка довольно занятно.
Museo Pio-Clementino, Ara Casali. I registri in bassorilievo descrivono episodi della guerra di Troia: qui (dall'alto): il giudizio di Paride, episodi di combattimento.
викиПосох Парис держит как скипетр, например
Mosaic depicting the Judgement of Paris. 4th Century AD From Casariche. Archaeological Museum of Seville, Spain
викиВсе в нимбах почему-то и опять скипетр и держава (протоскипетр и протодержава :) )
The Judgment of Paris by John Flaxman, 1804. Source: The Judgment of Paris, from the Iliad (Houghton, Mifflin & Co., Riverside Press. 1905.), 1804 edition. Engraving.
вики The Judgment of Paris, 1555, Giorgio Ghisi (1520-1582). Los Angeles County Museum of Art..
викиТут есть некие параллели с иконографией тавроктонии
The Judgement of Paris. Anonymous (Urbino). circa 1550
викиПосох Париса чудесным образом напоминает епископский
Waddesdon bequest British Museum
викиКрест на груди Париса не фотошоп, случайно?))
Paris, met de appel in zijn hand gezeten op een rotsblok, anonymous, c. 1500 - c. 1600
RmПоза знакомая
Paris und Helana im Schiff. Source: J. C. Andrä: “Griechische Heldensagen für die Jugend bearbeitet”. Berlin: Verlag von Neufeld & Henius, 1902
викиИнтересно весло, частенько попадавшееся в голландских картинках, нарисованных как бы гораздо раньше 20 века, но гораздо позже античных времен.
Paris seeking refuge on the altar is recognized by Hector and Cassandra who threatened it. Etruscan box mirror, bronze, 3rd century BC.
викиТут поза тоже митрианская и непонятно, к чему она тут.
Paris kerft naam van Oenone in bast van boom, Georg Pencz, 1539
RmВот еще когда некоторые несознательные товарищи деревья-то стали портить)). Вроде бы он должен имена писать, а он что изображает? Непонятно.
Judgement of Paris, detail from the front panel of a sarcophagus: from left to right, Athena (with helmet), Hermes (with caduceus), Aphrodite (draped), Œnone (Paris' first wife, with pan pipes), Paris himself (with Phrygian cap) and Eros. Marble, Roman artwork from the Hadrianic period (117-138 CE), after Hellenistic themes.
викиПрисутствие Ойноны при суде попадается не слишком часто. Флейта Пана и бык имеются. А вот покрывало-парус у Венеры, видимо? Тогда понятно, что выбрал юноша)).
Het oordeel van Paris, anonymous, c. 1520
RmЗдесь совсем не похоже на Атиса, но уж больно картинка хороша))
Paris, in "Phrygian dress", a second-century CE Roman marble (The King's Library, British Museum)
викиВылитый Александр В.!
Paris, Giovanni Balestra, after Giovanni Tognolli, after Antonio Canova, 1784 - 1842
RmТаких статуй Канова вроде бы наделал несколько штук, все они в разных музеях. Еще бюстов он тоже несколько сделал.
The marble copy after the plaster original made by Boris Orlovsky in 1824.
Мраморная копия с гипсового оригинала, выполненного Б. И. Орловским в 1824 году. 1840. Tretyakov Gallery, Moscow
вики еще много-много картинок в
вики