Среди недавно обретенных книжек попалась книжка про Чатал-Хююк, турецкая на английском.
Ужасно интересно, но я не об этом).
При беглом чтении попалось слово киноварь (cinnabar). Посмотрела отчеты о раскопках,
например, тут. Там тоже встречается это слово.
Ддя общей информации, это неолитическое поселение существовало примерно за 6000 лет до н.э.
Пришлось слегка углубиться, потом закопаться, а что делать? Раз с синим пока не сложилось пока, может с красным получится).
Про киноварь, пигмент и минерал, сначала.
The Legation of the Czar of Muscovy on its way to the Meeting of the States-General in The Hague, 4 November 1631, Sybrand van Beest (attributed to), 1631 - 1674
RmКартинку сходу не нашла подходящую, потому пусть будет эта, тут красных оттенков много).
Показания, как обычно, расходятся.
"
Ки́новарь (др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari), - HgS - минерал, сульфид ртути(II). Самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. Греческое название киновари, употреблявшееся ещё Теофрастом, по одной из версий, происходит от др.-перс. zinjifrah, вероятно, означавшем «драконья кровь». Киноварью также называют неорганический пигмент, в прошлом получаемый из данного минерала, и соответствующий оттенок красного цвета".
"
Название, греческое слово, наиболее вероятно примененное Теофрастом к нескольким различным веществам. Другие источники говорят, что слово происходит от персидского: شنگرف shangarf (арабский как زنجفرة zinjifrah), слово неопределенного происхождения (также сравнивается санскритским सुगर sugara). На латыни он иногда назывался minium, что также означало «красная корица (red cinnamon)», хотя оба эти термина теперь относятся конкретно к тетроксиду свинца.
Cinnabar использовался из-за своего цвета с древности на Ближнем Востоке, в том числе в виде косметики rouge-type, в Новом Свете с культуры ольмеков и в Китае со времени династии Сун, где он использовался в окрашивании лаков".
"Использование Киновари в качестве краски в Новом Свете со времени культуры ольмеков иллюстрируется его использованием в королевских погребальных камерах во время пика цивилизации майя, наиболее ярко в Могиле Красной Королевы в Паленке (Tomb of the Red Queen in Palenque) (600-700 гг. н.э.), где останки благородной женщины и предметы, принадлежащие ей в ее саркофаге, были полностью покрыты ярко-красным порошком, сделанным из киновари."
Назывался по-разному, то минимом, то корицей. Возможно, называли этим словом неясного происхождения тоже разное.
Кроме персов и китайцев его еще и ольмеки открыли с ацтеками. Независимо.
ЭСБЕ называло цвет киновари "кошенильно-красный, переходящий в алый и свинцово-серый" и сообщало, что пигмент используется искусственный, а не натуральный, хотя это "одна из давно известных красных минеральных красок, встречается в природе в готовом виде".
Ну то есть сначала из руды получали ртуть и серу, а потом смешивали их обратно для получения краски. И уже очень давно.
"Технология получения искусственной киновари, получаемой сплавлением ртути и серы, стала известна в древние времена. Впервые искусственную киноварь таким способом получили, вероятно, в Китае. На востоке арабский алхимик Джабир говорит о получении искусственной киновари уже в VIII-IX веках. В Европе, судя по трактатам Ченнини, итальянские художники в XV веке использовали уже не минеральную киноварь, а искусственную."
А как можно получить краску из твердого минерала, никто не сообщает, по крайней мере, мне не попались эта информация.
Химико-технологические подробности я пропущу, хотя мне так и не удалось уяснить, как варили ртуть с серой в 8 веке, например.
На
сайте, посвященном иконописи, приводятся следующие занимательные сведения:
"У греков киноварь имела название «милое» (millos), у римлян - «миний» (minium). Плиний сообщает, что в его время некоторые путали «ци-нобер» (cinnabaris). Но цинобер - слово индийского происхождения (индийская киноварь), относящееся к драконовой крови.
Название киновари наиболее часто происходит от места её добычи или производства. В XIX веке натуральная киноварь привозилась в Россию из Испании (Альмаден), Югославии, Австрии, Калифорнии (Нью-Альмаден), Китая и Японии. Её привозили в кусках или размолотой. Лучшей размолотой киноварью была китайская. Эта киноварь была известна в Китае с доисторических времён и отличалась глубоким тёмно-красным цветом.
В истории использования киновари в живописи она имела следующие названия: китайский вермильён, китайская киноварь, к. французская, к. английская, к. голландская, вермильён, зензифра, зензифра стёртая, шашар, зендшафар, цинобри, перманентная киноварь, патентованная киноварь, китайский кармин, патент шарлак, экстра-киноварь; vermilion, vermilion de Chine, francais, anglais, de Hollande, Zinnober, Chinesischroth, Vermillonroth, Patentroth,Pariserroth, field`s vermilion, cinnabaris, Bergzinnober, naturlixher Zinnober, cinabre rouge, sandux, minium cappadocium и т.д.
Искусственная киноварь известна с XIII века.
Сухой способ приготовления был открыт немецким исследователем и философом Альбертом Великим (ок. 1193 - 1280), найдя особое первоначальное применение в Голландии и Идрии (тер. Югославии). Мокрый способ впервые стал известен в 1687 году, открыт G. Schulze. Оба способа производства искусственной киновари в дальнейшем претерпели значительные изменения. И природная и искусственная киновари имеют одинаковые химические и физические свойства, но искусственные сорта более яркие. Под воздействием прямых солнечных лучей некоторые сорта киновари очень быстро чернеют на поверхности. Но это явление не химической природы, а результат преобразования кристаллической киновари в аморфную.
КИНОВАРЬ ЭКАРЛЕТ, краска, представляющая собой искусственную красную киноварь, открытую в 1849 году. В химическом отношении - йодистая ртуть, HgI2. Цвет киновари экарлет очень яркий, средний между суриком свинцовым и красной киноварью. При своей яркости и красоте, краска не получила распространения ни в одном из видов живописи, как абсолютно не светостойкая, очень быстро чернеющая.
Киноварь экарлет имела следующие названия: скарлет йодистая киноварь, скарлет красный, бриллиантовый скарлет, йодистая серебряная, шарлак красный, шарлак блестящий; ecarlate, Iodquecr-silber, scarlet, scarlet vermilion, Skarletrot, Jodirot, Brillantscharlach, brilliant .scarlet."
Во-первых, тут непонятно, если искусственную киноварь изобрели давно, то почему привозили натуральную (и как ее все-таки производили?).
Во-вторых, тут приводится совершенно чудесное разнообразие наименований, среди которых встречается, например, кармин и переход "скарлет" в "экарлет" .
В-третьих, непонятно, чем милос у Плиния отличался от цинобера.
В-четвертых, появляется идея, почему в терминах красное путали с черным, может, потому как цинобер превращается из красного в черный, иногда обратимо, иногда нет (это из химических описаний уже)?
"
Русское название цвета в ходу по крайней мере с XII века, со временем киноварь стало обозначать не только цвет, но и минерал. Другое название этого цвета - китайский красный - в русском языке в ходу с начала XX века. Толкование греческого названия киновари κιννάβαρι как «драконова кровь», принятое в Европе XIV-XVIII веков и до сих пор встречающееся как этимологическая версия, возможно, было основано на рецепте китайской красной краски, изготовляемой из ядовитого сока китайского лакового дерева. Во многих европейских языках тот же пигмент из киновари и соответствующий цвет с XII века именовались фр. vermillon - «вермильо́н» в русском языке. До XVII века это название использовалось в Европе наряду с названием киноварь («цинобер» - kinnabari, cinnabar и др.), затем вермильон стал доминирующим названием. Яркий жёлто-красный оттенок краски из того же минерала в русской традиции может именоваться цино́бровый (от нем. zinober). В некоторых источниках можно найти указание на использование названий киноварь, вермильон, китайский красный для различающихся рецептурой красных красок и различающихся между собой оттенков красного, и указания на различия между несколькими видами оттенков цвета вермильон. Так, отмечается, что вермильон, этимологически происходящий от лат. vermis (червь), должен по цвету быть близок к кошенили, а цвет краски из киновари может варьировать от оранжево-красного до синевато-красного, в том числе и из-за примесей. В разное время в Европе киноварью могли называться оттенки, получаемые с применением более дешёвых красок: лат. minium - свинцового красного, и красок на основе охры, аурипигмента, иодида ртути. Киноварь может описываться как ярко-красный малиновый оттенок, красный и суриково-красный, яркий красно-жёлтый, насыщенный и броский красный, красный цвет как таковой, среднее состояние красного цвета".
Я лично здесь, кроме путаницы, ничего не вижу((
Непонятно, например, почему киноварь от греческого, а цинобровый - от немецкого.
Неясно, из чего же делали киноварь в Китае - из руды или сока ядовитого дерева.
Зато тут появляется червь-вермис-вермильон, как параллель русским словам "чермный" и "червонный". При чем никто не объясняет, почему червь-то.
Ну и кошениль опять мелькает, да.
"
Это цветообозначение (рудой / рудый) является одним из самых древних в русском языке, его история уходит корнями в индоевропейскую древность: слово восходит к и.-е. основе *roudh- «красный». Оно имеет абсолютные соответствия не только во многих славянских языках, но и в других индоевропейских языках. Следует заметить, что во многих и.-е. языках обобщенное название красного цвета восходит именно к и.-е. основе *reudh-/ *roudh-/ *rudh-, например, др.-инд. rudhira-, др.-греч. ёри6р6<;, лат. ruber, гот. rau^s, ирл. ruad, нем. Rot, англ. read.
Другими претендентами на роль обобщенного названия для различных оттенков красного цвета в русском языке были прилагательные чермный и червеный / червонный. Оба слова в древнерусском языке имели значение «красный» и могли определять цветовой тон различных предметов, причем если червеный / червонный характеризовало только предметы с естественной окраской (сок, лицо, радуга), то с помощью прил. чермный давалась цветовая характеристика и искусственно окрашенным предметам (риза).
Названные прилагательные (чермный, червеный / червонный) восходят к о.-слав. *сы*т-/ *сьгу- «червь; красная краска» и имеют соответствия во всех славянских языках, причем в современных славянских языках наиболее общим наименованием красного цвета, способным называть все оттенки этого тона, выступают лексемы, которые являются абсолютными соответствиями рус. червеный / червонный". (Автореферат диссертации по теме "Русский язык")
Текст автореферата не очень хорошо передает чужеродные символы, поэтому я не знаю, как некоторые корни пишутся на самом деле. Но в нем (тексте) просто масса всякого увлекательного.
Про исходное руд-ред занятно, потому что в другом источнике есть тому параллель, если не забуду, напишу. Потом)).
Еще одну цитату приведу и насильственно себя ограничу).
"На индоевропейском уровне также обнаруживаются факты, свидетельствующие о возможности образования от одного корня производных, называющих красные и черные тона. Например, от и.-е. *mel-/ *mol-/ *те!э- «темный, нечистый, грязный» образованы слова, имеющие в своей семантике сему красного цвета, в русском (малиновый), древнегреческом (fuXro<; «сурик, красный мел»), латинском языках (mulleus «красноватый, окрашенный пупруром»), сему черного цвета имеют слова, восходящие к этому корню в древнеиндийском (malina- «грязный, нечистый, черный»), древнегреческом (цсХок; «черный»), галльском (melinus «черный цвет»), латышском (melns «черный») языках. Следует отметить, что названный корень дает также рефлексы, у которых в значении отмечается сема желтого или синего цвета."
Поскольку, видимо, вся тема в один заход не уместится, про остальное будет в следующей серии, а тут тогда еще про киноварь и Дао, если кто не в курсе)):
"
Неисповедимым путем слово «Китай» произошло от названия народа киданей, впервые в истории Срединного государства принудившего его признать чужеземное господство. Не менее чудесно то, что в китайское обозначение этого народа - ци-дань входит иероглиф дань, символизирующий оригинальное достижение китайского духа, ставшее феноменом мировой культуры, - алхимию. Соответственно своей загадочной природе последняя присутствует в семантике слова «Китай» гораздо более изощренным образом, нежели «фарфор» в слове «China».
Китайская алхимия - это развивавшийся в Срединном государстве со 2-ой пол. I тыс. до н. э., главным образом сторонниками даосской философско-религиозной традиции (см. Даосизм), сложный комплекс философских идей, религиозных верований, магических ритуалов, научных достижений и практических (медицинских, фармакологических, диетологических, гимнастических, эротологических и др.) приемов, нацеленных на максимальное увеличение продолжительности жизни, омоложение и даже достижение бессмертия с помощью психофизиологических преобразований человеческого тела и физико-химических трансформаций используемых при этом природных веществ, прежде всего киновари (HgS, сернистой ртути, вермиллиона, циннбера) и золота (ср. Макробиотика). Соответственно в аутентичных обозначениях это явление предстает как искусство (шу) «плавления киновари» (лянь дань), «обессмерчивающей киновари» (сянь дань), «золота и киновари» (цзинь дань), или «киноварный путь» (дань дао), основанный на «секретных приемах [обращения] с киноварью» (дань цзюэ) и практикуемый «киноварными мужами» (дань ши, дань цзя, дань кэ) в «киноварных покоях» (дань фан).
Регистрируемые с первых веков н. э. специализированные трактаты по данной тематике, как правило, называются «законами киновари» (дань фа), «киноварными канонами» (дань цзин) или «киноварными писаниями» («книгами о киновари» - дань шу) <...>
Одно из крупнейших направлений даосизма получило наименование «течение киноварного котла» (дань дин пай).
Центральная роль киновари здесь связана как с ее химическим составом, образованным главными алхимическими элементами - ртутью и серой, так и с символическим значением присущего ей красного цвета. Нагревание («плавление, рафинирование» - лянь) киновари приводит к появлению жидкой ртути, что выражает одно из фундаментальных фазовых соотношений двух из «пяти первоэлементов» (у син) китайской «нумерологии» (сяншучжи-сюэ) - «огня» (хо) и «воды» (шуй), с которыми в свою очередь как с «мужским, активным, светлым» (ян) и «женским, пассивным, темным» (инь; см. Инь-ян) началами идентифицировались сера и ртуть. В свою очередь красный цвет киновари ассоциировался с самой жизненной субстанцией - кровью и также знаменовал собою идею рождения, возрождения, перерождения, будучи символом брака и новорожденного младенца (чи цзы - букв. «красный ребенок», но также «прекрасный муж/учитель/философ»)." (Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006-. Т. 5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. - 2009. - 1055 с. С. 340-344.
Автор: Кобзев А.И.)
Судя по всему, китайцы варили-таки ртуть, а не сок ядовитого дерева))